Занятие по развитию речи на тему "Помогаем Зайке"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект занятия для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_sr.gr_.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея»
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей средней группы
на тему «Помогаем Зайке»
Подготовила:
воспитатель первой кв. категории
Щербакова Н.В.
г. Набережные Челны, 2015 г.
Тема: «Помогаем Зайке».
Цель: закрепление полученных знаний по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей:
- о диких и домашних животных и птицах;
- умение образовывать новые слова при помощи суффиксов в единственном и множественном числах;
- о любимых сказочных героях и сказках по программе;
- умение выделять заданный звук в словах, подбирать слова на заданный звук.
Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции: память, логическое мышление, творческое воображение, связную и выразительную речь.
2. Использовать полученные знания в речевом общении.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность.
Оборудование:
домик, игрушки - герои сказки «Заюшкина избушка», иллюстрации птиц, диких и домашних животных с детенышами, магнитная доска, стенд с книгами К. И. Чуковского, предметы к сказкам К. И. Чуковского, иллюстрации о весне, разрезные буквы азбуки.
Музыкальное оформление:
аудиозапись «Звуки природы» (голоса птиц, шум леса).
Предварительная работа воспитателя:
подбор демонстрационного материала, составление конспекта образовательной деятельности.
Предварительная работа с детьми:
чтение и слушание в аудиозаписях русских народных сказок с беседами по их содержанию; оформление тематической выставки книг; разучивание словесных игр «Что было дальше в сказке», «Из какой мы сказки? », «Кто лишний?», загадывание загадок по сказочным сюжетам; инсценировки по сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», «Жихарка»; совместные и самостоятельные игры с настольными театрами, драматизация сказок с помощью разных видов театра (настольный, би-ба-бо, пальчиковый).
Структура занятия: 1. Вводная часть – 2 мин.
2. Основная часть – 15 мин.
3. Заключительная часть – 3 мин.
Методические приемы: 1. Организационная часть – пальчиковая игра «Улыбнемся солнышку».
2. Игровой момент с Зайкой.
3. Выполнение заданий: д/игры «Назови сказку», «Чьи это предметы?», «Вспомни
сказку и скажи».
4. Взаимомассаж «Был у Зайки огород».
5. Д/игры: «Назови приметы весны», «Каких птиц вы знаете?», «Найди лишнее»,
«У кого кто?», «Подбери словечко».
6. Мимическая гимнастика.
7. Д/игра «Придумай добрый конец сказки».
8. Итог занятия.
Организационный момент:
Дети и воспитатель заходят в группу, останавливаются у двери.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей, они пришли посмотреть, чему мы с вами научились. Давайте поздороваемся со всеми.
Пальчиковая игра «Улыбнемся солнышку».
Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, солнце золотое! (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)
Улыбнемся небу: «Здравствуй, небо голубое! » (поднимают руки вверх)
Улыбнемся дождику: «Лейся, словно из ведра!» (показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки)
Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра! » (улыбаются и кланяются гостям).
Игровой момент с зайчиком.
(Слышится чей – то плач, воспитатель вносит Зайку, в руках у которого конверт).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же наш знакомый Зайка, давайте спросим у него, почему он плачет?
Дети: Зайка, почему ты плачешь?
Зайка жалуется на Лису: она выгнала его из дома и сказала, что если он не выполнит вот эти задания, она его не пустит в домик.
Воспитатель: Что же делать, ребята?
Дети: Надо помочь Зайке выполнить задания.
Воспитатель: А где у Лисы своя избушка, что с ней случилось?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель: А почему у лисички избушка растаяла?
Дети: Потому что была ледяная.
Д /и «Что из чего?»
Воспитатель: А ледяная, это из чего? (ответы детей)
- Что может быть изо льда? (дети – замок, сосулька, горка, каток)
- А лубяная, это какая? (дети – из дерева)
- Что бывает деревянным? (дети - стол, стул, шкаф, дом, доска)
Воспитатель: Молодцы, ребята, действительно, избушка у Лисы растаяла, потому что она была ледяная, а у Зайки избушка лубяная – деревянная, вот она и не растаяла.
Воспитатель: Скажите, дети, какая Лиса в этой сказке?
Дети: Хитрая, злая, обманщица.
Воспитатель: А вы знаете сказку, в которой бы Лиса была добрая?
Дети: «Рукавичка», «Теремок».
Воспитатель: Ну, что же, пора помогать Зайке выполнять задания, а то Лиса действительно не пустит его в домик.
1 задание: Д/и «Назови сказку».
Воспитатель: Какие сказки вы знаете?
(Дети называют все знакомые им сказки).
Воспитатель: (открывает стенд с книгами – сказками К. И. Чуковского). Скажите, ребята, кто написал все эти сказки?
Дети: К. И. Чуковский.
Воспитатель: А эти сказки? (открывает стенд с русскими народными сказками)
Дети: Это русские народные сказки, их сочинил народ.
Воспитатель: Скажите, дети, зачем людям нужны книги?
- Как нужно с ними обращаться?
- Почему так говорят: «Будешь книги читать, будешь много знать»? «Книга учит жить, книгой надо дорожить?»
(Дети отвечают, воспитатель подводит итог: книги учат, книги надо беречь)
Воспитатель: Молодцы, ребята, первое задание Лисы мы выполнили.
Воспитатель: Ребята, герои сказок перепутали все предметы. Помогите найти хозяина!
2 задание: Д/игра «Чьи эти предметы? »
(на столе разложены предметы, нужно угадать, из какой они сказки)
1. Мыло, полотенце, зубная паста и щетка – «Мойдодыр»
2. Тарелка, кастрюля, ложка, сковорода - «Федорино горе»
3. Чашка, самовар, баранки, монетка – «Муха – Цокотуха»
4. Градусник, вата, шприц, фонендоскоп – «Айболит»
5. Галоши, шоколад, перчатки, телефон – «Телефон»
Воспитатель: Молодцы, и второе задание Лисы мы выполнили.
3 задание: Д/и «Вспомни сказку и скажи»
Воспитатель: Какие слова нужно было сказать:
- Лисе, чтобы Петушок выглянул в окошко;
- А Петушку, чтобы Кот его спас от Лисы;
- Волку, чтобы наловить много рыбы из проруби;
- Печке, чтобы она спрятала девочку с братцем от злых гусей – лебедей;
- Медведю, чтобы он не садился на пенек?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Зачем Маша ходила в лес? Можно детям одним уходить из дома? (ОБЖ)
Воспитатель: Что – то Зайка загрустил, давайте развеселим его нашим взаимомассажем.
(Выполняется взаимомассаж «Был у Зайки огород…»)
Взаимомассаж "БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД"
Был у Зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)
Ровненькие гpядки (попеpек спины) .
Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)
Ну, а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" подмышки).
А весною в огород Зайка с радостью идет (пальцы по спине "идут")
Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания)
А потом все заровняет, заровняет, заровняет (поглаживания, как будто ямки заравниваешь)
Семена просеет ловко (легкие быстрые постукивания всеми пальцами по очеpеди)
И пойдет сажать морковку (пальцы "пошли")
Ямка - семя, ямка – семя (ущипнуть, пальцем семечку придавить).
Заровняет в то же время (опять поглаживания)
И потом у Зайки вновь, вырастет его морковь (пальцами пробежать по спине и на макушке пальцы изображают ботву от моркови)
(Звучит грамзапись, шум ветра в лесу, голоса птиц )
4 задание: Д/и «Назови приметы весны»
Воспитатель: Ребята, вот мы и дошли до леса, как хорошо в лесу! А какое сейчас время года? Как вы догадались?
(Дети называют приметы весны: тает снег, бегут ручьи, ярко светит и пригревает солнце, небо чистое, синее, прилетают перелетные птицы…)
5 задание: Д/и «Каких птиц вы знаете?»
(Какие из этих птиц перелетные? Чем они питаются, когда прилетают к нам? Для чего птицам нужны гнезда?)
5 задание: Д/и «Найди лишнее»
Воспитатель: Какая птица здесь лишняя? Почему?
(Дети отвечают, что курица - это домашняя птица)
Воспитатель: Кто еще живет в лесу?
Дети : Дикие животные.
Воспитатель: Правильно, в лесу живут дикие животные, а как называются их детеныши?
6 задание: Д/и «У кого кто?»
Воспитатель: Ой, смотрите, рукавичка. Какая же сказка здесь живет?
Воспитатель: В этой сказке живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете?
Сейчас я начну, а вы продолжите.
7 задание: Д/и «Подбери словечко»
В рукавичке живут мышка -… (дети отвечают: мышка – норушка, зайчик -побегайчик, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок, медведюшка - батюшка) .
Мимическая гимнастика
- Давайте, мы как мышка испугаемся,
- Как лягушка похохочем (ха-ха-ха),
- Как зайчик потрясемся, подрожим под кустиком;
- Как волк повоем (у-у-у)
- Как лисичка, посмотрим по сторонам, повертим хвостиком, заметем следы,
- Как медведь нахмуримся.
Воспитатель: Молодцы! Пора идти дальше.
Воспитатель: Ребята, смотрите, домик. Зайка, это твой домик? (Зайка отвечает, что это был его домик, пока Лиса не выгнала его).
Воспитатель: Давайте придумаем другой конец к сказке, чтобы Лиса не выгоняла зайчика.
Д/и «Придумай конец сказки».
Дети: Зайчик и Лиса подружились; построить лисичке новый дом; выгнать лису из леса, чтобы никого не обижала; объяснить лисичке, что друзья так не поступают.
Воспитатель: Ребята, лиса очень рада, что вы такие дружные и умные, выполнили все ее задания, и теперь они с Зайкой будут жить дружно, она обещает, что больше никогда не будет обижать зайчика, будет доброй всегда.
Лиса и Зайка: Спасибо, ребята, что вы подружили нас, и вы тоже дружно живите, книги очень берегите, сказки разные любите!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес, пора нам в садик возвращаться.
(Звучит маршевая музыка, дети «возвращаются» в детский сад)
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, и от нас, взрослых, за ваши добрые сердца, за то, что не оставили Зайчика в беде, помогли ему не только выполнить все задания, но и подружиться с Лисой. Закончить наше путешествие предлагаю снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.
Литература
1. Ушакова О. С., «Занятия по развитию речи для детей 3 – 5 лет».
2. Ушакова О. С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» О. С. Ушакова.
3. Калинина Т. В., «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», Издательство: Учитель, 2011.
5. Журнал «Дошкольное образование», №23 ( 95) ноябрь, 2002 г. стр. 21-23, «Путешествие по сказкам».
7. Русские народные сказки.
8. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект занятия по развитию речи (вторая младшая группа) на тему: "Зайка - попрыгайка"
«Зайка – попрыгайка»Программные задачи:- связная речь – учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ;- словарь и грамматика: закреплять в речи названия известных им животных, учить испо...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе: «Зайка и правила дорожного движения».
Занятие проходит на площадке дорожного движения.(Итоговое занятие). Программное содержание:Развивать связную речь детей. Учить составлять простые предложения из 3-4 слов и связывать их в не...
ТЕМА: «ЗАЙКА» Конспект занятия по развитию речи в соответствии с ФГОС в первой младшей группе «Стихотворение А. Барто «Зайка»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы....
Открытое занятие по развитию речи«Волшебный мешочек- зайки побегайки».
Развитие речи, обогащение словарного запаса детей. - образно - смысловой памяти, логического мышления - это одна из главных задач воспитателя во второй младшей группе детского сада. Я делюсь собственн...
Конспект открытого занятия по развитию речи А.Барто «Зайка» в группе раннего возраста
Конспект открытого занятия по развитию речи А.Барто «Зайка »в группе раннего возраста Цель: Приобщение детей художественной литературе через знакомство со стихотворением А...