нод познавательно- речевое : «Девчонки озорные, матрешки распиные»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ксения Григорьевна Бойко

для пеагогов старшей группы ДОУ проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_matreshka.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию детей Кировского района г. Санкт- Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности (в рамках проекта «А как на Руси раньше жилось?») Для детей старшего дошкольного возраста.

                      Тема: «Девчонки озорные, матрешки расписные»
                                         

               

                                                                                     Составитель Бойко К . Г., воспитатель

                                                      Санкт- Петербург

                                                           2016

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель: 
Знакомство детей с  русской матрёшкой, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с разнообразием матрешек.
Развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата.
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции.
Воспитывать бережное отношение к поделкам, изготовленным своими руками.


Предварительная работа: Беседы, рассматривание экспонатов мини-музея «Русская матрешка», чтение художественной литературы по данной тематике, разучивание стихов о матрешках, изготовление книжек – малышек совместно с родителями о истории матрешки, презентация по теме.


Технологии и приемы: Игровая, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ, вопросы к детям, использование художественной литературы, здоровьесберегающая.


Материалы и оборудование:
Матрешки разных размеров, форм, расцветок, ноутбук и проектор,разрезная картинка(матрешка), принадлежности для рисования по количеству детей (бумага, шаблоны ,краски, кисточки ,баночки ,салфетки).

Ход:

В.Здравствуйте ребята!  Я сегодня пришла не с пустыми руками, а со своей заветной корзинкой! А чтобы узнать, что же в ней лежит вам нужно сложить картинку (пазл). Дети складывают.

В.  А загадки вы любите отгадывать? ( ответ) Тогда слушайте.(воспитатель загадывает загадку).
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).


В: Ведёт детей к выставке матрешек. Дети рассматривают ее и самостоятельно делают вывод о том, чем они сегодня будут заниматься.

В: Дети, вы правильно догадались, сегодня мы поговорим о  символе России – матрешках. Посмотрите какие они все разные, какие красивые.

Рассказ воспитателя
(сопровождается показом слайдов презентации)


В: Матрёшка— русская игрушка из дерева в виде расписной куклы, внутри неё находятся такие же куклы меньшего размера. Число вложенных друг в друга кукол может быть от трех и более. Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка?
Дети: Овал.


В: Плоская фигура овал, а объемная матрешка имеет форму, которая называется овоид. (Эту объемную геометрическую фигуру мы не изучаем ,но можно сообщить в качестве ознакомления). Дно игрушки делают плоским для устойчивости. Ребята  а на что похожа матрешка?


Дети: На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик.
В: Давайте посмотрим, из скольких частей состоит матрешка и сколько их у нас вложено друг в друга. (Дети открывают и считают)
Дети: (отвечают)

В: Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Игрушечная фигурка была необычной. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.

Первая матрешка состояла из восьми кукол, которые изображали девушек и мальчиков разных возрастов. Первая матрешка была расписана собственноручно художником Сергеем Малютиным(1859-1937).

Также художник Сергей Малютин расписал матрешек, так чтобы за девочкой шел мальчик. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.


Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Способ изготовления матрешек остался неизменным за много лет. Нужно подобрать подходящую древесину. Хорошо режется ,мягкая и податливая липа, реже делают из ольхи или березы.
Подходящее дерево рубят ранней весной, снимают частично кору, чтобы дерево сохло медленно. Сушат несколько лет, следят чтобы хорошо проветривалось.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Вот как обрабатывают на станке заготовку.


Самую маленькую куклу , не разборную делают первой. Потом начинают делать вторую куклу, чуть побольше. Измеряют высоту, отпиливают необходимую заготовку, разделяют её пополам.
Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Изготовив вторую куклу, приступают к третьей и так необходимое количество раз.

После изготовления заготовок их еще сушат, покрывают лаком. Затем уже её красят художники. Используют разные краски, но чаще гуашь.

Традиционной русской матрешкой считается женщина в жёлтом платочке и красном сарафане. Но сейчас авторская роспись матрешек может быть очень разной, посмотрите - тут и сказочные герои и политики и различные природные сюжеты.

Матрешки имеют разный вид

Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку...
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки...
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом. 
Одна матрёшка, две... и вот...
Матрёшек целый хоровод.

Матрешка стала символом исконной русской культуры и самым традиционным сувениром из России. Вот сколько матрешек на разный вкус продается.

В.А вы ребята разучивали стихи и потешки о матрешках, давайте их послушаем…

1)Я Матрёшечка – краса!
Очень длинная коса, 
Ленту алую вплету,
Хороводы заведу.

Яркий сарафан на мне,
Вышитая блузка!
Как же он сейчас красив
Мой костюмчик русский!

2)У меня сестрёнки есть,
Что меня моложе,
Как две капельки воды
На меня похожи!

Вместе выйдем в хоровод.
Ножкой топнем – топ-топ-топ!
Будет петь и веселиться 
Вместе с нами весь народ!

3) Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.

4) Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки 
И одна Матрешечка.

Мышку встретили подружки
И попрятался друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

А теперь давайте разомнемся ребята.

Физминутка

“МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)


В: А сейчас ребята, мы с вами тоже попробуем расписать матрешку. Использовать будем акварельную краску. Какие части тела и одежда рисуются на заготовках матрешек? (ответы детей) У всех матрешек прорисовывается лицо, платок. А руки рисуются не в каждом наборе матрешек. Это зависит от замысла художника. Мы будем использовать готовые шаблоны матрешек. Остается только раскрасить их. Обсудим - какие цвета используем? (Звучит тихая народная музыка)

Во время работы воспитатель оказывает необходимую помощь. Поощряет детей.

По окончании работы:
 В: Ой, какие красавицы у вас получились! Замечательно потрудились!

А сейчас нам - (имя ребенка) расскажет еще одно стих- ние о матрешках.

Играть с матрёшкой любят дети
И открывать её секреты.
Таит она так много тайн
И их всегда раскроет нам.
Матрёшка - дивная игрушка.
Для взрослых и детей -
Забавная подружка!
Мы будем с ней всегда играть
И встречи с чудом снова ждать!

Рефлексия. Что нового и интересного вы узнали сегодня? Какие моменты вам больше понравились и почему? Рисунки после высыхания поместим на нашу творческую выставку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: «Развеселые матрешки»

В конспекте  представлены следующие методы и приемы : сюрпризный момент, беседа,  художественное слово (загадка, потешки), игровое упражнение «Как наряжена матрещка?», дидактичес...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...