Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кузьмина Валентина Александровна

Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей

подготовительного возраста с использованием здоровьесберегающих

технологий, исследовательской деятельности.

«Блокада Ленинграда»

Цель:

Познакомить детей с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Задачи:

1. Активизировать познавательную деятельность;

2. Предоставить информацию о блокадном Ленинграде;

3. Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;

4. Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы,

альпинист;

5. Воспитывать любовь к своей стране, родному городу, гордость за него;

6. Закрепить умение собирать целое изображение из частей;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей

подготовительного возраста с использованием здоровьесберегающих

технологий, исследовательской деятельности.

«Блокада Ленинграда»

Цель:

Познакомить детей с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Задачи:

1. Активизировать познавательную деятельность;

2. Предоставить информацию о блокадном Ленинграде;

3. Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;

4. Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы,

альпинист;

5. Воспитывать любовь к своей стране, родному городу, гордость за него;

6. Закрепить умение собирать целое изображение из частей;

Презентация: Репродукция карты Ленинградского фронта 1942 г., фотографии блокадного города, фотографии современного города, разрезные картинки, кассета с песней «Вставай, страна огромная», кусочек чёрного хлеба.

Подготовительная работа:

Заучивание стихов о блокаде, составление ребёнком рассказа о своей прабабушке, пережившей блокаду.

Ход занятия.

Воспитатель (В):

- В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту. - Вы догадались, в каком городе жила Танечка?

Дети (Д):

- В Санкт-Петербурге.

В:

- Как ещё наш город назывался раньше?

Д:

- Петербург, Петроград, Ленинград.

В:

- Молодцы, правильно, но в то время, когда жила Таня наш город назывался

Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Запись песни  «Вставай, страна огромная».

В: - На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…

Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!». И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

- Посмотрите на карту, на что это похоже?

Д:

- Круг, кольцо.

В:

- Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Давайте подойдём друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом. В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.

- Давайте рассмотрим фотографии, сделанные в блокадном Ленинграде и в наше время. Что изменилось?

Дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады.

В:

- И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной. Сейчас Семен расскажет нам, о своей прабабушке, которая пережила эту страшную блокаду.

Рассказ ребёнка.

Дети читают с стихотворение Глеба Семёнова «Мужество».

1 ребенок

Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас- хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

2 ребенок

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

3 ребенок

Мы усмиряли потный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…..

Город жил - исполнен наших малых сил.

В: - Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, осталась одна Таня. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - но дорога существовала.

Физкультминутка:

«Перейди на другой берег» (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку)

В:

- Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Дети читают стихотворение «Блокадные дни».

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

В:

- Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра «Разрезные картинки»

В:

- На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш город получил звание «Города - героя». Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Цель.Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.Задачи:Совершенствование восприятияРазвитие внимания (концентрация, переключ...

План – конспект совместной деятельности по развитию речи детей второй младшей группы «В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ»

Неречевые цели:·        Развитие координации движений, ориентации в пространстве;·        Развитие слухового внимания, памяти;·...

Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей старшей группы на тему «Сова» (по сказке В.Бианки)

Цель: Формировать элементарные экологические представления о природе посредством произведений В. Бианки.Задачи:Развивать связную речь, умение подбирать прилагательные к существительным;Активизиро...

Конспект совместной деятельности по развитию речи детей 5-6 лет Составление рассказа по отдельным фрагментам картины по плану, предложенному воспитателем по картине: «Катание на санках»

материал содержит конспект нод по составлению рассказа по картине. конспект можно использовать для непосредственной работы по картине "Катание на санках", а можно использовать как макет с пр...

Конспект совместной деятельности по развитию речи детей 5-6 лет Составление продолжения рассказа по картине: «Пускаем кораблики»

материал содержит конспект нод по составлению рассказа по картине. конспект можно использовать для непосредственной работы по картине "Пускаем кораблики", а можно использовать как макет с пр...