Занятие по развитию речи в старшей группе "Семья"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Соколова Галина Викторовна

В этом занятии отражено роль семьи в воспитании ребенка, создание детьми гениалогического дерева о своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: показать значение семьи в жизни человека.

Задачи: закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважение и заботы о членах семьи; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Подготовительная работа: *составление и оформление гениалогического древа своей семьи,*рисование семейного флага, *конкурс рисунков «моя семья».

Ход занятия:

        Дети стоят в кругу.

Воспитатель (читает стих-е):

«Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

        Дети садятся за столы.

  1. Воспитатель читает потешку и обращается к детям:

Вопрос: «Как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса?»

«Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке

Жена на коровке

Дети на телятках

Внуки на козлятках».

Воспитатель: «В этой семье живут три поколения. Это муж, жена, дети, внуки.

Определите, кем в этой потешке приходятся друг к другу люди (семья).

Воспитатель показывает театральные куклы – дедушку и бабушку.

Воспитатель: Дедушка и бабушка воспитали своих детей, а теперь помогают своим детям растить внуков. Их всех в семье почитают. Что обозначает это слово? (проявляют почтение, заботятся). Все члены семьи очень близкие друг к другу люди. Они вместе живут, и вместе ведут хозяйство, помогают друг к другу в трудную минуту. Сегодня мы с вами поговорим о своей семье. Как вы понимаете слово «семья»? (это близкие нам люди: мама, папа, дедушка, сестренка, брат, которые живут в одном доме, заботятся друг о друге).

  1. Ребята, а вам нравится ваша семья? Давайте поиграем в игру,

«Какая ваша «семья»?

(дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, называя слова).

Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу (родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, музыкальная, крепкая).

Воспитатель:  Как вы думаете, что разрушает семьи?» Прикрепляются тучки, которые закрывают солнышко (это ссоры, обиды, невнимание, лень, неправильные поступки).

  1. Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать о своей семье?

Презентация детей (2-3 чел)

  1. Игра «Радость или огорчение»

На столе 2 круга – красный и черный.

Воспитатель: В семье вас любят, заботятся о вас, а ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей. У меня 2 круга – красный и черный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (черный). Я называю поступок, а вы с помощью кружков показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

- Вы съели на завтрак всю кашу

- Вы подрались с другом

- Разбросали по комнате все игрушки

- Помогли маме вымыть посуду

- Нагрубили бабушке

- Подарили папе красивый рисунок

- Порвали новую книжку

- Хорошо вели себя в детском саду

Воспитатель: Я вижу вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких и надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

  1. Отгадывание загадок

Воспитатель: А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людям

а) Излучает она свет,

От улыбки – ямочка

Никого дороже нет,

Чем родная (мамочка).

б) Все хозяйство:  лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда

Нас накормит

(Бабушка).

в) Надарила безделушек

Семь матрешек и бобренка,

Но дороже всех игрушек

Для меня моя сестренка.

г) Угадай-ка, кто же это

Пейджер, трубка, галстук, шляпа

Ждут друзья от вас ответа

Молодцы, конечно (папа).

д) Мочит в теплом молоке

Он кусочек хлебушка

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый (дедушка).

е) Должен вам признаться я

Есть приятель у меня

Но надежней во сто крат

Мой защитник (старший брат).

  1. Физкультминутка

«Кто живет у нас в квартире

1,2,3,4,5

Папа, мама, брат, сестра

Деда, бабушка и я –

Наша дружная семья.

  1. Воспитатель: Вместе с родителями вы составляли свое родословное дерево. Какая часть у дерева считается главной (корень).

А кто в семье главный? (тот, кто старше).

Это наши бабушки и дедушки.

Выступление детей по гениалогическому древу.

  1. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье:

«Свой дом – самое лучшее место».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«В хорошей семье – хорошие дети растут».

  1. Музыкальная песенка на татарском языке «Мой дом» (атрибуты для детей «Семья»).
  2. Выполнение аппликаций на тему:  «Семья»

Каждый ребенок в своих индивидуальных домиках вклеивает в окошечки членов своей семьи и создается общая картина.

  1. Итог занятия

Воспитатель: Теперь, когда мы нарисовали семейный портрет, гениалогическое  древо, флаг своей семьи, получилось, что твоя семья – это маленькое, но крепкое и дружное государство – это ваш дом.

Воспитатель:  Дети возьмите друг друга за руки, я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная и крепкая семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...