Былина "Алёша Попович и Тугарин Змеевич."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alyosha_popovich.docx | 12.74 КБ |
alyosha_popovich_i_tugarin_zmeevich.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Былина "Алёша Попович и Тугарин Змеевич."
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
Задачи:
- закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.
развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в
речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном
числе, падеже.
-развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
- развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.
воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за
свою Родину.
Оборудование: картина В.МВаснецова « Богатыри»;картинки доспехов,оружия,костюм
богатыря,лошадка;макеты деревьев,камня;разрезные картинки;видеовикторина.
Ход занятия.
1.Игровой момент.
Воспитателы-Здравствуйте добры молодцы, красны девицы, зовут меня-Василиса премудрая
приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу.
Этот лес необычный ,живут в нем сказочные герои, а вот какие, вы узнаете отгадав загадки:
Свист соловьиный,
Взор орлиный
Не зверь, не охотник,
А (Соловей - Разбойник).
Из за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дьннал огнем.
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву. (Змей Огненный).
2 Основная часть.
Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья - Разбойника? (Богатырь).
Воспитатель: «Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»
(Въезжает « богатырь»).
Богатырь:
«Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!»
Богатырь: «Здравствуйте, услышал я молву людскую и прискакал за помощью к вам . стёрлись на
свитке слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».
Воспитатель: « Давайте поможем Богатырю прочитать пословицы».
«Сам погибай, - а товарища выручай»
«Счастье Родины дороже жизни»
«За правое дело - стой смело»
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»
«Человек без Родины - что соловей без песни»
«Один в поле не воин»
Богатырь: «Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)
- Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).
- Какие они - богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).
- Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
- Откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из сказок, былин).
- Что такое былина? (Это быль, что было давным-давно).
Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича
Змея Горыныча», «Никита Кожемяка».)
Воспитатель:-ребята,хотите тоже стать богатырями? (хотим).
Фи зминутка
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже.
Поглядеть из - под ладошек,
И направо, и еще
Буквой Л расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло
выбрать русскому воину?» (Им предстояло выдрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед
камнем, на котором было написано, куда идти). В нашем сказочном лесу есть такой камень и он
укажет нам путь: направо пойдешь - далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь - в чужую группу попадёшь.
налево пойдешь - много интересного узнаешь.
Воспитатель: Дети, куда же пойдем?
Воспитатель: «Ребята, что за чудо-чудное.диво-дивное? Что за картина перед нами предстала?»
(карта на В М. Васнецова «Богатыри»)
Беседа по картине.
- Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)
- Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
- Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома),
- Что вы ещё о нём знаете?
- Какие доспехи защищают Илью Муромца? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён1? (В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку щит)
- Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный,
как его хозяин) - Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
- Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный ...)
- Кто ещё дополнит?
- Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? ( В одной руке он держ ит щит, в другой меч)
- Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин,
высматривая врагов) - Кто изображён справа от вас? ( Алёша Попович)
- Почему его так прозвали'?
- Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же
смелый и отважный ...) г
- Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? ( Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (Луком и стрелами)
- Что у него весит с боку? (гусли).
- Как вы думаете зачем?
- Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как будто прислушивается
к топоту копыт вражеских коней)
-Что охраняют богатыри? ( Землю русскую и её границы)
- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.
(Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи. )
Воспитатель: Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки - родные деревца земли русской, показывают,
что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу
богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась
вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа ру сского.
Фиши чутка
Богатырь, он вот каков показывают «силача»
Он и силен и здоров.
Он из лука стрелял. имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял.
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы, смотри,
Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.
- Сегодня мы познакомимся былиной « Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»
Словарная работа по словам. 1. Сажень- расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых
(размахнутых) рук : косая сажень- расстояние от пальиев ноги с развёрнутым вбок носком до
копии пальиев руки, вытянутой над головой по диагонали : горнииа- неотапливаемая, чистая
комната в крестьянском жилищеслово горница означает горнее (ср.гора). то есть высокое
место.
Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»
Видеовикторина по прочитанному.
1 С кем отправился в киев Алёша Попович?
- Илья Муромец,
-Тугарин Змеевич.
-Яким Иванович.
- На чём отправился в путь Алёша Попович?
-поехал на коне,
-пошёл пешком,
-поехал на велосипеде.
- Кто встречал Алёшу Поповича в княжеском дворе?
-Князь Владимир с княгиней,
-Соловей -Разбойник,
-Тугарин Змеевич.
- Кто сел за стол рядом с князем и княгиней?
-Алёша Попович,
-Яким Иванович.
-Тугарин Змеевич.
- Какое блюдо Тугарин проглотил первым?
-жареную картошку,
-жареную лебедь,
-жареную рыбу.
- С помощью чего Алёша Попович победил Тугарина Змеевича?
-копья,
-меча.
-булавы.
Малоподвижная игра «Собери доспехи богатыря». (Дети берут половину картинки,становятся в
круг и по командеищут вторую половинку картинки.)
3 Итог занятия.
Воспитатель:
-Ребята, что интересного узнали на занятии? (ответы детей)
-Что интересного узнали? (ответы детей)
-О каком богатыре написано в былине? ( Алёше Поповиче)
-Кого победил богатырь?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа : Сажень
Словарная работа : горница
Викторина по былине “ алеша попович и тугарин змей ”
На чем отправился в путь Алеша попович? 1.На коне 2.Пошел пешком 3.На велосипеде
С кем поехал алеша попович в киев ? 1.Ильей Муромцем 2.Никитой Кожемякой 3.Якимом Ивановичем
Кто встретил алешу поповича и якима ивановича в княжеском дворе? 1.Князь Владимир с Княгиней 2.Тугарин Змеевич 3.Соловей Разбойник
Кто сел рядом с князем и княгиней за стоЛ ? 1.Яким Иванович 2.Тугарин Змеевич 3.Алеша Попович
Какое угощение тугарин змеевич проглотил первым? 1.Жареную картошку 2.Жареного лебедя 3.Жареную рыбу
С помощью чего Алеша попович победил тугарина змеевича ? 1.Меча 2.Булавы 3.Копья
Конец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник как Алеша Попович Тугарина змея победил.
Богатырское состязание «Как Алеша Попович Тугарина Змея победил»Цель: Создание у детей и родителей бодрого, радостного настроения. Доставить радость и удовольствие от совместной деятельности .За...
сценарий выпускного "Алеша Попович и Тугарин Змей"
выпускной по знаменитому современномому мультфильму "Алеша Попович и Тугарин Змей"...
Конспект занятия по речевому развитию по теме "Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группеАвтор разработки: Гербова В.В.Название: «Развитие речи»Форма работы: литературная гостинаяТема: Чтение былины «Алеша Попови...
конспект НОД "Алеша Папов и тугарин змей"
конспект НОД "Алеша Папов и тугарин змей"...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Познакомить детей с русской народной былиной «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»...
Конспект организованной образовательной деятельности: чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
Цель: познакомить детей с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»Задачи:Закреплять знания детей о русских богатыряхРазвивать умение оценивать поведение героевВоспитывать уважение к сверс...
Квест - игра «23 февраля и Тугарин Змей» ( старший дошкольный возраст)
Квест - игра «23 февраля и Тугарин Змей» ( старший дошкольный возраст)...