«Примерные ролевые диалоги к совместным сюжетно-ролевым играм с детьми»
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Толмачева Марина Анатольевна

Статья про сюжетно-ролевые игры детей как основной вид деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №78 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Примерные ролевые диалоги к совместным сюжетно-ролевым играм с детьми»

Выполнила:

Воспитатель 1 младшей группы:

Толмачева М.А.

Санкт-Петербург 2016


Общая характеристика сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

        

«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский).

Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых.

Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:


• совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр; 
• введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей; 
• использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов; 
• использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью; 
• изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения; 
• обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам; 
• обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям; 
• наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры; 
• чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли; 
• регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей; 
• обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре. 

                                         

               

Примерные ролевые диалоги к совместным сюжетно-ролевым играм с детьми .

1.     Игровое упражнение «Больница»

(1 младшая группа)

Цель: Переводить детей к совместной ролевой игре с партнёром-сверстником; учить обозначать принятую роль партнёру, понимать, какую роль взял на себя партнёр и разворачивать в соответствии с принятыми ролями игровые  ролевые действия и ролевые диалоги.

Воспитатель, выбрав момент, когда ребёнок играет с куклой, подходит к нему.

- Маша! Это твоя дочка!

-Ты знаешь, а у меня Вовочка заболел, жалуется, что болит горлышко. А твоя дочка здорова?

-Я хочу пойти с ним к доктору. Пойдём со мной, он и твою дочку посмотрит.

Подходят к уголку «Больница». Там сидит ребёнок – «доктор», воспитатель сразу обращается к нему.

-Очень хорошо, доктор, что вы пришли, а то у нас дети заболели. Мой Вовочка съел много мороженного. Вы не посмотрите его горлышко?

-Вовочка! Открой ротик и скажи «А-а-а»

-Ну что, доктор, горлышко у Вовы воспалилось?

-Наверное, очень красное?

-Может, горло нужно полоскать?

-Хорошо, я так и сделаю. Доктор, а вы не измерите ему температуру, мне кажется у него лоб горячий.

-Сиди, Вова, спокойно! Вот так, хорошо. Наверное, уже можно вынуть градусник?

-Ну что, высокая температура?

-Вы, наверное, ему укол от температуры будете делать?

-Не плачь, Вовочка, доктор укол сделает не больно. А дома нужно будет давать ему таблетку от температуры?

-Дома у меня нет таблеток, мне их нужно купить в аптеке?

-Вы знаете, доктор, он у меня ещё кашляет, надо его, наверное, послушать трубочкой?

-Дыши, Вовочка, хорошо, чтобы доктор мог тебя послушать. Ну что, есть у моего сынишки хрипы в груди?

-Сильные?

-Как же нам лечиться от кашля? Может, микстуру попить?

-Дома у меня есть микстура. Сколько раз в день пить? Наверное, три раза в день после еды, да?

-А горчичники на ночь, как вы думаете, можно поставить?

-Вот спасибо вам, доктор. Я всё буду делать, как вы сказали. Надеюсь, теперь мой Вовочка быстро поправится. Доктор! К вам ещё тут Маша пришла с дочкой. Ей можно проходить?

-Доктор, у меня дочка заболела. /Маша/

-Что болит у вашей дочки? /доктор/

-Да, у неё температура. /Маша/.

-Давай померим ей температуру. /доктор/

-У неё ещё горло болит. /Маша/

-Надо горло полоскать и пить микстуру. /доктор/

-Спасибо, доктор, мы будем лечиться. До свидания. /Маша/

-Ну вот, доктор нас посмотрел, полечил. Давай скажем спасибо ему. Теперь мы знаем, как нам лечить наших детей. Пойдём в аптеку за лекарством. До свидания, доктор. /воспитатель/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская", "Магазин", "Школа"....

Примеры ролевых диалогов для сюжетно-ролевых игр с детьми 2-3 лет

Примеры ролевых диалогов для сюжетно-ролевых игр с детьми 2-3 лет. Игра "Магазин" и "Больница"...

Примерное перспективное планирование театральных и сюжетно – ролевых игр на неделю.

«Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника ...

Ролевые действия дошкольников через сюжетно-ролевую игру

Государственное бюджетное стационарное учреждениесоциального обслуживания Московской области «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ

Дети 5-6 лет МесяцТемаЗадачи педагога в игреВозможные игровые роли и действияИгровой материал091.Поликлиника (регистратура) Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.Познакомит...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ...