Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей подготовительной группы с элементами ТРИЗа « Головные уборы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Коспект занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей подготовительной группы с элементами ТРИЗа « Головные уборы».
Программные задачи:
- Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах одежды;
- Различать и называть существенные детали головных уборов, группировать их по функциональному признаку;
- Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов;
- Активизировать и обобщать словарь: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка, папаха;
- Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых изготавливаются предметы;
- Создать образы головных уборов, сделанных из материалов: дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод фокальных объектов.
Материал:
- Головные уборы разного назначения (картинки) .
- Две шапки (мятая, старая и аккуратная, красивая) .
- Шапка- ушанка и шляпа.
- Иллюстрации- схемы, головной убор повара.
- Две атласные ленточки, хрустальная ваза, деревянный кубик, бумага, металлическая миска.
Ход занятия: Беседа по пословице «По Сеньке и шапка».
- Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один был ленивый, неряшливый, все делал кое-как, и дом у него плохой, крыша дырявая, и шапка был на нем (какая… Вот эта - мятая, неказистая (показываю старую шапку). Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка! »
- А другой Сенька был ловкий, дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка у него была (какая… Аккуратная, красивая – вот эта.) Про такого люди говорили с уважением, как - бы любуясь им: «По Сеньке и шапка! »
- А, что означает слово «шапка»?
(Было дано задание нескольким детям, чтобы они с родителями узнали происхождение слова "шапка" и они выяснили, что слово «шапка» нерусское. Оно произошло от французского «шапо» или «шап»- что значит- покрышка). Рассказ детей.
- Для чего нужны шапки - покрышки? (Чтобы голове было тепло; от солнца голову закрывать, чтобы не пекло; от дождя, чтобы голова не намокла) .
- Какие головные уборы покрывают голову летом? (Косынки, панамы, бейсболки, пилотки) .
- Какая главная работа у этих головных уборов? (Защищать голову от солнца).
- Какими они должны быть? (Легкими) .
-Назовите осенние головные уборы. (Капюшон, вязаные шапки) .
- Какими должны быть головные уборы зимой (Зимние шапки должны быть теплыми, меховыми или пуховыми). А если шапка вязаная, не очень теплая, можно еще платок надеть вниз, чтобы теплее было.
ЗАДАНИЕ: Чем шапки и шляпы похожи? Отличаются?
- А чем раньше покрывали голову, когда еще не было ниток и люди не умели шить и вязать? (От солнца можно было какой-нибудь большой лист найти и накрыть им голову) .
- А зимой? (Из шкур зверей мастерили) .
- Чем современные шапки отличаются друг от друга? (Цветом, меховые, вязанные, с узорами, с цветами и т. д.) .
КОНКУРС «Головные уборы сказочных героев».
- А сейчас поиграем в игру и узнаем, кто лучше знает сказки и сможет назвать их по головным уборам главных героев.
- У меня на столе картинки, которые лежат изображением вниз. На них изображены головные уборы сказочных героев (колпачок)
Буратино, шляпа Гулливера, красная шапочка, бабушкин чепец, шляпка старухи Шапокляк, шлем древних воинов-витязей, чалма для волшебника, шапка-невидимка). Водящий будет крутить волчок, брать картинку на которую указывает стрелка и отгадывать сказку.
За правильный ответ получаете фишку. Победителей ждет приз. (ИТОГИ КОНКУРСА)
(Воспитатель вносит белую шапочку, надевает на ребенка (куклу) .
- Как вы думаете, кем работает Оля, если она надела эту шапочку?
(Медсестрой, врачом) .
- Кто еще носит белую шапочку (Продавец, повар, мл. воспитатель) .
- Для чего надевают колпаки повар и продавец? (Чтобы волосы не мешали работе: не падали на глаза и не попадали на продукты).
- Значит все люди надевают белые шапочки на работе (Нет, не все) .
- Может расскажете мне, какие головные на какой работе надевают?
(На стройке – каски; милиционеры, офицеры – фуражки; солдаты- пилотки; мотоциклисты – шлемы; водолазы – скафандры и т. п.)
- Посмотрите на эти ленточки. Какой головной убор они напоминают?
(Бескозырку) .
- Как вы думаете, для чего на бескозырке длинные ленты?
- Могут ли они помочь морякам в ветреную погоду? (Их подвязывают под подбородком) .
-А сейчас я приглашаю вас в свою «фантастическую» мастерскую и
предлагаю поэкспериментировать с необычными головными уборами.
-У меня в сундучке есть разные предметы. Представим, что это- шляпы (хрустальная ваза, деревянный кубик, металлическая миска, бумага) .
ИГРА «ХОРОШО - ПЛОХО»
Шляпа «Хрустальная ваза».
-Что хорошего в такой шляпе? (Она красивая, прозрачная, сверкающая, оригинальная) .
- Что плохо? (Шляпа может разбиться, холодная, тяжелая) .
- Кто может носить такую шляпу? (Стеклянный человек, Снежная Королева)
Шляпа «Деревянный кубик».
- Что хорошо (Прочная, не промокает, экологически чистая, надежная)
- Что плохо? (Тяжелая, твердая, неудобная)
- Кто может такую шляпу носить? (Дедушка - Добрынюшка – в деревянной шапке, он же деревянный)
Шляпа «Бумага».
- Что хорошо? (Ее не надо покупать, можно сделать самому пилотку
от солнца, она легкая и т. д.)
- Что плохо? (Может намокнуть, легко порваться)
- Кто может носить? (Бумажные куклы, Петрушка, мы сами.)
Шляпа «Железная миска».
- Что хорошо? (Непромокаемая, не поломается, не разобьется)
- Что плохо? (Тяжелая, на солнце перегревается, зимой – холодно)
- Кто может носить? (Железный дровосек)
-А теперь попробуем сами придумать необычные головные уборы,
может быть даже головные уборы будущего.
(Изготавливают головные уборы из отдельных деталей и украшают
бросовым материалом.)
- Что в ваших уборах можно делать? Какую работу выполнять?
(Ответы детей.)
- Устроим выставку головных уборов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»
Программное содержание:· Продолжать учить детей составлять рас...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)
Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Эти удивительные птицы"
Итоговое открытое занятие по развитию речи с использованием ИКТ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема «Осень»
Цель: Закреплять и систематизировать знания об осени (Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Социализация)Задачи:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.
Исходя из опыты работы я использую тематический принцип организации учебного материала. Дети учатся применять полученные речевые навыки в различных ситуациях, и различных видах деятельности в теч...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР. «Весёлые портняжки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР " Весёлые портняжки"...