Былина "Алёша Попович и Тугарин Змеевич."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyosha_popovich.docx12.74 КБ
Файл alyosha_popovich_i_tugarin_zmeevich.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Былина "Алёша Попович и Тугарин Змеевич."

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Задачи:

  • закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.

развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в
речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном
числе, падеже.

-развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

  • развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.

воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за
свою Родину.

Оборудование: картина В.МВаснецова « Богатыри»;картинки доспехов,оружия,костюм
богатыря,лошадка;макеты деревьев,камня;разрезные картинки;видеовикторина.

Ход занятия.

1.Игровой момент.

Воспитателы-Здравствуйте добры молодцы, красны девицы, зовут меня-Василиса премудрая
приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу.

Этот лес необычный ,живут в нем сказочные герои, а вот какие, вы узнаете отгадав загадки:
Свист соловьиный,

Взор орлиный
Не зверь, не охотник,

А (Соловей - Разбойник).

Из за сопок и полей
Показался некий зверь.

В ноздри он дьннал огнем.

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Огненный).

2 Основная часть.

Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья - Разбойника? (Богатырь).


Воспитатель: «Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»

(Въезжает « богатырь»).

Богатырь:

«Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!»

Богатырь: «Здравствуйте, услышал я молву людскую и прискакал за помощью к вам . стёрлись на
свитке слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».

Воспитатель: « Давайте поможем Богатырю прочитать пословицы».

«Сам погибай, - а товарища выручай»

«Счастье Родины дороже жизни»

«За правое дело - стой смело»

«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»

«Человек без Родины - что соловей без песни»

«Один в поле не воин»

Богатырь: «Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)

  • Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).
  • Какие они - богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).
  • Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
  • Откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из сказок, былин).
  • Что такое былина? (Это быль, что было давным-давно).

Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича
Змея Горыныча», «Никита Кожемяка».)

Воспитатель:-ребята,хотите тоже стать богатырями? (хотим).

Фи зминутка

Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.

И налево надо тоже.

Поглядеть из - под ладошек,

И направо, и еще

Буквой Л расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.


Получается на славу!

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло
выбрать русскому воину?»
(Им предстояло выдрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед
камнем, на котором было написано, куда идти).
 В нашем сказочном лесу есть такой камень и он
укажет нам путь: направо пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь - в чужую группу попадёшь.

налево пойдешь - много интересного узнаешь.

Воспитатель: Дети, куда же пойдем?        

Воспитатель: «Ребята, что за чудо-чудное.диво-дивное? Что за картина перед нами предстала?»

(карта на В М. Васнецова «Богатыри»)

Беседа по картине.

  • Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)
  • Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
  • Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома),
  • Что вы ещё о нём знаете?
  • Какие доспехи защищают Илью Муромца? (Кольчуга, шлем)
  • Чем он вооружён1? (В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку щит)
  • Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный,
    как его хозяин)
  • Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
  • Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный ...)
  • Кто ещё дополнит?
  • Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (Кольчуга, шлем)
  • Чем он вооружён? ( В одной руке он держ ит щит, в другой меч)
  • Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин,
    высматривая врагов)
  • Кто изображён справа от вас? ( Алёша Попович)
  • Почему его так прозвали'?
  • Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же

смелый и отважный ...)        г

  • Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? ( Кольчуга, шлем)
  • Чем он вооружён? (Луком и стрелами)
  • Что у него весит с боку? (гусли).
  • Как вы думаете зачем?
  • Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как будто прислушивается
    к топоту копыт вражеских коней)

-Что охраняют богатыри? ( Землю русскую и её границы)

  • А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.

(Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи. )

Воспитатель: Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки - родные деревца земли русской, показывают,
что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу
богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась
вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа ру сского.

Фиши чутка

Богатырь, он вот каков        показывают «силача»

Он и силен и здоров.

Он из лука стрелял.        имитируют движения

Метко палицу бросал,

На границе стоял.


Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.

  • Сегодня мы познакомимся былиной « Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»

Словарная работа по словам. 1. Сажень- расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых
(размахнутых)
рук : косая сажень- расстояние от пальиев ноги с развёрнутым вбок носком до
копии пальиев руки, вытянутой над головой по диагонали : горнииа- неотапливаемая, чистая
комната в крестьянском жилищеслово
 горница означает горнее (ср.гора). то есть высокое
место.

Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»

Видеовикторина по прочитанному.

1 С кем отправился в киев Алёша Попович?

  • Илья Муромец,

-Тугарин Змеевич.

-Яким Иванович.

  1. На чём отправился в путь Алёша Попович?

-поехал на коне,

-пошёл пешком,

-поехал на велосипеде.

  1. Кто встречал Алёшу Поповича в княжеском дворе?

-Князь Владимир с княгиней,

-Соловей -Разбойник,

-Тугарин Змеевич.

  1. Кто сел за стол рядом с князем и княгиней?

-Алёша Попович,

-Яким Иванович.

-Тугарин Змеевич.

  1. Какое блюдо Тугарин проглотил первым?

-жареную картошку,

-жареную лебедь,

-жареную рыбу.

  1. С помощью чего Алёша Попович победил Тугарина Змеевича?

-копья,

-меча.

-булавы.


Малоподвижная игра «Собери доспехи богатыря». (Дети берут половину картинки,становятся в
круг и по командеищут вторую половинку картинки.)

3 Итог занятия.

Воспитатель:

-Ребята, что интересного узнали на занятии? (ответы детей)

-Что интересного узнали? (ответы детей)

-О каком богатыре написано в былине? ( Алёше Поповиче)

-Кого победил богатырь?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алёша Попович и Тугарин Змеевич Презентацию подготовила Попова Оксана Юрьевна

Слайд 2

Словарная работа : Сажень

Слайд 3

Словарная работа : горница

Слайд 5

Викторина по былине “ алеша попович и тугарин змей ”

Слайд 6

На чем отправился в путь Алеша попович? 1.На коне 2.Пошел пешком 3.На велосипеде

Слайд 7

С кем поехал алеша попович в киев ? 1.Ильей Муромцем 2.Никитой Кожемякой 3.Якимом Ивановичем

Слайд 9

Кто встретил алешу поповича и якима ивановича в княжеском дворе? 1.Князь Владимир с Княгиней 2.Тугарин Змеевич 3.Соловей Разбойник

Слайд 12

Кто сел рядом с князем и княгиней за стоЛ ? 1.Яким Иванович 2.Тугарин Змеевич 3.Алеша Попович

Слайд 14

Какое угощение тугарин змеевич проглотил первым? 1.Жареную картошку 2.Жареного лебедя 3.Жареную рыбу

Слайд 16

С помощью чего Алеша попович победил тугарина змеевича ? 1.Меча 2.Булавы 3.Копья

Слайд 19

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник как Алеша Попович Тугарина змея победил.

Богатырское состязание «Как Алеша Попович  Тугарина Змея победил»Цель: Создание у детей и родителей бодрого, радостного настроения. Доставить радость и удовольствие от совместной деятельности .За...

сценарий выпускного "Алеша Попович и Тугарин Змей"

выпускной по знаменитому современномому мультфильму "Алеша Попович и Тугарин Змей"...

Конспект занятия по речевому развитию по теме "Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»" (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группеАвтор разработки: Гербова В.В.Название: «Развитие речи»Форма работы: литературная гостинаяТема: Чтение былины «Алеша Попови...

конспект НОД "Алеша Папов и тугарин змей"

конспект НОД "Алеша Папов и тугарин змей"...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Познакомить детей с русской народной былиной «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»...

Конспект организованной образовательной деятельности: чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Цель: познакомить детей с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»Задачи:Закреплять знания детей о русских богатыряхРазвивать умение оценивать поведение героевВоспитывать уважение к сверс...

Квест - игра «23 февраля и Тугарин Змей» ( старший дошкольный возраст)

Квест - игра  «23 февраля и Тугарин Змей» ( старший дошкольный возраст)...