НОД по развитию речи «Дифференциация зимующих и перелетных птиц».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
В данном материале предоставлены игры , игровые упражнения,здоровьесберегающие технологии, КТИ,используемые на занятии по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Нод по развитию речи «Дифференциация зимующих и перелетных птиц».
Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.
Задачи:
- Закрепить знания детей о птицах; о обобщающих словах «зимующие», «перелетные»
, -Учить дифференцировать, классифицировать
- Сравнивать птиц по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, питания, выведения птенцов
- Составлять описательный рассказ о птице, использовать словарь по теме
-Развивать мелкую моторику рук
-Воспитывать заботливое отношение к птицам
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
Беседы с детьми о птицах.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Разгадывание загадок о птицах.
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?»,
Заучивание стихотворений: «Воробьи и кот», «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова.
Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.
Модель образовательного процесса
I. Организационный момент.
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Какие вы все бодрые и веселые! Наверное, вам поднимает настроение весеннее солнце. Ой, посмотрите, а наше солнышко спит, что-то оно загрустило ( воспитатель обращает внимание на грустное изображение солнца)
Давайте его разбудим :
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись.
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.)
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко, на обратной стороне- весёлое солнышко)).
-Ребята, солнце проснулось, проснулись и друзья солнышка птицы
2 Слушание голосов птиц
Солнце удивилось , стало больше птиц, чем зимой ,откуда они появились ?
Дети (прилетели с теплых краев)
Как называют этих птиц (Птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)
А каких птиц мы называем зимующими?
(Зимующими называют птиц ,которые постоянно живут рядом с нами ,не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)
Солнышко хочет с нами поиграть в игру
3. Игра «Перелетные –зимующие птицы»(с мячом)
4. Беседа.
— Ребята, а что общего у перелетных и зимующих птиц? (Тело покрыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост.)
— Чем питаются перелётные птицы? (Насекомыми: жуками, червяками.)
— Чем питаются птицы зимой? (Ягода¬ми, шишками, плодами деревьев, крошками.)
— Хватает ли им пищи? (Нет, не хватает.)
— Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу.)
— Как мы помогали птицам зимой? (Делали кормушки и подкармливали птиц.)
— Что делают птицы, когда возвращаются из тёплых краёв? (Выставляется картинка-подсказка: дерево с гнёздами.) (Птицы вьют гнёзда.)
-Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (Птицы вьют и строят гнёзда для того, чтобы выводить птенцов.)
5 Пальчиковая гимнастика «Скворечник»
Мы построили скворечник (кулачок-ладошка)
Для весёлого скворца
Мы повесили скворечник (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером (Хлопают в ладоши)
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки (Загибают пальцы.)
Чёрненькие пёрышки. (Машут «крылышками»)
6. Дидактическая игра «Угадай кто?»
Воспитатель:
Про кого можно сказать?
-Желтогрудая, ловкая...(синица)
-Смелый, неунывающий...(воробей)
-Упорный, пестрый ...(дятел)
-Красногрудый, бойкий...(снегирь)
-Черный ,важный (грач)
-Маленький , звонкоголосый (Соловей)
Показ слайда на отгаданную загадку
7. Игра «Четвертый лишний»:
Воспитатель: Назовите, какая птица здесь лишняя
синица, скворец, сорока, голубь;
дятел, синица, воробей, петух; (Лишний петух, потому что он относится к домашним птицам, а все остальные к диким(зимующим))
Ворона, сорока, ласточка, синица. (Лишняя ласточка, потому что она относится к перелётным птицам, а все остальные к зимующим.)
Скворец, дятел, аист, кукушка. (Лишний дятел, потому что он относится к зимующим птицам, а все остальные к перелётным.)
8. Игра «“У кого кто»
У журавля | журавлята | У воробья | воробьята |
У скворца | скворчата | У голубя | голубята |
У лебедя | лебедята | У вороны | воронята |
У грача | грачата | У сороки | сорочата |
У утки | утята | У гуся | гусята |
У аиста | аистята |
(Кукушонок, воронёнок, совёнок, скворчонок, грачонок, аистёнок галчонок идр.)
9Музыкальная физминутка. «Танец маленьких утят»
10. Игра «Один — много» (с мячом)
Ворона – вороны скворец – скворцы
Воробей – воробьи ласточка – ласточки
Грач – грачи аист – аисты
Дятел – дятлы сова – совы
Кукушка – кукушки голубь – голуби
Синица – синицы журавль – журавли
Сорока – сороки снегирь –снегири
11 Дыхательное упражнение «Птичий пух» "
12 Рассказ по схеме о птице
13 Игра «Кто как голос подает"
Кукушка — ку-ку-ет
Утка — кря-ка-ет
Соловей — по-ет
ласточка – ще-бе-чет
скворец – по-ет
журавль – кур-лы-ка-ет
гусь – го-го-чет
Воробей-чирикает
Ворона - каркает
Синица тенькает
Сорока трещит
Дятел стучит
Итог занятия
Солнышко улыбается ,оно радо, что вы много знаете сведений о наших пернатых друзьях
О каких птицах мы сегодня говорили? Кому какая птица понравилась и почему? Что нового, интересного вы узнали на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"
Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Весна. Перелетные птицы» в старшей логопедической группе
laquo;Весна. Перелетные птицы»Цели:Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»; совершенствовать грамматический строй речи при образ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Перелетные птицы»
Конспект интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в старшей группе в соответствии с ФГОС на тему: “Перелетная птица – лебедь&rdquo...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы весной"
Конспект НОД по речевому развитию "Перелетные птицы весной" в подготовительной группе....

Занятие по развитию речи в старшей группе "Перелетные птицы"
Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамма...

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"...