Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи .
учебно-методический материал по развитию речи ( группа) на тему
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем: Активизируется словарный запас; Расширяется круг знаний об окружающем мире; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией; Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Развивается фантазия и творческое воображение детей.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей с ОНР.
Цель:
Повысить уровень умственного развития детей.
Задачи:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_kak_priem_v_obuchenii_detey_svyaznoy_rechi.docx | 464.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи .
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем: Активизируется словарный запас; Расширяется круг знаний об окружающем мире; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией; Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Развивается фантазия и творческое воображение детей.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей с ОНР.
Цель:
Повысить уровень умственного развития детей.
Задачи:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Сказка «Гуси-лебеди»
Сказка «Вершки и корешки»
Сказка «Теремок»
Сказка «Заячья избушка»
Сказка Ш.Перро «Красная шапочка»
Сказка Маша и медведь»
Сказка «Колобок»
Сказка «Курочка Ряба»
Сказка «Репка»
Сказка «Руковичка»
Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны.
Литература
1.Мокровская А. В., учитель-логопед "Использование мнемотехники при работе с детьми с ОНР", 2013.
2.Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
3.Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблицы как прием в обучении детей связной речи.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. УшинскийВсе родители понимаю...
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
При обучении детей составлению рассказов-описаний используется приём мнемотехники...
Приемы мнемотехники при обучении детей связной речи
Материал повествует о приемах развития связной речи на примере использования мнемотехники....
«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи»
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит н...
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лу...
Календарно-тематическое планирование "Мнемотехника, как прием обучения детей связной речи"
Планирование по саморазвитию (младшая группа)Воспитатель: Дубровина О.А.Тема: Мнемотехника, как прием обучения детей связной речиЦель: формирование связной речи детей с помощью мнемотехники.Зада...
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи...