Конспект занятия по ознакомлению с родным краем
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Казачкова Валентина Петровна

 

«Здравствуй, Родина моя!»

         Интегрированное занятие в старшей группе

 

 

                                                                                   

                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_rodina_moya.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

«Здравствуй, Родина моя!»

         Интегрированное занятие в старшей группе

                                                                                           Казачкова Валентина Петровна

                                                                 воспитатель первой квалификационной              

                                                                 категории  Муниципального бюджетного

                                                                 дошкольного образовательного

                                                                 учреждения «Детский сад                                        

                                                                 общеразвивающего вида «Буратино»  

                                                                 Аксубаевского муниципального района

                                                                 Республики Татарстан                        

                             

    пгт Аксубаево        

               Январь 2014г

Программные задачи:

1.      Расширять и обобщать представления детей о посёлке Аксубаево, его достопримечательностях. Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем посёлка Аксубаево. Углублять знания детей о лесе, о животном и растительном мире родного края.

2.      Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь.

3.      Воспитать любовь к родному краю, родной природе, родному языку.

Предварительная работа с детьми: беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края;

целевые прогулки по улицам посёлка, посещение краеведческого музея; разучивание песен, игр; ознакомление с татарским национальным фольклором, народно-прикладным искусством;

чтение сказки  «Шурале».
Оборудование и материал: клубок, аудио запись татарской народной музыки, магнитофон, костюм Шурале, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку  .
Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им.

Упражнение «Ручеёк радости» (дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передаёт по цепочке свою радость и хорошее настроение)

Воспитатель:

Утром солнышко встает,         Я пою и в тишине                                  Отвечаю травам я,
Нас на улицу зовёт.                 Подпевают птицы мне.                         Отвечаю ветру я,
Выхожу из дома я:                   Травы шепчут мне в пути:                    Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, улица моя!         – Ты скорей, дружок, расти!              – Здравствуй, Родина моя!

 - Ребята, кто из вас знает, как называется наша родина? 

Ответы детей.      

Воспитатель: У меня в руках клубочек, он не простой, а волшебный. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному посёлку ,посмотрим на его достопримечательности.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в посёлке Аксубаево, а кто знает, как по-татарски будет называться наш посёлок?

Дети: Аксубай.

Воспитатель:  Правильно, а как называют жителей нашего посёлка?

Дети: Аксубаевцы.

Воспитатель: Вы правы. А сейчас наш клубочек покатиться, мы пойдем по его следам (идем по следам клубочка).

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Это сундучок.
Воспитатель: Сундучок не простой, а волшебный. Как мы откроем его?
Дети: Давайте скажем вежливые слова, и может быть сундучок и откроется.
Воспитатель: Давайте, попробуем, ребята.
Закрепление « Вежливые слова».
Дети по очереди называют вежливые слова « Здравствуйте - Ис
әнмесез», « Добро пожаловать – Рәхим итегез», «Спасибо - Рәхмәт», « Извините, пожалуйста – Гафу итегез», « Простите – Гафу итегез», « Будьте добры – Мәрхәмәтле булыгыз».

Воспитатель: Молодцы. Сундучок открылся. В нем лежит свиток, давайте прочитаем его.

«Давным-давно, на месте нашего посёлка, вдоль живописных берегов малых рек Малого Черемшана и Сульчи, впадающих в большую Каму, с многочисленными притоками, берущими свое начало с вечных родников, стояли дремучие леса. Люди отыскивали поляны свободной земли  и поселялись в этом благодатном крае.  Лес кормил, грел, защищал людей от непогоды и бедствий.

В сохранившихся документах, дошедших до нас списки селений Казанского края за 1771-1773 года значится, что деревня Аксубаево входила в Староибрайкинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. Но Аксубаево в документах той поры писалось не «Аксубаево», а «Аксубай», что с перевода с татарского языка означает Ак су – белая вода, бай – богач, богатый. Археолог, историк, доктор исторических наук Равиль Габдрахманович Фахрутдинов, описывая городище Булгарского периода, находящиеся недалеко от рабочего поселка Аксубаево, отмечает, что городище расположено на берегу речки Ак-су. Такая речка у города-крепости средневековья была. Теперь она высохла, по ее следу видно, что она впадала в Сульчу.

Но и сама вода в Аксубаеве белая, точнее с какой-то белой примесью. И сейчас вода у нас с высоким содержанием извести.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком (идем по следам клубочка). Ребята, посмотрите перед нами волшебный лес (стоит скамейка, дети садятся, звучит тихая татарская мелодия). Давайте посмотрим, кто же живет в этом лесу (дети называют диких животных на татарском языке: аю, куян, бүре, керпе, төлке и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали всех диких животных.

Сюрпризный момент: раздается крики « Помогите».
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то кричит?
- Помогите, спасите! Пальцам больно! (воспитатель группы в роли Шурале)
Давайте поближе подойдем и посмотрим, кто так сильно кричит.
Отвечают дети, владеющие глубокими познаниями татарской литературы. (дифференцированный подход)
Дети: Это ведь Шурале. Он из сказки. Написал, эту сказку татарский писатель, Г.Тукай. Вот какой волшебный лес. Значит, он живёт здесь. Он нас не тронет?
Шурале: Девочки и мальчики, пожалуйста, помогите мне.  Джигит по имени «Вгодуминувшем» прищемил мои пальцы и не приходит больше в лес. Я устал ждать его. Пальцы болят, мне очень холодно. Вы меня не бойтесь, освободите, пожалуйста. Я вам обещаю – никогда никого не буду обижать и трогать.
Дети освобождают Шурале. Он радуется.
Шурале: Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Спасибо, вам ребята. - А вы про меня знаете песню?
Дети: Знаем.
Хороводная игра « Шурале».
Шурале: Молодцы. Доброго пути вам ,ребята. Примите от меня гостинцы (в мешочке отдает воспитателю, дети благодарят его). Спасибо вам! До свидания! (прощаемся, он уходит, а мы продолжаем путь по следам клубочка).

Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком . Ребята, а кто знает, что это за памятник перед нами?

Ребенок: Это Вечный Огонь. Он горит в память о героях войны. Наши земляки-аксубаевцы  боролись за родину, погибли, защищая её. Наши улицы названы в честь их. Сооружена стена Памяти героев, где записаны их имена.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а где вы отдыхаете вместе с родителями во время праздников?

Дети: На площади .

Воспитатель: Это центральная площадь нашего посёлка, находящаяся на улице Ленина. Шумно, весело и ярко проходят здесь веселые ярмарки, проводы зимы, праздники семьи, встреча Нового года! Здесь появилось много аттракционов и развлечений для детей.

Воспитатель: Ребята, а где мы можем поиграть в футбол летом, а зимой  покататься на коньках?

Дети: На стадионе.

 Здравствуй, солнцем озарен,

Наш центральный стадион!

Тренируясь, мы растем,

Мы сильнее с каждым днем!

 Воспитатель: А в каком месте мы отмечаем большой татарский национальный  праздник Сабантуй?

Дети: На майдане.

Воспитатель: Сабантуй- праздник плуга, праздник веселья и труда. Его празднуют  весной, по окончании посевных работ.

 Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по нашему посёлку, я хотела бы вам предложить маленькую викторину, чтобы проверить  насколько вы хорошо знаете свой посёлок, внимательными ли были.

Воспитатель: Как называют жителей посёлка Аксубаево? (Аксубаевцы)

На какой реке стоит наш посёлок? (Сульча)

Почему посёлок Аксубаево так называют ? (Ак су – белая вода, бай – богач)

Праздник плуга и труда?  (Сабантуй)

Как называется центральная улица посёлка? (Ленина)

В честь кого горит Вечный огонь? ( Аксубаевцев,  погибших в годы Великой Отечественной войны)

 Вы успешно справились с вопросами, внимательно слушали, старались. Молодцы! Наше  небольшое путешествие по родному посёлку закончилось.

 Воспитатель:

Посёлок  наш раскрыл объятья – в нем царит покой и мир.

Все народы здесь как братья – и батыр и богатырь.

Ты расти, родной посёлок, молодей и процветай!

Навсегда нам будет дорог Аксубаевский наш край!

Список используемой литературы:

Волков В.И. « Край родимый, Аксубай» , Казань, Татарское книжное издательство,1993.

Харисоф Л., Гарипова В. «Татарстан – моя Родина», Казань, Магариф, 1998 г.

Фахрутдинов Р. «История татарского народа и Татарстана», Казань, Магариф, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с родным краем в первой младшей группе"В гости кошка к нам пришла"

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» обогащение словаря:(детеныш, позабавить Тема занятия: «В гости кошка пришла»Программное содержание:...

Занятие по ознакомлению с родным краем "Животные сибирской тайги" (младшая группа)

Цель: формировать патриотические чувства к родному краю через ознакомление детей с животным миром сибирской тайги...

Конспект занятия по ознакомлению с родным краем «Знакомство с историей села»

Конспект занятия по озанкомоению с родным селом  и известными людьми села....

Конспект ООД по ознакомлению с родным краем в младшей группе на тему: "Мы весёлые матрёшки"

Данное занятие позволяет формировать у детей познавательный интерес к  русской народной культуре через ознакомление с  игрушкой- матрёшкой...

Конспект НОД по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Истринское водохранилище»

Конспект НОД по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возрастана тему: «Истринское водохранилище»...

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с родным краем «Наш район в прошлом, настоящем и будущем (с использованием «Путешествие по реке времени»)»

Цель: Закрепление знаний детей об историческом прошлом Курьинского района и его современной жизни.Задачи:      1.  Развивать у детей любознательность,  интерес к ...

Конспект Занятия по ознакомлению с родным краем «Кто такие казаки?»

Цели и задачи:Воспитывать у детей любовь к малой родине, интерес к прошлому наших дедов и прадедов.Вызвать желание играть в народные подвижные казачьи игры....