Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
статья на тему
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам (небольшие 4 квадрата 2Х2), и позже — к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Рассмотрим действие мнемотаблицы на примере, как это происходит. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.
Например:
лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
В детских садах часто в виде рисунков описывается процесс умывания, одевания и т.п. Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений и песен. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик. Мнемотаблицы помогают в работе по развитию связной речи детей. Используются в логопедии.
Какие задачи помогают решить мнемотаблицы
-развитие связной речи у детей
-обогащения словарного запаса
-при обучении составлению рассказов
-пересказах художественной литературы
-отгадывание и загадывание загадок
-помогают при заучивание стихов помогают
-при разучивании чистоговорок
-в процессе автоматизации или дефференциации (проговаривания) звуков.
-помогают в развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления
-увеличение объема памяти путём образования дополнительных ассоциаций
-сокращение времени обучения
-перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
Многофункциональность мнемотехники
На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета раскрывать существенное в объекте замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна Мнемотаблицы это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Не стоит ограничиваться только мнемотаблицами. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_kak_priem_v_obuchenii_detey_svyaznoy_rechi.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам (небольшие 4 квадрата 2Х2), и позже — к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Рассмотрим действие мнемотаблицы на примере, как это происходит. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.
Например:
лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
В детских садах часто в виде рисунков описывается процесс умывания, одевания и т.п. Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений и песен. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик. Мнемотаблицы помогают в работе по развитию связной речи детей. Используются в логопедии.
Какие задачи помогают решить мнемотаблицы
-развитие связной речи у детей
-обогащения словарного запаса
-при обучении составлению рассказов
-пересказах художественной литературы
-отгадывание и загадывание загадок
-помогают при заучивание стихов помогают
-при разучивании чистоговорок
-в процессе автоматизации или дефференциации (проговаривания) звуков.
-помогают в развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления
-увеличение объема памяти путём образования дополнительных ассоциаций
-сокращение времени обучения
-перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
Многофункциональность мнемотехники
На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета раскрывать существенное в объекте замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна Мнемотаблицы это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Не стоит ограничиваться только мнемотаблицами. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблицы как прием в обучении детей связной речи.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. УшинскийВсе родители понимаю...
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
При обучении детей составлению рассказов-описаний используется приём мнемотехники...
Приемы мнемотехники при обучении детей связной речи
Материал повествует о приемах развития связной речи на примере использования мнемотехники....
«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи»
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит н...
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи .
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как...
Календарно-тематическое планирование "Мнемотехника, как прием обучения детей связной речи"
Планирование по саморазвитию (младшая группа)Воспитатель: Дубровина О.А.Тема: Мнемотехника, как прием обучения детей связной речиЦель: формирование связной речи детей с помощью мнемотехники.Зада...
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи...