Конспект ООД «Русские посиделки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Аннотация
Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.
У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
Участие в данной образовательной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Предлагаемая образовательная деятельность может быть использована воспитателями, музыкальными руководителями, учителями начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД "Русские посиделки" | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Организованной образовательной деятельности в старшей группе
«Русские посиделки»
Аннотация
Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.
У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
Участие в данной образовательной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Предлагаемая образовательная деятельность может быть использована воспитателями, музыкальными руководителями, учителями начальных классов.
Список использованной литературы:
Лунина Г.В. "Воспитание детей на традициях русской культуры"- Москва: ЦГЛ, 2005г.
Фролова Н.Г., Пустовалова О.П. "Социальное развитие детей 3-7 лет "- Волгоград: Учитель, 2011.-147.
Задачи:
Образовательные:
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Развивающие:
- Развивать воображение, память, связную речь.
- Формировать умение эмоционально и выразительно общаться друг с другом.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русским традициям, любовь к русскому народному творчеству.
- Воспитывать положительные эмоции, способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми.
Предварительная работа:
- Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "Семейные праздники".
- Разучивание русских народных игр, танцев, хороводов.
- Слушание и исполнение русских народных песен.
- Чтение и обсуждение загадок, пословиц и поговорок.
- Беседа "Обычаи и традиции русского народа".
Оборудование:
Русская изба: русская печь, столы, скамейки, прялка;
Для украшения избы: рушники, полотенца, салфетки, коврики;
Для чаепития: самовар, чайная посуда, баранки, чай.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: разговор, объяснение, художественное слово, использование ТСО.
Формы: совместная деятельность, музыкально-ритмические движения, подвижная игра.
Ход образовательной деятельности
Хозяюшка (воспитатель в русском народном костюме) встречает детей.
Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах.
Хозяюшка: Добро пожаловать, гости дорогие!
Давно уж Вас поджидаю, без Вас речей не начинаю!
Сядем с Вами посидим о том, о сем поговорим.
Дети: Здравствуй, хозяюшка.
Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведёт рассказ:
Хозяюшка: Раньше в каждой деревне любила молодежь собраться, посидеть, чтоб себя показать и других посмотреть. Назывались такие вечера посиделками, и проходили они в доме с просторной горницей, где хозяйкою была одинокая женщина, которая пользовалась уважением и почетом среди окружающих. Она многое знала, умела, любила песни петь, хороводы водить, бывальщину рассказывать. Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней. Давайте и мы устроим такие посиделки?
Дети: Да.
Хозяюшка: Ну, веселье пошло! Интересно, кто кого перепоет? Девочки или мальчики?
Мальчик: Сядем, братцы, все рядком да частушки пропоем!
Девочка: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки. Запевайте поскорей, чтоб порадовать детей.
Дети исполняют частушки.
Начинаем петь частушки
Просим не смеяться
Тут народу очень много
Надо не стесняться
Поленился Вова утром
Причесался гребешком,
Подошла к нему корова.
Причесала языком!
Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила –
Накухарничала.
Кабы, кабы да кабы
На носу росли грибы
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны.
Сидит Ванька у ворот
Широко разинув рот,
А народ не разберёт,
Где ворота, а где рот
Я куличик испекла,
Угостила Ваню.
Он за это показал
Мне жука в стакане.
Мы пропели частушки,
Намотали вам на ушки.
Но вы не вникайте,
мимо пропускайте.
Хозяюшка: Хорошо поют и девочки и мальчики. А загадки отгадывать Вы умеете?
Дети: Умеем.
Хозяюшка: Это сейчас мы и проверим. (Хозяйка загадывает загадки.)
То худеет, то толстеет, громко-громко голосит. (Гармонь.)
Хвост с узорами, сапоги со шпорами, ночью распевает, время считает. (Петух.)
Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Лошадь.)
Сестра к брату в гости идет, а он, от нее прячется. (День, ночь.)
Без него плачемся, а как появится, от него прячемся. (Солнце.)
Хозяюшка: Показали свою смекалку и добры молодцы и" красны" девицы.
А сейчас вставайте не ленитесь, в хоровод все становитесь. Вьется, вьется хоровод, собирается народ.
Хоровод "Шёл козёл по лесу".
Дети в кругу держатся за руки. В центре водящий – «козёл» («коза»). Все идут по кругу и поют.
Шёл козёл по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу,
Принцессу, принцессу. Хоровод останавливается. Козёл выводит в
Середину круга девочку.
Давай с тобой попрыгаем, все дети выполняют «пружинку».
Попрыгаем, попрыгаем. «Козёл» и «принцесса» выполняют движения,
Ножками подрыгаем, о которых поется в песне.
Подрыгаем, попрыгаем.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Хвостиком помашем, помашем, помашем.
А потом попляшем, попляшем, попляшем!
Хозяюшка. Любите вы веселиться, а играть любите?
Дети: Любим.
Хозяюшка: Давайте поиграем в игру «Плетень».
Участники игры встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается верёвка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за хозяюшкой и поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетём.
Плеть – плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьется плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Хозяюшка запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень». Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд –
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетен, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Затем хозяюшка бегом увлекает хоровод, при это она петляет, делает крутые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Хозяюшка: Русские люди любили не только веселиться, но и трудиться. Всегда на Руси труд был в почете. Это нашло отражение во многих пословицах и поговорках. Давайте вспомним их вместе, (дети говорят пословицы).
Была бы охота, будет ладиться и работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дело мастера боится.
Хочешь, есть калачи-не лежи на печи.
От скуки бери дело в руки.
Умелые руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд - все перетрут.
Хозяюшка: А о какой черте русского народа сложены такие поговорки:
Что есть в печи - все на стол мечи.
Дом красив не углами, а пирогами.
Дети: Гостеприимство.
Хозяйка: Правильно - это русское хлебосольство. Проходите, гости дорогие, за столы, угощение готово: чай да пироги. Прошу всех гостей к самовару. За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, что бы вы умели принимать гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас приглашаю вас на чаепитие.
Дети: Чай пить - не дрова рубить.
Все садятся за столы. Посиделки заканчиваются общим чаепитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занимательного дела "Русские посиделки"
Интегрированное занятие по художественному труду...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки».
НОд по патриотическому воспитанию...
Конспект занятия "Русские посиделки"
Образовательная область "Позновательное развитие"...
Конспект НОД "Русские посиделки"
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. ...
Конспект НОД «Русские посиделки».
Цель: Дать детям возможность познакомиться с внутренним убранством избы, с предметами обихода, с традициями наших предков....
Конспект НОД "Русские посиделки"
Конспект...
Конспект досуга "Русские посиделки"
Знакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....