«Примерные ролевые диалоги к совместным сюжетно-ролевым играм с детьми»
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Статья про сюжетно-ролевые игры детей как основной вид деятельности в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №78 комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Примерные ролевые диалоги к совместным сюжетно-ролевым играм с детьми»
Выполнила:
Воспитатель 1 младшей группы:
Толмачева М.А.
Санкт-Петербург 2016
Общая характеристика сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский).
Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.
Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых.
Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:
• совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;
• введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;
• использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов;
• использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью;
• изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;
• обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам;
• обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;
• наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;
• чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;
• регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;
• обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.
Примерные ролевые диалоги к совместным сюжетно-ролевым играм с детьми .
1. Игровое упражнение «Больница»
(1 младшая группа)
Цель: Переводить детей к совместной ролевой игре с партнёром-сверстником; учить обозначать принятую роль партнёру, понимать, какую роль взял на себя партнёр и разворачивать в соответствии с принятыми ролями игровые ролевые действия и ролевые диалоги.
Воспитатель, выбрав момент, когда ребёнок играет с куклой, подходит к нему.
- Маша! Это твоя дочка!
-Ты знаешь, а у меня Вовочка заболел, жалуется, что болит горлышко. А твоя дочка здорова?
-Я хочу пойти с ним к доктору. Пойдём со мной, он и твою дочку посмотрит.
Подходят к уголку «Больница». Там сидит ребёнок – «доктор», воспитатель сразу обращается к нему.
-Очень хорошо, доктор, что вы пришли, а то у нас дети заболели. Мой Вовочка съел много мороженного. Вы не посмотрите его горлышко?
-Вовочка! Открой ротик и скажи «А-а-а»
-Ну что, доктор, горлышко у Вовы воспалилось?
-Наверное, очень красное?
-Может, горло нужно полоскать?
-Хорошо, я так и сделаю. Доктор, а вы не измерите ему температуру, мне кажется у него лоб горячий.
-Сиди, Вова, спокойно! Вот так, хорошо. Наверное, уже можно вынуть градусник?
-Ну что, высокая температура?
-Вы, наверное, ему укол от температуры будете делать?
-Не плачь, Вовочка, доктор укол сделает не больно. А дома нужно будет давать ему таблетку от температуры?
-Дома у меня нет таблеток, мне их нужно купить в аптеке?
-Вы знаете, доктор, он у меня ещё кашляет, надо его, наверное, послушать трубочкой?
-Дыши, Вовочка, хорошо, чтобы доктор мог тебя послушать. Ну что, есть у моего сынишки хрипы в груди?
-Сильные?
-Как же нам лечиться от кашля? Может, микстуру попить?
-Дома у меня есть микстура. Сколько раз в день пить? Наверное, три раза в день после еды, да?
-А горчичники на ночь, как вы думаете, можно поставить?
-Вот спасибо вам, доктор. Я всё буду делать, как вы сказали. Надеюсь, теперь мой Вовочка быстро поправится. Доктор! К вам ещё тут Маша пришла с дочкой. Ей можно проходить?
-Доктор, у меня дочка заболела. /Маша/
-Что болит у вашей дочки? /доктор/
-Да, у неё температура. /Маша/.
-Давай померим ей температуру. /доктор/
-У неё ещё горло болит. /Маша/
-Надо горло полоскать и пить микстуру. /доктор/
-Спасибо, доктор, мы будем лечиться. До свидания. /Маша/
-Ну вот, доктор нас посмотрел, полечил. Давай скажем спасибо ему. Теперь мы знаем, как нам лечить наших детей. Пойдём в аптеку за лекарством. До свидания, доктор. /воспитатель/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская", "Магазин", "Школа"....
Примеры ролевых диалогов для сюжетно-ролевых игр с детьми 2-3 лет
Примеры ролевых диалогов для сюжетно-ролевых игр с детьми 2-3 лет. Игра "Магазин" и "Больница"...
Примерное перспективное планирование театральных и сюжетно – ролевых игр на неделю.
«Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника ...
Ролевые действия дошкольников через сюжетно-ролевую игру
Государственное бюджетное стационарное учреждениесоциального обслуживания Московской области «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ
Дети 5-6 лет МесяцТемаЗадачи педагога в игреВозможные игровые роли и действияИгровой материал091.Поликлиника (регистратура) Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.Познакомит...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ...
Примерное планирование работы по совместной игровой деятельности воспитателя с детьми.
В какие сюжетно ролевые игры можно играть с детьми...