Конспект занятия по ознакомлению с родным краем
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
«Здравствуй, Родина моя!»
Интегрированное занятие в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuy_rodina_moya.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здравствуй, Родина моя!»
Интегрированное занятие в старшей группе
Казачкова Валентина Петровна
воспитатель первой квалификационной
категории Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад
общеразвивающего вида «Буратино»
Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
пгт Аксубаево
Январь 2014г
Программные задачи:
1. Расширять и обобщать представления детей о посёлке Аксубаево, его достопримечательностях. Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем посёлка Аксубаево. Углублять знания детей о лесе, о животном и растительном мире родного края.
2. Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь.
3. Воспитать любовь к родному краю, родной природе, родному языку.
Предварительная работа с детьми: беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края;
целевые прогулки по улицам посёлка, посещение краеведческого музея; разучивание песен, игр; ознакомление с татарским национальным фольклором, народно-прикладным искусством;
чтение сказки «Шурале».
Оборудование и материал: клубок, аудио запись татарской народной музыки, магнитофон, костюм Шурале, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку .
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им.
Упражнение «Ручеёк радости» (дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передаёт по цепочке свою радость и хорошее настроение)
Воспитатель:
Утром солнышко встает, Я пою и в тишине Отвечаю травам я,
Нас на улицу зовёт. Подпевают птицы мне. Отвечаю ветру я,
Выхожу из дома я: Травы шепчут мне в пути: Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, улица моя! – Ты скорей, дружок, расти! – Здравствуй, Родина моя!
- Ребята, кто из вас знает, как называется наша родина?
Ответы детей.
Воспитатель: У меня в руках клубочек, он не простой, а волшебный. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному посёлку ,посмотрим на его достопримечательности.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в посёлке Аксубаево, а кто знает, как по-татарски будет называться наш посёлок?
Дети: Аксубай.
Воспитатель: Правильно, а как называют жителей нашего посёлка?
Дети: Аксубаевцы.
Воспитатель: Вы правы. А сейчас наш клубочек покатиться, мы пойдем по его следам (идем по следам клубочка).
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Это сундучок.
Воспитатель: Сундучок не простой, а волшебный. Как мы откроем его?
Дети: Давайте скажем вежливые слова, и может быть сундучок и откроется.
Воспитатель: Давайте, попробуем, ребята.
Закрепление « Вежливые слова».
Дети по очереди называют вежливые слова « Здравствуйте - Исәнмесез», « Добро пожаловать – Рәхим итегез», «Спасибо - Рәхмәт», « Извините, пожалуйста – Гафу итегез», « Простите – Гафу итегез», « Будьте добры – Мәрхәмәтле булыгыз».
Воспитатель: Молодцы. Сундучок открылся. В нем лежит свиток, давайте прочитаем его.
«Давным-давно, на месте нашего посёлка, вдоль живописных берегов малых рек Малого Черемшана и Сульчи, впадающих в большую Каму, с многочисленными притоками, берущими свое начало с вечных родников, стояли дремучие леса. Люди отыскивали поляны свободной земли и поселялись в этом благодатном крае. Лес кормил, грел, защищал людей от непогоды и бедствий.
В сохранившихся документах, дошедших до нас списки селений Казанского края за 1771-1773 года значится, что деревня Аксубаево входила в Староибрайкинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. Но Аксубаево в документах той поры писалось не «Аксубаево», а «Аксубай», что с перевода с татарского языка означает Ак су – белая вода, бай – богач, богатый. Археолог, историк, доктор исторических наук Равиль Габдрахманович Фахрутдинов, описывая городище Булгарского периода, находящиеся недалеко от рабочего поселка Аксубаево, отмечает, что городище расположено на берегу речки Ак-су. Такая речка у города-крепости средневековья была. Теперь она высохла, по ее следу видно, что она впадала в Сульчу.
Но и сама вода в Аксубаеве белая, точнее с какой-то белой примесью. И сейчас вода у нас с высоким содержанием извести.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком (идем по следам клубочка). Ребята, посмотрите перед нами волшебный лес (стоит скамейка, дети садятся, звучит тихая татарская мелодия). Давайте посмотрим, кто же живет в этом лесу (дети называют диких животных на татарском языке: аю, куян, бүре, керпе, төлке и т.д.).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали всех диких животных.
Сюрпризный момент: раздается крики « Помогите».
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то кричит?
- Помогите, спасите! Пальцам больно! (воспитатель группы в роли Шурале)
Давайте поближе подойдем и посмотрим, кто так сильно кричит.
Отвечают дети, владеющие глубокими познаниями татарской литературы. (дифференцированный подход)
Дети: Это ведь Шурале. Он из сказки. Написал, эту сказку татарский писатель, Г.Тукай. Вот какой волшебный лес. Значит, он живёт здесь. Он нас не тронет?
Шурале: Девочки и мальчики, пожалуйста, помогите мне. Джигит по имени «Вгодуминувшем» прищемил мои пальцы и не приходит больше в лес. Я устал ждать его. Пальцы болят, мне очень холодно. Вы меня не бойтесь, освободите, пожалуйста. Я вам обещаю – никогда никого не буду обижать и трогать.
Дети освобождают Шурале. Он радуется.
Шурале: Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Спасибо, вам ребята. - А вы про меня знаете песню?
Дети: Знаем.
Хороводная игра « Шурале».
Шурале: Молодцы. Доброго пути вам ,ребята. Примите от меня гостинцы (в мешочке отдает воспитателю, дети благодарят его). Спасибо вам! До свидания! (прощаемся, он уходит, а мы продолжаем путь по следам клубочка).
Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком . Ребята, а кто знает, что это за памятник перед нами?
Ребенок: Это Вечный Огонь. Он горит в память о героях войны. Наши земляки-аксубаевцы боролись за родину, погибли, защищая её. Наши улицы названы в честь их. Сооружена стена Памяти героев, где записаны их имена.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а где вы отдыхаете вместе с родителями во время праздников?
Дети: На площади .
Воспитатель: Это центральная площадь нашего посёлка, находящаяся на улице Ленина. Шумно, весело и ярко проходят здесь веселые ярмарки, проводы зимы, праздники семьи, встреча Нового года! Здесь появилось много аттракционов и развлечений для детей.
Воспитатель: Ребята, а где мы можем поиграть в футбол летом, а зимой покататься на коньках?
Дети: На стадионе.
Здравствуй, солнцем озарен,
Наш центральный стадион!
Тренируясь, мы растем,
Мы сильнее с каждым днем!
Воспитатель: А в каком месте мы отмечаем большой татарский национальный праздник Сабантуй?
Дети: На майдане.
Воспитатель: Сабантуй- праздник плуга, праздник веселья и труда. Его празднуют весной, по окончании посевных работ.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по нашему посёлку, я хотела бы вам предложить маленькую викторину, чтобы проверить насколько вы хорошо знаете свой посёлок, внимательными ли были.
Воспитатель: Как называют жителей посёлка Аксубаево? (Аксубаевцы)
На какой реке стоит наш посёлок? (Сульча)
Почему посёлок Аксубаево так называют ? (Ак су – белая вода, бай – богач)
Праздник плуга и труда? (Сабантуй)
Как называется центральная улица посёлка? (Ленина)
В честь кого горит Вечный огонь? ( Аксубаевцев, погибших в годы Великой Отечественной войны)
Вы успешно справились с вопросами, внимательно слушали, старались. Молодцы! Наше небольшое путешествие по родному посёлку закончилось.
Воспитатель:
Посёлок наш раскрыл объятья – в нем царит покой и мир.
Все народы здесь как братья – и батыр и богатырь.
Ты расти, родной посёлок, молодей и процветай!
Навсегда нам будет дорог Аксубаевский наш край!
Список используемой литературы:
Волков В.И. « Край родимый, Аксубай» , Казань, Татарское книжное издательство,1993.
Харисоф Л., Гарипова В. «Татарстан – моя Родина», Казань, Магариф, 1998 г.
Фахрутдинов Р. «История татарского народа и Татарстана», Казань, Магариф, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с родным краем в первой младшей группе"В гости кошка к нам пришла"
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» обогащение словаря:(детеныш, позабавить Тема занятия: «В гости кошка пришла»Программное содержание:...
Занятие по ознакомлению с родным краем "Животные сибирской тайги" (младшая группа)
Цель: формировать патриотические чувства к родному краю через ознакомление детей с животным миром сибирской тайги...
Конспект занятия по ознакомлению с родным краем «Знакомство с историей села»
Конспект занятия по озанкомоению с родным селом и известными людьми села....
Конспект ООД по ознакомлению с родным краем в младшей группе на тему: "Мы весёлые матрёшки"
Данное занятие позволяет формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с игрушкой- матрёшкой...
Конспект НОД по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Истринское водохранилище»
Конспект НОД по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возрастана тему: «Истринское водохранилище»...
Конспект познавательного занятия по ознакомлению с родным краем «Наш район в прошлом, настоящем и будущем (с использованием «Путешествие по реке времени»)»
Цель: Закрепление знаний детей об историческом прошлом Курьинского района и его современной жизни.Задачи: 1. Развивать у детей любознательность, интерес к ...
Конспект Занятия по ознакомлению с родным краем «Кто такие казаки?»
Цели и задачи:Воспитывать у детей любовь к малой родине, интерес к прошлому наших дедов и прадедов.Вызвать желание играть в народные подвижные казачьи игры....