"Ах ты ,зимушка-зима!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Интегрированное занятие с использованием ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие с использование ТРИЗ | 788.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие «Ах ты, зимушка-зима!»
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное,
Художественно- эстетическое ,познавательное.
Цель: формирование связной речи детей подготовительной группы посредством ТРИЗ и РТВ технологий.
Задачи:
- упражнять составлять сложные предложения, отвечая на поисковые вопросы педагога;
- формировать навыки четкой, правильной, выразительной речи;
- развивать воображение и фантазию детей;
- вырабатывать стремление к изобретательности, поиску новых решений;
- воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа: беседа на тему: «Откуда пришел обычай лепить снеговиков», рассказывание воспитателем сказки «Морозко» , чтение стихов и отгадывание загадок на зимнюю тематику, просмотр мультипликационных фильмов: «Снеговик – почтовик», «Когда зажигают елки», рисование и изготовление книги-альбома на тему: «Животные Северного полюса», , сюжетно-ролевая игра на прогулке « Два Мороза», подвижные игры, хороводные игры .
Оборудование: иллюстрации с изображением вьюги и зимнего пейзажа, опорные схемы для рассказывания, мнемотаблицы , музыкальный центр, аудиозаписи: «Звук вьюги», лёд, стаканы одноразовые, салфетки ,белая бумага ,клей ,ножницы ,сказка «Снежная пушинка»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, кажется, кто-то стучит. Как вы думаете, кто это может быть? (Ответы детей). Воспитатель предлагает кому-то из детей открыть дверь.
Воспитатель: Кто же всё-таки к нам пришёл?
(Дети открывают дверь и видят на пороге большой конверт)
-Что же в этом конверте может быть?(рассуждения детей)
Девочки и мальчики ,смотрите какая-то таблица, посмотрите и скажите, что здесь зашифровано?
(дети составляют рассказ по мнемотаблице :Наступила зима ,солнце спряталось за плотные облака. Шёл густой снег. Девочки и мальчики тепло оделись вышли на улицу и стали лепить снеговика .Зимой можно кататься на санках коньках. Зима прекрасное время года).
Назовите месяцы зимы.(3 месяца, первый-декабрь и т.д,)
О каком месяце говорится в этой таблице?(февраль)
А зима – это Хорошо или плохо? (Рассуждения детей).
А что летит в воздухе и кружится?(снежинки).А что ещё может летать?
Послушайте сказку «Снежная пушинка»
Пришла зима морозная ,да не снежная. Загрустили ребята затужили: «Где же ты ,снежок, наш дружок?
Услышала это снежинка –пушинка .Решила ребят развеселить .Стала она просить Метелицу:»Метелица ,помоги, в хоровод нас собери.
Ударила Метелица волшебным посохом и говорит:»Закружись завертись!» Собрались снежинки в кружок. Подул сильный ветер. Закружились снежинки и посыпались на землю.
Ребята обрадовались, выбежали на улицу. Играют в снежки ,да радуются. А снежинка-пушинка смотрит с неба, да улыбается.
Ребята ,о чём эта сказка?
(о доброй ,снежной пушинке ,дети не могли играть в снежки ,а им так хотелось, вот тут-то и пришла на помощь к ним снежинка)
Если снежинка хотела помочь детям, то какая она была добрая или злая?
( добрая, внимательная ,эта сказка учит добру ,всегда нужно помочь тому, кто попал в беду).
Как сказать по-другому зима морозная?
(Холодная, суровая ,коварная)
Как бы вы сыграли грустных ,затуживших ребят? Если ребята грустят, то лицо у них не весёлое, а………
(грустное)
Руки и плечи не подняты, а…
(опущены)
Покажите, как грустят ребята.
Пантомимический этюд :»Грусть»
Звучит аудиозапись «Звук вьюги»
- Ой, ребята, что это за музыка такая сердитая, громкая, чуть-чуть страшная. Послушайте внимательно и скажите, на что она похожа? (Как- будто дует сильный ветер)
- Да. Это ветер задул, снежинки закружились, вьюга разыгралась.
Воспитатель показывает иллюстрацию вьюги. Дети изображают вьюгу. По сигналу «вьюга начинается» дети тихо говорят: «у-у-у…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «у-у-у…»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише: «у-у-у»; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.
Как сказать по-другому снежинка-пушинка?(лёгкая, мягкая, пушистая).
А сейчас поиграем в игру «скажи наоборот»
Нужно встать напротив друг друга. Один говорит слово, а напротив ребенок говорит ему слово наоборот.
Далеко – близко
Высоко – низко
Потолок – пол
Потерял – нашел
Грустный – веселый
Злой – добрый
Хорошо – плохо
Идет – стоит
Утро – вечер
Больной – здоровый
Умный – глупый
Толстый – худой
Старый – молодой
Стройный – сутулый
Чистый – грязный
Холодный- тёплый
Я предлагаю стать фантазёрами ("Фантастические предположения")
Я буду называть любой предмет и действие с ним, а вы подумаете и выскажете предположение.
Что было бы, если бы вы все стали снежинками:
Что было бы, если бы вы оказались на Северном полюсе:
Что будет со снегом, когда пригреет солнце ,а что будет с водой, когда мороз?
Исследования детей :(в салфетке завернут лед, перед детьми по 2 стакана, один с тёплой водой ,один с холодной)
Определите ,какая вода в стаканах(дети ощупывают стаканы ),
а что у вас в салфетке?
(дети на ощупь определяют ,что это лёд)
Что будет со льдом ,если его опустить в холодную и тёплую воду.
(Дети наблюдают и рассуждают)
Предлагаю вам немножко размяться:
Физкультминутка:
. Мы на лыжах в лес идем, Дети машут руками, словно
Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловищем
Он деревья крутит, вертит вправо и влево.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, Прыжки.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
- Что вы любите делать зимой, когда гуляете на улице? (Кататься на санках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков)
- Давайте вспомним, как мы лепили снеговика?
Составление рассказа из личного опыта с использованием опорных схем.
(Сначала мы слепили большой ком – туловище снеговика, потом на этот ком положили сверху второй ком поменьше – голову. А с боков прикрепили два маленьких комка – руки)
- В странах, где холодно лепят снеговика из снега, а где жарко - из чего можно лепить снеговика? Из снега можно? (Нет. Там, где жарко – снега не бывает!)
- А из чего тогда можно сделать снеговика, как вы думаете? (Из песка и воды)
- Как можно назвать такого снеговика, который сделан из песка? (Песочный снеговик, песковик, песковичек , песочник)
- Какие интересные слова вы придумали! Давайте сделаем такого снеговика, который не растает! У нашего Снеговика появятся новые друзья.
(дети вырезают ладошки из белой бумаги и выполняют коллективную работу «Снеговик»).Предлагаю встать в хоровод вокруг снеговика:
Что стоишь и ждешь, дружок:
Ком, комочек и комок?
Угли - глазки, нос - морковка,
И метелку держишь ловко.
А сейчас пришла пора прощания с нашим снеговиком.(Дети говорят до свидания и идут на улицу)
Мнемотаблица-февраль
З |
| |
У |
Мнемотаблица Зима
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...