Индивидуальный план работы по самообразованию.
материал по развитию речи на тему
Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.
Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.
Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.
Разработанные нами алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 - 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Индивидуальный план работы по самообразованию.
воспитателя
Бревновой Стеллы Сергеевны.
Тема: «Развитие творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик»
г Югорск 2014-215 г.
- Цель: Создание условий для развития творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик.
- Задачи:
- Формировать и совершенствовать речевые способности и умения детей.
- Побуждать интерес к активному общению, умению строить диалог, развивать речь детей через составления сравнительных характеристик, создавать условия для его выполнения.
- Создавать среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу.
1 этап
1. Учить понимать и повторять за педагогом Имена признаков Объекта и их Значения.
2. Учить детей выделять некоторые Имена признаков и их значения у Объекта.
3. Упражнять в сравнении объектов по Именам признаков и их Значениям.
4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием Имени признака и давать ответы описательного характера по определенному Объекту.
5. Создавать условия для использования Имен признаков и их Значений в обсуждениях.
2 этап
- Обучение детей составлению сравнений.
Работа с родителями:
Октябрь
Изготовление дидактических пособий
Ноябрь
Папка-передвижка: «Признаки»
Январь
Консультация: «Обучение сравнению»
Март
Памятка: «Сравниваем вместе»
Период | Тема | Цель | Содержание |
Сентябрь | «Знакомство с признаками» | Учить понимать и повторять за педагогом имена признаков объекта и их значения. | Знакомство и работа с пособием «Домик признаков» |
Октябрь | «Какой объект?»; «Угадай по описанию» | Закрепление изученных признаков. Выделение разных признаков в объекте. | Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета. |
Ноябрь | «Выбери признак, который есть у других объектов» | Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта. | Воспитатель называет объект. Дети называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные). |
Декабрь | «Необычный подарок» | Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. | Воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребенка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак. |
Январь | «Невпопад» | Учить детей объяснять несвойственные объекту действия. | Воспитатель называет предмет и бросает мяч ребенку. Он называет любое действие невпопад – не свойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь (расческа пищит) в реальной жизни. |
Февраль | «Ожившие предметы» | Учить наделять живые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками. | Воспитатель предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Воспитатель предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. Например: солнечный летний день на море. Дети выбирают и характеризуют море: море спокойное, спящее, тихо дышит. |
Март | «Я назову признак, а вы перечислите его значение» | Учить детей подбирать разные значения одному признаку. | Воспитатель предлагает поиграть и называет признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). |
Апрель | «Противоположные свойства» | Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта. | Воспитатель просит назвать противоположность по цвету (бесцветный – цветной, черный – белый). Затем по форме (бесформенный – с формой, круглый – угловатый), по температуре (холодный – горячий) и т.д. |
Май | «Что делает так же?» | Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» | Воспитатель называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты, у которых названное действие ярко выражено («Воробей что делает? Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь). Из предложенных вариантов составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.
Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...
индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Тематическое планирование деятельности по самообразованию...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»
Правила дорожного движения- основа безопасности дошкольника....
Индивидуальный план работы по самообразованию
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме "Умственное воспитание детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки"...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».
Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...