«В гости Машенька пришла»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Натали Николаевна Никитина

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_masha.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «В гости Машенька пришла»

Конспект занятия

Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычное занятие – у нас сегодня гости! Давайте с ними поздороваемся!

Но и это еще не все! К нам просилась в гости одна очень хорошая, любознательная, веселая девочка! Не догадываетесь, кто это? Чтобы развеять ваши сомнения и выбрать правильный ответ, послушайте следующую песенку! И тогда вы точно поймете, о ком я говорю.

Конечно это Машенька, из Мультфильма «Маша и Медведь». Вами очень любимого!

Как я уже сказала, Маша, девочка любознательная, интересующуюся. Как вы думаете, кто ей обо всем рассказывает? Конечно, медведь! Но Медведь – это житель лесной и он не может многоного объяснить Машеньке. И я пригласила ее к нам в группу, сказав, что вы у меня очень умные, разумные, знающие дети. И что вы уже в школу собираетесь.

Ну, что ребята, поможем Машеньке ответить на ее сложные вопросы?

Вот и замечательно!

Свои вопросы Машенька принесла вам в конвертах. Вот и первый конверт, открываем его и что там? Какое – то зашифрованное слово!

ПЕРВЫЙ КОНВЕРТ: А-Л-Ф-А-В-И-Т.

Ребята, объясните Машеньке, что такое алфавит? И зачем он нужен. Далее ответы детей. А давайте споем для нее песенку, которая так и называется «АЛФАВИТ».

Ну, теперь уж Машенька, точно запомнит, что такое алфавит и для чего он нужен.

ВТОРОЙ КОНВЕРТ: «ГЛАСНЫЕ-СОГЛАСНЫЕ»

Ребятки, Маша интересуется. Раз буквы такие дружные, сестрицы, почему одни – красные, а другие – синие. Это, наверное значит, что одни – хорошие, а другие – плохие? Она по секрету мне сказала, что Мишка не смог ответить ей на этот вопрос, а вы сможете!?

   Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. Давайте их назовем.

   Какие звуки мы называем согласными? (Такие, при произношении которых, встречаются препятствия, их нельзя громко произнести, пропеть). А что же это за препятствия? Что может мешать произносить согласный звук? (Язык, губы, зубы).  А сейчас, будьте внимательны.

Вот у Маши в конверте буквы все алфавита! Но они одинакового цвета. И вам надо будет разделиться на 2 команды и одной команде, выбрать буквы гласные, а второй найти все согласные.

МАША – УДАРЕНИЕ!

Мишка, тоже умеет писать и вот однажды написал ее имя, Маша хранит эту бумажку, но правда, над именем стоит какая-то клякса, маша пробовала ее стирать, но ничего не получилось. Видимо Мишка неуклюжий когда писал, нечаянно капнул чернилами.

Правильно дети, Это ударение! А зачем оно нужно. Конечно, чтобы правильно произносить слова, ведь если мы будем правильно произносить слова, окружающие будут хорошо нас понимать.

Это Машенька гласные бывают ударные и безударные.

ТРЕТИЙ КОНВЕРТ – ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ

        [х]                 [х’]

        [т]               [т’]

        [д]                [д’]

        [с]               [с’]        

Разминка

Ребята, Машенька устала немного и приглашает вас на свою разминку-зарядку.

КОНВЕРТ ЧЕТВЕРТЫЙ – ПЕРЕПУТАННЫЕ СЛОГИ

Машенька, буквы еще умеют дружить, и когда они дружат получаются слоги.

На стол слоги расставить правильно.

КОНВЕРТ ПЯТЫЙ ПЕРЕПУТАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ    

Ребята, Машенька большая выдумщица. И она составила несколько предложений. Но, по-моему, что-то в них не так. 

   НУЖНО ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ!

   На белке сидела елка.
- В помидорах и огурцах растут огороды.
- Рыба поймала рыбака.
- По кораблику плывет река.
- Куры кормят Марусю.

- Мышка поймала кошку.

- Анна идет в школу.

- Велосипед моет Витю.

Все ребята ровно встали,

Глазки на меня подняли,

Сели дружно, не зевайте!

На вопросы отвечайте!

Игра «Исправь ошибку»

Давайте подумаем и составим правильные предложения.

- На белке сидела елка. (На елке сидела белка).
- В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы).
- Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу).
- По кораблику плывет река. (По реке плывет кораблик).
- Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур).

- Мышка поймала кошку.

- Анна идет в школу.

- Велосипед моет Витю.

- Рама мыла маму.

ДЕТИ, МАША, СЧИТАЕТ, ЧТО ИСПРАВЛЯТЬ ЧУЖИЕ ОШИБКИ В ЧУЖИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОЧЕНЬ ЛЕГКО, А ВОТ СОСТАВИТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ НАМНОГО СЛОЖНЕЕ. Но мы постараемся, справиться и с этим заданием.

Конверт шестой – составь предложения

1. Замок, на, стоит, горе, высокой.

2. Дверь, замок, крепкий, висеть, на.

3. Наступила, стало, весна, тепло, и. (Наступила весна и стало тепло.)  

4. Ярко, солнце, светить. (Ярко светит солнце .)

5. Полка, новый, игрушки, стоять, много. (Много новых игрушек стоит на полке).

6. Опадать, деревья осень, листья с.

7. Жить, волк, лес, густой, в.

8. Полка, игрушки, стоять, много.

9. Норка, маленькая, мышка, сидеть, в.

10. Новый, лежать, кукла, красивый, коробка.

11. Двор, во, сегодня, дети, горка, строить.

12. Я карандаш, друг, дарить, новый.

РАЗМИНКА

Ну-ка, дети, не ленитесь,

На разминку становись!

Раз – мы встали, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись,

Три – руками три хлопка,

Головою три кивка.

Четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место можно сесть.

КОНВЕРТ СЕДЬМОЙ – КАРТИНКИ

ОПРЕДЕЛИТЬ, РОД, ЧИСЛО, ОДУШЕВЛЕННОСТЬ ИЛИ НЕОДУШЕВЛЕННОСТЬ И ВОПРОС НА КОТОРЫЙ ОТВЕЧАЕТ ПРЕДМЕТ.

Ребята, Машенька, думает, что по картинке мало что можно сказать, кроме того, что ее назвать. Но мы-то знаем, что по картинке можно многое сказать. Вот например, определить род, число и одушевленность предмета.

Покажем Машеньке?        

Картинки

котенок – котята

платье – платья

мед - мед

карандаш – карандаши

сено – сено

ухо – уши

обувь - обудки

стул стулья

кольцо - кольца

вода – вода

дрожжи – дрожжи

ножницы - ножницы

звезда – звезды

дерево – деревья

сахар – сахар

цветок – цветы

Одушевленное – неодушевленное Разминка

Если одушевленное – хлопай,

Неодушевленное – хлопки не выполняются.

Нога, пчела, арбуз, туфли, слон, чердак, облако, стрекоза, мышь, будильник, школа, друг, сестра, палас, стол, пряник, суслик, два суслика, капелька, три суслика, самолет, платье, волк.

Ребята, у вас в группе есть друзья? А вы знаете, что у слов есть тоже друзья и недруги. Сейчас мы с вами разберемся.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь  
Сахар    –  соль 
Чистота  –  грязь
Зима     –  лето 
Потолок  –  пол       
    
узкая    –  широкая /юбка/    
длинное  –  короткое /платье/    
сильный  –  слабый /спортсмен/    
веселая  –  грустная /девочка/    
высокий  –  низкий /человек/ 

Громкий – тихий

Жарко – холодно

Смеяться - плакать   

Шершавая – гладкая

Сандалии - валенки    
    
Смеется   –  плачет /ребенок/
Лежит     –  сидит /человек/
Закрыть   –  открыть /книгу/
Взлетает  –  садится /самолет/
Надевает  –  снимает /свитер/

СИНОНИМЫ

-Правильно, это Красная шапочка. Она просит вас вспомнить, слова синонимы – про одно и тоже разными словами. ( Автомобиль – машина, врач – доктор, конь – лошадь и т.д.)

ДУШИСТЫЙ – АРОМАТНЫЙ, ПАХУЧИЙ

ЖАРКИЙ – ЗНОЙНЫЙ, ПАЛЯЩИЙ

СТАРЫЙ- ВЕТХИЙ, ДРЯХЛЫЙ

ХОЛОДНЫЙ – МОРОЗНЫЙ, ЛЕДЯНОЙ

ГРУСТНЫЙ – ПЕЧАЛЬНЫЙ, НЕВЕСЕЛЫЙ,

ДРУГ – ПРИЯТЕЛЬ, ТОВАРИЩ

МИР - ВСЕЛЕННАЯ, КОСМОС

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – РАБОТЯЩИЙ

УМНЫЙ – МУДРЫЙ, ГОЛОВАСТЫЙ

ВОЕВАТЬ – БОРОТЬСЯ, БИТЬСЯ, СРАЖАТЬСЯ

ЖАДНЫЙ – АЛЧНЫЙ, СКУПОЙ

БОЯТЬСЯ – ПУГАТЬСЯ, ДРОЖАТЬ ОТ СТРАХА.

Физкультминутка «Веселая разминка»

​Наши пальчики устали – сели встали

Сели встали,

Наши ноженьки устали  - сели –в стали, сели встали,

Наши глазоньки устали – сели – встали, сели встали.

А теперь мы поморгаем и на место сядем.

МАШЕНЬКА, ГОВОРИТЬ, ЧТО АЛФАВИТ ДЕЛО ИНТЕРЕСНОЕ, НО ВМЕСТЕ С ТЕМ ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ. МАЛО ЗНАТЬ ТОЛЬКО ЕГО. ЧТОБЫ БЫТЬ ГРАМОТНЫМ НУЖНО УЗНАТЬ ЕЩЕ ОЧЕНЬ МНОГО.

МАШЕНЬ, ДЕТИ ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ТЕБЯ СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРО ТВОЙ СЛОЖНЫЙ ЛЮБИМЫЙ АЛФАВИТ.

СТИХИ

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славяэжтся!
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!


А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха,
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!


Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

РЕБЯТКИ, ВЫ ПРИЯТНО УДИВИЛИ МАШЕНЬКУ. ОНА ПРОСИТ У ВАС РАЗРЕШЕНИЯ, ЕСЛИ ЕЙ ВДРУГ ЕЙ ЧТО-НИБУДЬ СТАНЕТ НЕПОНЯТНО, МОЖЕТ ЛИ ОНА ОБРАТИТЬСЯ К ВАМ ЗА ПОМОЩЬЮ? ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.

А ЩЕ МАША ПОДГОТОВИЛАСЬ, И ПРИНЕСЛА ДЛЯ ВАС НЕБОЛЬШОЙ СЛАДКИЙ СЮРПРИЗ. ЗА ВАШЕ СТАРАНИЕ, ЗНАНИЯ И  МТРЕМЛЕНИЕ УЗАНАВАТЬ НОВОЕ.

ТАК ЧТО ГОТОВЬЕТ ВАШИ РУКИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие во 2 младшей группе. "У нас в гостях Машенька".

Програмное содержание: Обучающие задачи: Продолжать учить детй связной речи с опорой на наглядность - мнемотаблицу. Закреплять у детей знания о жизни диких животных. Учить детей строить домик, исполь...

Ознакомление с художественной литературой потешка «В гости кисонька пришла»

Программные задачи: 1.Познакомить детей с народной потешкой «Пошел котик на торжок». 2.Формировать у детей умение слушать стихотворный текст без наглядного сопровождения, повторять рифмующиеся сло...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Коммуникация» в группе общеразвивающей направлнности детей от 2 до 3 лет на тему игра – ситуация «В гости Машенька пришла»

Прог. сод.: Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать поэтическое восприятие; вовлекать в совместное пересказывание знакомой сказки, побуждать к игре с движениями. Ме...

Методическая разработка конспекта по развитию речи "в гости Машенька пришла"

конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего возраста «в гости машенька пришла» (с использованием здоровье сберегающих и игровых технологий)...

У нас в гостях Машенька (занятие для II-ой мл. группы)

Интегрированное занятие во II-ой мл. группе...

«В гости Машенька пришла»

Конспект занятия по развитию речиСтаршая группа...