конспект занятия по развитию речи в средней группе "Слушай тихо, да гляди, сказка в гости приходи"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках
Программные задачи:
- воспитывать интерес к устному народному творчеству;
- закреплять знания детей о русских народных сказках;
- формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и схемам;
- формировать умение решать проблемные задачи;
- активизировать словарь;
- развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, творческие способности;
- развивать мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_konkurs_slushay_tiho_da_sidi_skazka_v_gosti_prihodi.docx | 44.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Конспект организованной образовательной деятельности
«Слушай тихо да гляди, сказка в гости приходи».
средняя группа
номинация: «Речевое развитие»
Венц Н.В. воспитатель
первой квалификационной категории
Ступино 2016 г.
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках
Программные задачи:
- воспитывать интерес к устному народному творчеству;
- закреплять знания детей о русских народных сказках;
- формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и схемам;
- формировать умение решать проблемные задачи;
- активизировать словарь;
- развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, творческие способности;
- развивать мелкую моторику рук.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие,
- художественно – эстетическое развитие.
Образовательные области | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Закреплять знания детей о русских народных сказках. |
Познавательное развитие | Формировать умение узнавать и называть сказки по отдельным предметам и схемам. Формировать умение решать проблемные задачи. |
Речевое развитие | Активизировать словарь, развивать речь. Стимулировать речевую активность. |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое восприятие. |
Физическое развитие. | Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снятию психологического напряжения и развитию положительных эмоций. |
Методы: игровой, наглядный, словесный.
Приемы: сюрпризный момент, художественное слово, загадывание загадок, вопросы, пояснение, поощрение.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц, изготовление платковой куклы.
Материал: платковая кукла, сундучок, клубок, атрибуты (ложка, посуда, каштаны, мешочек), персонажи сказок, схема, фланелеграф шапочка репки.
Оборудование: на столах размещены: атрибуты персонажей сказок, мнемотаблица, коромысла по методике В.Ф. Базарнова
Ход деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель:
-Ребята, у нас на занятии сегодня гости, я предлагаю поздороваться и поделиться хорошим настроением:
Скажем «Здравствуйте» руками, (помахать руками)
Скажем «Здравствуйте» глазами (медленно закрыть глаза)
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом.
Воспитатель:
- Вот с таким хорошим настроением можно отправиться в необыкновенное путешествие.
Воспитатель:
- Закройте глазки представьте…
Как не в море – океане
Не на острове Буяне
Стоит терем – теремок
На дверях висит замок
Мы замочек отопрем
В сказку с вами попадем
Дверь тихонько отварите
Кто вас ждет тут? Посмотрите!
Во время прочтения слов надеть платковую куклу.
Введение в тему.
«Варварушка» с сундучком
-Здравствуйте, ребята, я Ваварушка
Я из сказки к вам пришла
Сундучок вам принесла.
Сундучок – то не простой!
Он волшебный не пустой.
-Посмотрите, какой он красивый, он сделан из дерева, если постучать, то услышим звук,
-Чтобы открыть сундучок нужно сказать волшебные слова.
- Вы знаете волшебные слова (нет)
- А я знаю. Вот послушайте: сундучок, сундучок, откройся, пожалуйста.
-Давайте скажем вместе…(сундучок, сундучок, откройся, пожалуйста).
Открыть сундук и достать клубок
«Варварушка»:
-Этот клубочек много сказочных тропинок знает и по ним погулять приглашает.
- Вы клубочек передайте и загадку отгадайте:
Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе,
Сдобный маленький клубок,
В сказке звался … (колобок)
- Кто испек колобок? (бабушка)
- Кто попросил бабушку испечь колобок? (дедушка)
- Из чего испекла бабушка колобок? (из муки)
- Где взяла бабушка муку? (по амбару помела, по сусекам поскребла)
-Куда он укатился? (в лес)
«Варварушка»: Проблемный вопрос:
- Почему колобок укатился с окошка? (захотел погулять, надоело лежать на окошке).
«Варварушка»:
-Ребята, ведь у сказки грустный конец, бабушка и дедушка так и не попробовали колобка. Давайте «испечем» им колобки.
Массаж рук каштанами.
Помешаем, помешаем (сжимаем каштан поочередно в каждой руке).
Покатаем, покатаем (покатать по ладошке).
И похлопаем немножко (положить каштаны и похлопать в ладоши).
А теперь стряхнем ладошки (стряхнуть кисти рук).
Вышел ровный, вышел сладкий (взять каштаны покатать круговыми движениями в ладонях).
Колобок, румяный, сладкий (открыть ладонь показать каштан).
«Варварушка»:
- Молодцы. Клубок зовет нас дальше в путь. Раз, два, три, четыре, пять вот и в сказке мы опять. Переход к следующему атрибуту: мнемотаблица по сказке «Курочка ряба».
«Варварушка»:
- Ребята это сказка заколдованная, чтобы ее расколдовать, нам с вами нужно ее узнать.
-Кто же здесь заколдован? (дедушка, бабушка, курочка, яйцо, мышка)
-Как называется сказка? (курочка ряба)
Проблемный вопрос:
- Что было, если бы мышка не прибежала? (дедушка разбил яйцо, не разбилось бы яичко). Молодцы!
- «Варварушка»:
- Сказка по лесу идет
Сказку за руку ведет
И выходит наша сказка
На опушку, в теремок.
Переход к декорациям избушки, дети проходят, рассаживаются на лавки перед ними стол.
«Варварушка»:
- Проходите в теремок, присаживайтесь:
Посмотрите, какой-то мешочек
Он, наверно не простой
Потрясти мешочек
И совсем он не пустой,
Я в мешочек загляну
Что лежит там, посмотрю.
«Варварушка»:
- А Вы слушайте тихо, да глядите…
- Жили - были в избушке кот, петух и маленький мальчишечка – Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
-Это ложка простая – Котова, это ложка простая – Петина, а это – не простая, точеная, ручка золоченая – Жихаркина. Никому ее не отдам.
Достать из мешочка деревянную расписную ложку.
- Чья это ложка? (Жихаркина)
- Какая у Жихарки ложечка? (точеная, золоченая, деревянная, красивая, расписная).
Проговорить с детьми слава Жихарки.
«Варварушка»:
-А теперь закроем глазки, очутимся в новой сказке.
Под салфеткой на столе стоят три тарелки. Пока дети закрыли глаза «Варварушка» снимает салфетку.
- Посмотрите, на столе три тарелки, как вы думаете чья это посуда. (трех медведей).
- Как вы догадались, что эта посуда трех медведей?(потому что три тарелки)
- Чья большая,.. средняя,.. маленькая?..( Михайло Потапыча, Настасьи Петровны, Мишуткина)
- Правильно, давайте вспомним, какими были медведи.
Динамическая пауза «Три медведя»
Три медведя шли домой | Дети шагают на месте |
Папа был большой, большой | Подняться на носочки и поднять руки вверх |
Мама чуть поменьше ростом | Руки на уровне груди, движения вперед - назад |
А сынок – малютка просто. | Присесть |
Очень маленький он был | Сидят |
С погремушками ходил. | Руки в кулачках |
Динь, динь, динь. | Имитация движений игры с погремушкой |
«Варварушка»:
- Ребята, медведи скоро вернуться домой. Нам пора в путь, шагаем тихо, чтобы сказку не спугнуть.
Переход к декорации огорода, где растет репка.
«Варварушка»:
- В сказочной стране даже на грядках растут сказки.
- Какая сказка выросла на грядке? (репка)
- Кто ее посадил? (дед)
- А какая репка выросла (большая-пребольшая)
«Варварушка»:
- Надо помочь дедушке вытянуть репку.
Игра «Репонька-репка»
Репонька-репка, в земле засела крепко | Дети идут хороводом вокруг ребенка – репки. |
На грядке сидит, на всех глядит | «Репка» сидит на корточках. |
Подошли детки, вытянули репку | Дети подошли к «репке» поднимают его. |
На ноги поставили, танцевать заставили | |
Танцуй веселей, своих ножек не жалей. | Дети хлопают в ладошки, «репка» пляшет. |
А теперь не зевай, покружиться приглашай | Дети вместе с репкой кружатся |
«Варварушка»:
- Вытащили репку, молодцы, какие мы дружные!
Речевая игра
Мы дружные ребята
Не ссоримся совсем
Мы дружные ребята
Расскажем это всем.
«Варварушка»:
-А кто в сказке помог вытащить репку? (дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка).
«Варварушка»:
- В сказке все старались, и дедушка, и бабушка и даже маленькая мышка. Вытащили репку все вместе, дружно. Ведь когда мы вместе, нам под силу любые дела, интересно любое занятие.
Заключение.
«Варварушка»:
- Вместе мы путешествовали по сказочной стране. Давайте вспомним, каких героев мы повстречали? (колобка, курочку Рябу, Жихарку, трех медведей, репку).
Рассмотреть коромысла, на которых изображены сказки, встречающиеся в занятии.
«Варварушка»:
- Вам понравилось наше путешествие? (да)
- Вы ребята просто чудо,
Никогда вас не забуду.
Много сказок знаете, и я, пожалуй, еще приду к вам в гости. Потрудились вы на славу, и за это вам награда.
Подарить детям в группу книгу сказок.
- Пусть герои сказок дарят вам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
На этом наше путешествие завершилось. Сказка двери закрывает в детский сад вас отпускает.
До свиданья!
Список использованной литературы
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – Мозаика – Синтез, 2016.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий. Издательство «Сфера», 2009.
- Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – Мозаика – Синтез, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Обыгрывание сказки"Репка""
Занятие составлено мной на основе программы А.Л.Венгера"Развитие" Предполагаемый результат по занятию: •Активизация познавательного интереса к художественной литературе; •Умение пересказывать и...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"
Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». 2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей, словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Мы идём в сказку"
При помощи метода моделирования учить детей пересказыванию текста....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Волшебница сказка»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Волшебница сказка»Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:Образовательные: закре...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».Цель. Познакоми...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. По теме: «Сказка в гости к нам пришла»
laquo;Сказка в гости к нам пришла» (по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»)...