"Сочиняем сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иванова Оксана Леонидовна

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_sochinyaem_skazki.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе «Колокольчик»

на тему: «Мы сочиняем сказки»


Провела
воспитатель Иванова Оксана Леонидовна

Интеграция: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация» 

1. Создать творческую атмосферу, позволяющую активизировать мыслительную деятельность детей, направленную на придумывание сказок. 

2. Продолжать составлять пространственную модель сказки и действовать с ней. Учить выделять главных и второстепенных героев, фиксировать субординацию ролей в виде модели. 

3. Учить выразительно, используя мимику и жесты, рассказывать сказки. Воспитывать культуру речевого общения. 

4. Продолжать знакомить детей со средствами художественной выразительности: эпитетами, метафорами, синонимами, учить их использовать в речи. 

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества. 

6. Развивать воображение, фантазию детей. 

Материалы: 

Магнитофон, фонограмма монолога подушки, «Волшебный куб», таблица«измени слово», «волшебная подушка», схемы сказок «Теремок», Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», рамки с условными заместителями персонажей сказок, иллюстрации сказок, коробка «Салат из сказок», фломастеры, атрибуты драматизации сказок, подарки на каждого ребёнка. 


Предварительная работа: 

1. Чтение сказок: русских народных и авторских (Пушкина, Чуковского, Б.Гимм, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен). 

2. Слушание грампластинок с записями сказок. 

3. Беседа по прочитанным сказкам. 

4. Объяснение непонятных и устаревших слов, использование их в речи. 

5. Игры-драматизации по русским народным сказкам. 

6. Работа по перфокартам « Какое слово я задумала?», « Отгадай слово». 

7. Составление сказок по предложенной пространственно-временной модели. 

8. Придумывание различных вариантов по знакомому сюжету сказок: « Красная Шапочка», « Курочка Ряба», « Волк и семеро козлят». 

9. Составление пространственных моделей по русским народным сказкам. 


Содержание занятия: 

Дети заходят в группу свободно встают вокруг воспитателя. 
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир. А куда – секрет (вывешивается задание) 
-Тема нашего путешествия зашифрована здесь. Выполнив цепочку переставлений, вы сумеете угадать, куда мы направимся. (Дети самостоятельно пытаются прочитать, затем 1 ребёнок у доски выполняется задание). 
-Да, мы с вами отправляем 
-А вы любите сказки? Чем они вам нравятся? 
(Ответы детей) 
Обобщение воспитателя: действительно, они все разные, в них происходят удивительные события и превращения. 

Сказки стародавние 
Грустные, забавные, 
Добрые, серьёзные, 
Лунные и звёздные. 
Мы любим их слушать 
Любим их читать 
С ними можно даже 
Просто поиграть! 

-И сейчас я предлагаю поиграть с нашим сказочным кубом 

Игра «Волшебный куб» 
Ребёнок 3 раза бросает куб. После каждого раза воспитатель задаёт какой-либо вопрос. (Дети садятся за стол). 
Вопросы к детям (на выбор) 

- Как называется эта сказка? Назовите главных героев сказки? 
- Как описывается в сказке герой (черты характера)? 
- Вспомните, какие волшебные предметы помогали сказочному герою творить чудеса? 
- Какие ещё волшебные предметы из других сказок вы можете назвать? 
- Попробуйте отгадать, о каких сказочных предметах мои загадки. 

Хочешь превратиться в тень 
И растаять в дымке? 
Сдвинь тихонько набекрень 
Шапку - ….(невидимку) 

Стоит только пожелать 
Бублик, булку, хлеб, баранку – 
Станет тут же угощать 
Скатерть - …( самобранка) 

Это чудо-сапоги 
Сунь в них ноги и беги – 
Вмиг обгонишь вездеходы 
Ты в сапожках -….( скороходах) 

Садись поудобней, и скоро 
Помчимся, как ветер, вперёд 
Хоть нет ни руля, ни мотора 
Взлетит наш ковёр-…(самолёт) 
(Ответы детей) 

-Кто заметил, сколько раз бросили куб? (ответы детей) 
-Я не случайно обратила внимание на это число. Практически ни одна сказка не обходится без этой чудесной цифры. Вспомните, где вы встречались с ней в сказке? (ответы детей) 

Обобщение воспитателя: да, мы постоянно встречаемся с этим сказочным числом в сказках. Оно делает её более интересной и таинственной. 
-Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. 
Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык. 

Девушка - … красна девица 
Парень…добрый молодец 
Красивая -…ни в сказке сказать, ни пером описать 
Губы-…уста сахарные 
Глаза-…очи ясные 
Печаль-…голову повесил, закручинился, пригорюнился 
Идти далеко – за тридевять земель, за тридевять морей. 

- Ребята, а кто придумывает сказки? (народ, сказочник) 
-Мы сегодня будем придумывать сказки сами. 
-С чего иногда начинаются сказки? (ответы детей) 
-Затем идет зачин. Назовите известные вам зачины? (ответы детей) 

Обобщение воспитателя: начинается сказка с зачина. Потом появляется герой, испытания для него, помощь друзей, победа, конец. 
- Ребята, мы всё вспомнили о сказках. Теперь ваша фантазия поможет вам придумать удивительные сказки. 
- Сегодня я приготовила для вас такие задания: 

Задание №1. «Измени конец сказки» 

Вы хорошо помните сказку « Колобок»? Вам нравится её печальный конец? (ответы детей) Мне тоже. Давайте изменим так, чтобы сказка заканчивалась весело. Кто хочет выполнить это задание? Нужно придумать конец сказки и составить модель (выбираются 2 детей по желанию) 

Задание №2 «Салат из сказок» 

Выберите из коробочки любые 3 слова и составьте сказку с ними. Потом расскажите свою сказку по частям, пользуясь своей моделью (выбираются 3 ребёнка пол желанию). 

Задание №3 «Отрывок из сказки» 

Перед вами лежат атрибуты из сказки. Вам необходимо догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок из этой сказки. (3 ребёнка) 

Магнитофонная запись: 

-Здравствуйте, ребята! 

Воспитатель: - ой, кто это говорит? Да это подушка с нами разговаривает. Она, наверное, не простая, а волшебная. Здравствуйте, уважаемая подушка. Извините, что мы растревожили Вас. Кто Вы? 

Магнитофонная запись: 

- Я – хозяйка разных снов. 
Про дельфинов и слонов 
Про дворцы хрустальные 
И про звёзды дальние 
Вы ложитесь, и на ушко 
Вам нашепчет сны подушка. 

Воспитатель: слышали, ребята? Если положим голову на эту волшебную подушку, то нам обязательно приснятся замечательные, интересные, сказочные сны. 

(Дети ложатся головой на подушку. Звучит спокойная музыка 2-3 минуты) 
- Ребята, ну вот вы и побывали в сказочной стране снов. Каких только чудес не происходит здесь. Из неведомых стран прилетает в сад жар-птица и клюёт царские яблоки. Серый волк везёт Ивана-царевича на себе. Лягушка превращается в царевну и пляшет на царском пиру. Ну, а теперь сами попытайтесь сочинить волшебные сказки. 
(Дети расходятся по разным местам, устраиваются удобней и придумывают сказки) 

( Дети выполняют задания) 

Воспитатель: ну, а, теперь, давайте же послушаем, что у нас получилось. Я вижу, как горят глаза у ребят, как им хочется побыстрее рассказать свои сказки. 
1. Слушается концовка сказки « Колобок», параллельно выкладывается модель сказки. 
Вопросы к детям на выбор: 

-Понравился ли новый конец сказки? 
-Какой герой в вашей сказке? 
Какими слова заканчивается сказка? 
Как её рассказали дети? 

2. Воспитатель: а сейчас трудное задание. Дети придумали всю сказку от начала до конца и сейчас мы её послушаем. 
(Дети рассказывают по частям сказку и выкладывают модель сказки на полу)

Вопросы к детям: 

-Как бы вы озаглавили эту сказку? 
-какое волшебство встречается в сказке? 
-Использовали ли авторы выразительный язык сказки? 
-Понравилась ли вам сказка? 

3. Мы сочиняли сказки, а сейчас дети покажут нам маленький отрывок из известной сказки. 

Вопросы к участникам: 

-Какую сказку вы нам будете показывать? 
( Ш. Перро « Красная шапочка) 

-Как вы догадались, что это она? 
(по атрибутам) 

(Дети инсценируют любой отрывок из сказки) 

Вопросы к детям на выбор: 

- Какой волк в сказке? Смог (имя ребёнка) изобразить именно такого волка? 

-Какая Красная шапочка в сказке? Почему волку удалось обмануть девочку? 

- Чем заканчивается сказка? 

Обобщение воспитателя: молодцы, ребята. Было очень интересно послушать ваши сказочные истории. Вы, наверное, немного утомились. Давайте поиграем в игру « Найди свой домик» 
(Воспитатель показывает знакомые модели сказок « Гуси-лебеди», « Царевна-лягушка», «Теремок», уточняет их с детьми. 

Игра «Найди свой домик» 

(На полу разложены перевёрнутые иллюстрации к сказкам. На стенах в разных местах развешаны указанные схемы. Под музыку дети бегают по залу, при остановке музыки берут любую картинку и определив, из какой она сказки, встают под нужной схемой). Играют 3 раза. 

Воспитатель: ну, что ж занятие наше заканчивается. 
-Понравилось оно вам? Давайте поблагодарим подушку за помощь. 


Магнитофонная запись: 

- Подождите благодарить меня. За то, что вы так интересно рассказывали сказки, я награжу вас. Ведь я подушка волшебная. Стоит вам сказать 
«абра-кадабра» и сунуть руку под меня – вы получите ПОДАРОК! 

Воспитатель: -Давайте, скажем эти волшебные слова «абра – кадабра» 
(Дети повторяют волшебные слова, забирают подарки и благодарят подушку.)

Звучит музыка, дети выходят. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Я сочиняю сказки"

Сказка – это повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздается обобщенное изображение мира и человека; выделяется несколько разновидностей жанра: волшебная с...

Доклад из опыта работы" Обучаю детей сочинять сказки"

Этот доклад я готовила для районного семинара....

педагогический проект "Сочиняем сказку"

Все дети любят сказки.  Любой ребенок может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника…...

Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».

Занятие  в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...

Сочиняем сказки" Сказки маленькой Феи"

Взрослые и дети любят сказки.Сказки учат нас добру и прилежному труду .В мире сказок ребенок может проявить свой талант играя в любую роль, развить творческие способности, полюбить своих сказочных гер...

Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...