«Формирование связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Связная речь это самая сложная единица речи. Основная роль в развитии связной речи отводится мотивации. Но традиционные методы не не ведут к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов. Рассказы детей фактически являются вариантами образца воспитателя.У детей теряется интерес к рассказу. В данной работе я представила технологию, которую открыла для себя и использую в своей работе. Мне она показалась практически содержательной, интересной.  И как результат - дети проявляют интерес к составлению творческих рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayl.docx397.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                        СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  1. Введение                                                                                 4 стр.
  2. Актуальность работы                                                            5 стр.
  3. Аннотация к практическим материалам                               6 стр.
  4. Содержание работы                                                               7 стр.
  5. Список литературы                                                               23 стр.
  6. Приложение                                                                           24 стр.          

Тема: «Формирование связной речи у детей с ограниченными возможностями  здоровья»                                            

                                               ВВЕДЕНИЕ

Как показывает опыт работы большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникативных навыков и другие качества личности интегративного характера,  невозможно без целостного восприятия мира ребенком, без понимания им связей и взаимодействий окружения.

Использование ТРИЗ - технологии позволяет решать задачи развития речи через систему творческих заданий. Суть этих заданий в том, что ребенок не получает задание в готовом виде, а вовлечен в процесс активного поиска своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность,  поисковая активность, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения. Эта технология позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому я остановила свой выбор на использовании ТРИЗ – технологии в коррекционной работе.

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

                                АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

Практика работы с детьми ОВЗ показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства актуально использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научить работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Поэтому мне показалось интересным использование приема моделирования мыслительных действий. Для детей это схемы шагов алгоритма, которые позволяют составлять рассказ по любой сюжетной картине или серии картин, решая при этом задачи познавательного плана.

                     АННОТАЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ

Представляю вашему вниманию две дидактические игры: «Паровозик из картинок» и «Волшебные часы». Данные игры позволяют эффективно развивать связную речь детей ОВЗ 5-7 лет в процессе работы с сюжетной картиной и серией картин. Основное внимание в играх уделяется усвоению ребенком обобщенных способов умственной деятельности (осознание дошкольниками шагов алгоритма) при создании собственного речевого продукта.

Данные игры созданы на основе общей теории сильного мышления, теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения для решения задач дошкольного образования, в контексте современного законодательства.

Игры предназначены к использованию педагогами ДОУ и неравнодушными родителями.

                           

                                   СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  • Игра «Паровозик из картинок»

 Игра «Паровозик из картинок» позволяет детям освоить логические операции  воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст как сопровождение к серии картинок; и, главное, осознать последовательность этапов работы со всеми логическими сериями картинок.

Основные задачи работы с серией картинок

- Собрать логическую последовательность какого-либо сюжета из отдельно взятых картинок (кадров)

- Составить связный рассказ по сюжету.

- Стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.

- Осознать и озвучить правила составления серии картинок (ребенок должен научить кого-то собирать картинки в логической последовательности).

Оборудование: Серия картинок, эмблемы этапов, магниты, магнитная доска.

Знакомство с игрой осуществляется в определенной последовательности. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение. Приложение № 1.

Этап 1. «Паровозик из картинок» Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ)

Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учета последовательности сюжета. По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие: Дать в руки ребенку набор перепутанных картинок. Ребенку ОВЗ пятилетнего возраста достаточно серии из 4-х картинок. Детям старше пяти лет количество картинок увеличивается, при этом учитывая индивидуальные особенности ребенка. Затем просим разложить картинки в ряд – паровозиком и показать схему игры.

Этап 2. «Назови место, где происходят события» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253171-1413378978.jpg

Цель: научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщение (события всегда происходят в определенном месте и места могут быть разные). По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие: Предложить детям, глядя на картинки, найти место, в котором происходят события, и как можно точнее обозначить его словом. Показать схему игры «Назови место, где происходят события»

Этап 3. «Определи время событий» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253171-1413378999.jpg

Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках, и делать обобщение (события всегда происходят в определенное время года и в какую-то часть суток). По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие: Предложить детям определить время года или части суток на каждой картинке. Показать схему игры «Определи время событий»

Этап 4. «Найди общих героев на всех картинках» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253171-1413379024.jpg

Цель: научить ребенка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии. Учить детей делать обобщение (в событиях всегда есть действующие лица и предметы). По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие: Найди сквозного героя и объекты, которые изображены на всех без исключения картинках.

Этап 5. «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»

 http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253171-1413379047.jpg

Цель: научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия. Учить делать обобщения (все герои чего-то хотят и для этого совершают какие-то действия). По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие: Предложить ребенку поочередно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать, для чего он это сделал. Используется логическая цепочка «объект – действие – цель действия».

Этап 6. «Что за чем?» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253171-1413379067.jpg

Цель: учить детей устанавливать логическую последовательность действий на картинках. По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие: Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку, переложить её ближе к себе. Еще раз назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру «Что было раньше – что будет потом». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд.

Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, можно предложить посмотреть на оставшиеся картинки  и поставить их между какими-либо кадрами. В случае нарушения логики временных связей предлагается вспомнить последовательность частей суток или времени года, их характерные признаки. В случае нарушения логики в установлении места действия можно задать уточняющий вопрос: «В каком месте происходит последующее действие?». Если ошибка связана с изменением признаков объекта, предлагается обсудить, в результате чего произошло изменение этого объекта.

В итоге необходимо обобщить смысл сюжета серии картинок, сделать вывод и оценить результат действий героя с точки зрения «хорошо – плохо». Можно обозначить свойства характера героя.

Этап 7. «Составь рассказ» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253171-1413379093.jpg 

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие: Предложить ребенку расшифровать «секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок.

Фактически ребенок составляет рассказ, используя базовую модель:

  1. Однажды (указание времени года, части суток)
  2. В таком-то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре)
  3. Такой-то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре)
  4. Делал (делали) то-то для того-то.
  5. Потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия)
  6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий.
  7. В результате получилось то-то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой-то по характеру.
  8. Придумать название получившемуся рассказу.

Работа с серией картинок решает конкретные задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, осознавать этапы произведенных действий с картинками.

Но на самом деле, эта работа решает еще и более серьезную задачу: формирование понятия, что любое событие в жизни имеет обязательные признаки: признаки места, признаки времени, наличие действующих лиц, наличие предметов или дополнительных объектов, признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью, наличие положительного и отрицательного результата.

Вся наша жизнь – это цепочка причинно-следственных связей, которая приводит к определенному результату, который может быть оценен с различных точек зрения.

Таким образом, у детей ОВЗ формируются начальные навыки анализа ситуаций, что важно для дальнейшего успешного обучения в школе.

  • Игра «Волшебные часы»

Игра «Волшебные часы» нацелена на  составления творческого рассказа по картине и предназначена для  детей ОВЗ 5-7 лет. Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.

Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы. Картина находится на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов с подгруппами детей в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема или значок совершенного мыслительного действия.

Итоговое занятие по составлению творческого рассказа по картине организуется как праздничное действие – создание речевых подарков картине. Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге рассказов детей. Количество взрослых должно соответствовать количеству детей. Каждый ребенок рассказывает свой рассказ взрослому. Созданные детьми тексты используются педагогами в последующие дни для анализа, дальнейшего улучшения и корректировки.

Оборудование: Сюжетная картина, эмблемы этапов игры, пособие «Логодом». Приложение № 2.

Содержание этапов:

Этап 1. «Определите объекты на картине»http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253171-1413379024.jpg

Цель:  учить детей определять состав картины, выявлять объекты и их схематизировать. Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (название объектов и их частей).

Алгоритм определения состава картины:

1.Перечисли объекты на картине.

2. Схематически изобрази их на листе бумаги.

3.Сгруппируй по какому-либо признаку.

4.Скажи правило этого этапа «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.

Данный этап работы важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий.

При наличии однородных объектов на картине их группируют по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. Например: «Назови объекты одного цвета» или «Назови объекты круглые по форме» и т.д.

Моделирование объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок. Модели объектов, выделенных на картине, располагаются на листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась.

          Этап 2. «Найдите на картине взаимосвязи между объектами»http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253171-1413379047.jpg

Цель: учить детей находить взаимосвязи объектов на картине, объяснять связи между  объектами и обозначать их стрелками. Активизации словаря дошкольников по сюжету картины (называние действий и взаимосвязей объектов).

Алгоритм действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:

1.Выдели два объекта на картине.

2.Объясни, почему они между собой связаны.

3.Объедини названные объекты стрелками.

4.Скажи правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему» или «Один объект связан с другим, потому что…» Узнай эмблему этапа.

Для составления осмысленного рассказа по картинке нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два объекта, и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление…), эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), родственных связей (брат – сестра, мама – дети…)

Работа по активизации речи сводится к обучению детей составлению не только простых предложений, но и предложений сложноподчиненных, с краткими рассказами – рассуждениями. Сначала говорится утверждение, что с чем связано. Затем идет доказательное перечисление с помощью слов «во-первых…, потому что», «во-вторых…, потому что», «в-третьих…». В конце делается вывод – подтверждение.

Этап 3. «Составьте сравнение или загадку по картине» http://geum.ru/next/images/510280-m6f8346e.jpg

Цель: учить детей составлять сравнения или загадки по моделям. Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных)

                     Алгоритм составления сравнений

                         Алгоритм

                                Пример

1.Выбери объект на картине

мяч

2.Выбери признак объекта и назови проявление этого признака в данном объекте

Форма

По форме –мяч круглый

3.Найди проявление данного признака в другом объекте

Круглое по форме бывает колесо, солнце, Колобок…

4.Составь словосочетание:

Объект – признак – другой объект

Мяч по форме круглый, такой же, как Колобок

5.Скажи правило этого этапа

«Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов»

6.Узнай эмблему этапа 3.

Алгоритм составления загадок

Загадки составляются из трех сравнений, сделанных по одному объекту. Приложение № 3.

  1. Выбери объект на картине и перечисли его признаки (есть цвет, форма, части…)
  2. Выбери одну из трех моделей загадки:

Модель 1 «Какой? Что такое же?»

Модель 2 «Что делает? Кто или что делает так же?»

Модель 3 «На что похоже? – Чем отличается?»

  1. Перечислить объекты, имеющие такие же признаки.
  2. Найти проявление разных признаков в других объектах.
  3. Составить единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не»

Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в следующей последовательности:

- С детьми выбирается объект, изображенный на картине. Представляется таблица 1. Обозначаются его признаки. Производится подбор объектов такими же признаками. По мере ответов детей выбираются лучшие варианты сравнений, заполняются пустые графы (схематически)

Таблица 1

                Какой?

               Что такое же?

- С детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице 2. Подбираются объекты, которые совершают те же действия. По  мере ответов детей выбираются лучшие варианты сравнений, заполняются пустые графы.

Таблица 2

               Что делает?

     Кто или что делает так же?

- С детьми выбирается объект. Называются другие объекты, похожие на него. Затем между ними находятся отличия. Работа идет по таблице 3. По мере ответов детей и выбору лучших вариантов сравнений заполняются пустые графы (схематически)

Таблица 3.

              На что похоже?

              Чем отличается?

При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью: первая строчка загадки по модели «Какой? Что такое же?», вторая строчка по модели «Что делает? Что делает так же?», третья – по модели «На что похоже? Чем отличается?»

Пример загадки: «Зеленая, но не лягушка; растет как грибок; похожа на пирамидку, но с ней не играют». Ответ: елка.

Этап 4. «Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств»

http://flagvruki.com/upload/iblock/765/false_17.jpghttp://flagvruki.com/upload/iblock/765/false_17.jpghttp://flagvruki.com/upload/iblock/765/false_17.jpg

Цель: учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание). Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Алгоритм действий

  1. Посмотри на картину, «войди в неё»
  2. Выбери орган чувств, который поможет «путешествовать» по картине.
  3. Сделай речевую зарисовку возможных ощущений.
  4. Скажи правило этого этапа «я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь» Узнай эмблему четвертого этапа.

Примеры описания возможных ощущений, полученных с помощью слуха: «Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!»; с помощью тактильного анализатора: «Я чувствую на ощупь, какой мячик мокрый, скользкий и теплый. Ведь лето, жарко и вода в луже не холодная»; через органы обоняния «Пахнет свежестью и травой, потому что прошел дождик».

Описание ощущений может идти с точки зрения, как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

Этап 5. «Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания картины»

                   http://www.playing-field.ru/img/2015/052005/3330478

         Цель: учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.

                   Алгоритм

                       Пример

  1. Подбери рифмующиеся слова к объектам на картине.

Мячик-зайчик, бантик-фантик, девочка-припевочка, палочка-помогалочка…

  1.  Из пары слов составь двустрочник так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом

Жила – была девочка,

И была она припевочка;

На голове сидел бантик                 И был похож на фантик.

  1. Из двустрочников собери четверостишье

Жила- была девочка,

И была она припевочка;

На голове сидел у нее бантик

И был похож на фантик.

  1. Добавь пятую строчку – вывод по содержанию картины. Пятая строчка не рифмуется.

Жила- была девочка,

И была она припевочка;

На голове сидел у нее бантик

И был похож на фантик.

Она веселилась и не знала пока о своей неприятности.

  1. Выразительно прочти рифмовку.

  1. Скажи правило этого этапа и узнай эмблему этапа

«Я называю объект и составляю про него рифмовку»

Этап 6. «Определите местонахождение объекта на картине» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253171-1413378978.jpg

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия)

Алгоритм действий

  1. Выбери объект, определи его местонахождение на плоскости картины.
  2. Опиши объект с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему: а) с позиции постороннего наблюдателя; б) в роли самого объекта.
  3. Скажи правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине». Узнай эмблему этапа.

Этап 7. «Составьте речевые зарисовки, используя разные точки зрения»

http://brachot.net/images/category_images/black-40963_1280.png

Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени. Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Алгоритм действий

  1. Выбери объект (героя) на картине.
  2. Определи его эмоциональное состояние, настроение или свойство характера.
  3. Войди в образ героя.
  4. Опиши восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
  5. Скажи правило этого этапа: «Я превращаюсь в объект на картине,  и у меня какой-то характер». Узнай эмблему этапа.

Ребенок сам выбирает объект перевоплощения. От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.

Этап 8. «Опишите объект, изменяя его во времени» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-253171-1413378999.jpg

Цель: учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени. Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того…)

Алгоритм действий

  1. Выбери объект, определи его состояние в настоящем времени.
  2. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков.
  3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
  4. Скажи правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом». Узнай эмблему этапа.

Картина рассматривается детьми как остановившийся миг. По сути же возможно развитие сюжета во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом изменений его признаков. Объекты растительного мира описываются по линии времени года. Представители животного мира – в рамках суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования.

Этап 9. «Найдите смысловые характеристики картины» http://i.sprosus.ru/1011/148/752/p4zq4o2v0kkw491f/l--vypisat_zhiltsa_picN11148752.jpg

Цель: учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины и составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.

Алгоритм действий

  1. Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прочти текст пословиц и поговорок на них (текст читает педагог)
  2. Рассмотри сюжет картины через призму каждой пословицы или поговорки.
  3. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит в качестве названия картины.
  4. Скажи правило этого этапа «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Узнай эмблему этапа.

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по рассуждению и запоминанию пословиц и поговорок.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Организация упражнений основана на приеме «Ромашки мудрости». Логопедом готовятся листочки бумаги в форме лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни «лепесток», объясни, по каким причинам так назвали картину? (Текст пословицы читает логопед, рассуждения происходят вместе с детьми)

Этап 10. Составление детьми творческих рассказов по картине.

Использование данной игры, позволяет качественно решать задачу обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине. Для ребенка это различные игры с картиной, которые ему предлагают «Волшебные часы». Для нас важнее что, при составлении рассказа по картине ребенок должен сначала назвать объекты, увидеть связи между ними, представить возможные ощущения, найти местоположение объекта на картине, подумать о том, что было и что будет с конкретными объектами, сделать сравнения по выбранному признаку. Чтобы рассказ получился интересным, найти рифмовку или составить рассказ от имени какого-либо объекта на картине, найти житейскую мудрость, подходящую к ситуации.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

                                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Мышление и речь»/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982.
  2. «Развивающие технологии в логопедии»/ В.М. Акименко. – Ростов н/Д, : Феникс, 2011.
  3. «Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения»/ А.Г.Арушанова. – М,: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. «Технология развития связной речи дошкольников»/ Т.А. Сидарчук., Э.Э. Байрамова.– АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015.
  5. «Я познаю мир»/ Т.А.Сидорчук. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Формирование связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр

статья, в которой представлен опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

Программа по формированию связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр

Программа состоит из сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие свыязной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

Сказка – как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность данной работы заключается в том, что у детей недостаточно навыков связной речевой деятельности. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной ...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...