Конспект занятия в старшей группе " Битва за Москву"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель:
• Познакомить детей с героическими страницами истории нашей Родины и подвигах россиян в победе над фашизмом;
• Расширять знания о государственных праздниках;
• Развивать нравственно – эстетическое воспитание на примере поступков героев ВОВ;
• Воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа, уважение к боевому прошлому нашей Родины.
Оборудование и материалы к занятию:
- Музейные экспонаты боеприпасов, посуды, одежды и других предметов военного времени, (фотографии);
- Плакаты военных лет.
- «Галерея портретов» облика Москвы военного времени.
- Фотографии и репродукции.
- Аудиозапись песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова, слова В. Харитонова, «Песня защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусова, сл. А. Суркова). - Цветные карандаши, альбомы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bitva_za_moskvu.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Битва за Москву» в старшей группе.
Цель: • Познакомить детей с героическими страницами истории нашей Родины и подвигах россиян в победе над фашизмом; • Расширять знания о государственных праздниках; • Развивать нравственно – эстетическое воспитание на примере поступков героев ВОВ; • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа, уважение к боевому прошлому нашей Родины. Оборудование и материалы к занятию: - Музейные экспонаты боеприпасов, посуды, одежды и других предметов военного времени, (фотографии); - Плакаты военных лет. - «Галерея портретов» облика Москвы военного времени. - Фотографии и репродукции. - Аудиозапись песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова, слова В. Харитонова, «Песня защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусова, сл. А. Суркова). - Цветные карандаши, альбомы. Ход НОД Воспитатель: «… Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! » - Ребята, мы с вами на кануне посетили музей. Содержит много интересных экспонатов: личные вещи участников войны, документы и фотографии, письма, награды участников боевых действий. Для вас была проведена экскурсия по музею. Работниками музея была подготовлена прекрасная программа этого мероприятия. Вам рассказали историю начала войны, о том, как наш народ шел к победе; о коварных замыслах фашистов и их убийственных планах; о патриотизме и героизме советского народа; о чудовищной блокаде Ленинграда. Каждое повествование о том страшном времени сопровождалось на экране компьютера тематическими роликами. Поэтому и поговорим мы сегодня о тех далеких военных годах, когда весь русский народ сражался за Родину. - Ребята, что такое Родина? Ответы детей: (предполагаемые ответы) Воспитатель: - Давайте вспомним стихотворение «Родина» Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот, У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор. А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина. Родина бывает разная, Но у всех она одна! (З. Александрова) - Для нас с вами Родина - Россия, наш родной город Москва. За всю историю России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали враги. 22 июня 1941 года на нашу страну напал враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. - Ребята, что такое война? Ответы детей: (предполагаемые ответы) Воспитатель: - Внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы. Ребята, что хотели сделать фашисты с нашей страной? Ответы детей: (предполагаемые ответы) Воспитатель: - Скажите, как русские люди укрепляли свои города? Ответы детей: (предполагаемые ответы) Воспитатель: - Правильно ребята. Но основные боевые действия проходили на фронте. Давайте рассмотрим карту боевых действий под Москвой (показ карты) . Гитлеровцы все ближе и ближе подходили к Москве. Они хотели провести операцию «Тайфун». Так называют ураган огромной разрушительной силы. Но защитников Москвы не испугало количество немецко-фашистских войск. Бойцы и командиры Советской Армии проявляли мужество, стойкость, героизм. Бои не затихали ни днем, ни ночью. - Ребята, расскажите, о каких подвигах русских солдат вы знаете? Ответы детей: (предполагаемые ответы) Воспитатель: Вот и в битве за Москву солдаты Советской Армии проявляли мужество и стойкость. Осенью 1941 года фашисты подошли близко к Москве. 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Это означало, что из столицы стали вывозить детей, стариков и женщин. А оставшиеся жители начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг Москвы. Жизнь москвичей в те дни была трудной и тревожной. Под Москвой завязались жаркие бои. Командовать армией было поручено талантливейшему полководцу Георгию Константиновичу Жукову. Бойцы сражались за каждый клочок земли, не уступая врагам. На Волоколамском направлении воевала армия под командованием генерала К. К. Рокосовского. В районе города Тверь немецкие войска встретило мощное сопротивление Красной Армии. На исходе были снаряды, гранаты, но красноармейцы пошли в штыковую атаку! Немцы не выдержали и сбежали. На юго-западе под Москвой, благодаря кавалерийскому корпусу генерала П. А. Белова, стойко держался город Тула. В районе города Клин действовала первая ударная армия, под Звенигородом немецкие войска разбила армия генерала Говорова. Защитникам Москвы посвятили много песен и стихов. Давайте послушаем песню «Песня защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусова, сл. А. Суркова) Послушайте стихотворение «Они защищали столицу» Красивы столицы кварталы, Нам нынче Москву не узнать! Но рядом когда-то стояла Фашистская рать. Кружили над полем вороны, Желтел облетающий лес, И линия обороны Москвы проходила здесь. Воронки, окопы, траншеи, Разрывы мин и гранат – Здесь жизней своих не жалея, Погибли сотни солдат. Они отстояли столицу, И мы не забудем их, Мы подвигом будем гордиться Бесстрашных дедов своих! Очень важную роль в защите столицы сыграли военно-воздушные силы. Летчики Красной Армии проявляли чудеса мужества! Именно в эти дни совершил первый ночной таран летчик В. Талалихин. Н. Гастелло направил свой горящий самолет на колонну немецких войск, уничтожив сотни врагов. Пауза. - Ребята, давайте и мы станем бесстрашными героями-летчиками и полетим на самолете (выполняют движения по тексту) . Заводим моторы – «р-р-р-р». Руки в стороны – в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет. - Самолеты на посадку. - Ребята, какими были наши солдаты в бою? Ответы детей: (предполагаемые ответы) Воспитатель: - Как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие? Ответы детей: (предполагаемые ответы) Воспитатель: Как называют героический, самоотверженный поступок? Ответы детей: (предполагаемые ответы) Воспитатель: - Вот эти герои, о которых вы сейчас рассказывали, совершили подвиг (показ иллюстраций). Всем им присвоено звание Героя Советского Союза. А сейчас на месте боя стоят памятники. Ребята, я хочу, чтоб вы запомнили пословицы о героях такие, как - Герой никогда не умрет - он вечно живет. - Герой за славой не гонится. Наши солдаты отличались и удалью, и весёлым характером, и беспримерной храбростью, героизмом и смекалкой. А какие стали их внуки и прануки? Такие же ловкие и смекалистые? Чтоб врага застать врасплох, Примени смекалку. И не лишней будет здесь Спортивная закалка! Проводится игра «РАЗВЕДЧИКИ» (цель: проползти под верёвочкой с колокольчиками, не задев ее, и доставить планшет с секретной картой) - Итак, героическими усилиями бойцов Красной Армии наступление немцев под Москвой было остановлено. Наши воины своей самоотверженностью и бесстрашием в боях развеяли миф о непобедимости врага. Вот, ребята, такая тяжелая война была для нашего народа. В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Послушайте стихотворение Е. Карасева «Город-герой» Все мы гордимся нашей Москвой, Наша столица – город-герой, Красные звезды горят над тобой, Город родной, Город-герой, Смело с врагами битву вела И победила наша Москва. Мы победили! Но эта победа далась дорогой ценой. Повсюду под Москвой стоят памятники павшим воинам. В Подольске, Лобне, Яхроме, Дубосеково, Волоколамске, Истре… Они напоминают нам о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину. Но сейчас еще живы те, кто воевал много лет назад. Их уже осталось мало и они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы. Я предлагаю сделать для них поздравительные открытки и поздравить их с праздником (работа за столами: дети оформляют открытки) . У нас получились красивые открытки. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной замечательной Победе. И в завершении нашего занятия я предлагаю вам послушать песню в исполнении Л. Лещенко «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова) .
|
1. Беседа.
Воспитатель выставляет перед детьми иллюстрации с видами Москвы.
- Ребята, посмотрите на эти иллюстрации и скажите, узнаете ли вы этот город? Да, это наш родной город – Москва. Он вам родной, потому что вы родились в нем, живете в нем, растете в нем. Но Москва дорога не только нам, москвичам. Почему про нее говорят так: «Москва – всем городам матушка! », «Москвой столицей вся страна гордится! ». (предположения детей). Да, Москва - это самый главный город нашей родины России, ее столица. Ее даже называют сердцем России.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
Вы часто гуляете по Москве, видели ее, знаете ее. Скажите, Москва – какая? (подбор детьми определений). А еще, наша Москва – героический город. У нее даже есть такое звание: «Город – герой». Не у всех городов есть такое звание, а только у тех, которые проявили настоящее геройство. Сейчас я расскажу вам, как и когда наша Москва стала городом – героем.
(Воспитатель вывешивает на доску копии фотографий военных лет, иллюстрации на военную тему) .
- Давным- давно была война. Завоеватели – фашисты хотели захватить все страны, чтобы всех людей сделать своими рабами. Уже много стран было захвачено, на пути фашистов стояла только наша Россия. И чтобы ее победить, фашистам нужно было захватить ее сердце – Москву. Все ближе и ближе подбирались фашистские войска к Москве, уже много наших городов пало под их бомбами и гусеницами их танков. Вот-вот и Москву захватят! Уже фашистские генералы могли в бинокли видеть башни Кремля, так близко они подошли к нашему городу!
Но все москвичи как один встали на защиту своего родного города. Они говорили так: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва! ». Посмотрите, как они готовились оборонять свой город. (дети рассматривают иллюстрации). Все москвичи, у которых были силы, вышли на оборону Москвы. Они строили на дорогах баррикады, рыли окопы. На заводах днем и ночью делали снаряды, оружие для фронта. 7 ноября 1941 года на Красной площади прошел военный парад (иллюстрации). По площади прошли колонны бойцов, проехали танки, автомобили, пушки. Сразу после парада они поехали воевать за Москву. Битва была жестокой. Много людей тогда погибло, многие были ранены. Но защитники Москвы сражались стойко и не пропустили врага к городу. И после этой битвы под Москвой фашисты уже не могли, как раньше, наступать на нашу страну, теперь уже наши войска начали свое наступление.
Очень много настоящих героев не вернулись с того великого сражения… Здесь, защищая не только Москву, но и всю нашу Родину, они остались навсегда… Но их подвиг мы никогда не забудем. За этот подвиг и получил наш город звание «Город – герой».
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
(М. Лисянский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"
Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп
Образовательные области:речевая, социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные задачи: воспитывать патриотические чувства, ...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г...
Конспект НОД "Мы - добрые ребята" конспект занятия старшая группа
Конспект НОД Тема: «Мы - добрые ребята» (старшая группа)Тема: «Мы – добрые ребята».Цель: дать понятие о том, что такое доброта.Задачи:1....
Интегрированное занятие в старшей группе «Битва за Москву»
Цель: Расширять знания детей о роли победы под Москвой в Великой Отечественной войне, о заслуженном звании «Город-герой»....