Занятие "Весеннее настроение" (ОО "Развитие речи", "Художественное творчество")
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кучерова Татьяна Петровна

Цель:

создать условия для любования красотой природы, помочь детям воплотить их впечатления от красоты пробуждающейся природы в рисунках;

Программное  содержание:

1. Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны,  отраженной в живописи.

 2. Закрепить умение работать в разной технике рисования

 3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

 4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

 5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.

 6. Продолжать учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь детей.

 7. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.

 8. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vesennee_nastroenie.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД № 43 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект интегрированной  НОД по ОО «Художественное творчество и развитие речи» в подготовительной логопедической группе детского сада.

             

Тема " ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ"

        Составила воспитатель                                                                                                

        высшей квалификационной

                                                                             категории

                Кучерова Т.П.

                                                Саранск -  2016                                      

Цель:

создать условия для любования красотой природы, помочь детям воплотить их впечатления от красоты пробуждающейся природы в рисунках;

Программное  содержание: 

1. Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны,  отраженной в живописи.

 2. Закрепить умение работать в разной технике рисования

 3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

 4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

 5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.

 6. Продолжать учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь детей.

 7. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.

 8. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию.

Материал: репродукции картин «Март», «Первая зелень»,  «Золотая осень» Левитана,  «Зима» Шишкина, «Московский дворик» Поленова,  «Закат» Рылова, «Девятый вал» Айвазовского,  «Голубая весна»  В. Бакшеева,  «Искрящийся май» Панцирева, «Зеленый шум» Рылова.

 гуашь, акварель, кисти, жесткие кисти, тычки, печатки из овощей, мятая бумага, простой карандаш, классическая музыка на весеннюю тематику.

Обучающие задачи.

  1. Расширить и уточнить знания детей о весенней природе.
  2. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
  3. учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
  4. упражнять в умении подбирать слова – признаки, слова – определения
  5.  закреплять умение отвечать полным ответом
  6. Закреплять умение выразительно читать стихи

Оздоровительные задачи:

  1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
  2. Активизация мыслительной деятельности  (проводится пальчиковая гимнастика)

 Коррекционно - развивающие: 

  1. Развивать связную речь.
  2. Активизировать словарь по теме весна ввести в активный словарь: проталина, рыхлый снег, яркие синие тени, холст
  3. Развивать фонематический слух, слуховое внимание и воображение через выполнение устных инструкций.
  4. Развивать тонкую и общую моторику рук, сенсорные процессы, координацию речи с движением.
  5. Развивать зрительно – пространственную ориентацию и творческое воображение.
  6. развивать восприятие пространства при рассматривании картины
  7. развивать умение чувствовать характер музыки, соотносить художественный и музыкальный образ с образами и явлениями природы

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

 Методы и приемы:

Практический – упражнения, изобразительная деятельность

Игровой – игры - физминутки

Наглядный – предметные картинки, репродукции картин

Словесный – рассказ, беседа, чтение стихов

Словарная работа: жанр, природа оживает, набухают, лазурь, настроение хмурое, плаксивое, тревожное и тд., цвета контрастные, цвета звонкие, приглушенные, прозрачный весенний воздух, легкое дуновение ветерка, небосклон,

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям в смешивании краски, в прорисовывании отдельных деталей. На протяжении занятия активизировать Максима ,Самира , Машу, Арину.

Интеграции с другими образовательными областями.

-физическая культура: физкультминутка

-здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами

-безопасность: самоконтроль за правильностью подъема стула и переноса его на нужное место, за правильностью работы с разными материалами и инструментами.

-социализация: учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других.

-труд: помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего места   

-познание: закреплять умения формировать задания, используя условные обозначения, учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

-коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища.

-чтение художественной литературы: Чтение рассказов Пришвина, стихов о весне разных поэтов

-художественное творчество: рисование природы.

- музыка: прослушивание аудиозаписи: классическая музыка по теме «Весна»

Ход занятия

Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» ПО стихотворению Т. Сикачевой)

В.  Я здороваюсь везде -

Дома и на улице,

Даже «Здравствуй»  говорю

Я  соседской …

Д.   курице  (показывают «крылышки»)

Здравствуй, солнце золотое!  (показ. солнце)

Здравствуй, небо голубое!        (показ. небо)

Здравствуй, вольный ветерок!  (показ  «ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок!  (показ  «дубок»)

Здравствуй,  Утро!   (жест  вправо)

Здравствуй,  День!   (жест влево)

Нам здороваться не лень!  (разводят обе руки в стороны)

В. Ребята, сегодня мы идем в гости.  А к кому, угадайте:

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(Кисточка)

В. Сегодня Королева Кисточка предлагает нам посетить выставку своих картин (проходим с детьми в «мини – галерею»). Посмотрите на картины и скажите, какие по жанру картины вы видите?

Д. (пейзажи)

В.  А что такое пейзаж?     (ответы детей)

- Дети, посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовано на картинах? (Весна).

- Почему вы так решили? Что весной происходит с природой? (Всё оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы).

 - Что происходит весной с деревьями? (Набухают почки, появляются листочки.) Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку.

В.  Смотрю на эти картины и хочется прочитать  стих Е. Баратынского:

(воспитатель читает )

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон.

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

В.  Ребята, а какие стихи вы хотите прочитать, глядя на эти картины?

(дети читают стихи о весенней природе)

  1.  К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами,

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

                                    2.        А.Некрасов "Зеленый Шум"

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: всё зелено:

И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

В.  - Ребята, посмотрите, какие тут красивые картины.

Мы любуемся картинами,  и каждая картина вызывает у нас еще и определенное настроение. А какое бывает настроение?

Д.(радостное, грустное, веселое, спокойное, бодрое…)

В.  А может ли быть настроение у природы?          (ответы детей)

ИГРА  «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

-когда небо затянуто тучами, идет дождь нам кажется, (что природа нахмурилась, настроение   …хмурое, плаксивое, грустное)

-А выглянуло солнышко, кажется, (что все заулыбалось, настроение   …веселое, радостное, бодрое)

-Художник нарисовал высокие волны, темное небо, нам кажется, (что нас подстерегает опасность, настроение   …тревожное, пугающее)

В. Чувства и ощущения художники переносят на природу и рассказывают в картинах о своем настроении. А с помощью чего они это делают?

Д. ( С помощью красок художники рассказывают о своем настроении.)

В.  Поиграем в ИГРУ «НАЙДИ КАРТИНУ ПО НАСТРОЕНИЮ»

- покажите картину, где звучит громкое, радостное, веселое настроение  («Золотая осень» Левитана,

- Каких красок здесь больше?  (ярких, звонких, теплых)

- Найдите картины, где спокойно, тихо, ясно  (Шишкин «Зима», Поленов «Московский дворик», Бакшеев «Голубая весна»)

- Каких красок здесь больше?  (приглушенных (смешанных с белой краской), светлых, холодных красок)

- Покажите картину, где звучит тревожное настроение?  («Закат» Рылова, «Девятый вал» Айвазовского)

- Какая палитра красок преобладает здесь?  (здесь краски смешаны с черной краской, они темные, сочетание контрастных красок – например, красной и зеленой, фиолетовой и желтой)

- Найдите картины, где очень шумно, свежо, по настроению картины бодрые, радостные  (Бакшеев «Голубая весна», Панцирев «Искрящийся май», Рылов «Зеленый шум») .

- Какие цвета здесь преобладают? (чистые, звучные краски, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. )

 - Посмотрите на  первую картину и вспомните, как она называется. («Март».)

-  Кто написал эту картину? Какое время года изображено на картине? (Весна.) 

- Какой период весны? Как вы догадались, что это начало весны? (Видны проталины на дороге, снег подтаял на козырьке над крыльцом, на деревьях уже нет снега и т. д.)

 - Всмотритесь в картину: какие краски преобладают в ней? (Голубые, лиловые.) 

- Что хотел сказать художник, пользуясь такими цветами красок? Какая погода изображена на картине? Почему? (На снегу видны голубые тени.)

 - Что еще говорит о том, что  день солнечный? (Освещенный солнцем дом, на небе — ни облачка.)

 - Какими словами можно сказать о снеге на картине? (На дорогах — потемневший слежавшийся снег.) 

- Снега  на нашей улице давно уже нет. Вы не соскучились по снегу? Попробуйте вернуться в мартовский денек: закроем глаза и послушаем музыку (П.И. Чайковский «Март»).

- Открывая глаза, мы окажемся на опушке леса. Оглянитесь: что вы видите вокруг? Что чувствуете: какие запахи, звуки? Что вам хочется делать на такой поляне? (Покататься на санках, пройтись по лесу, порадоваться первому весеннему солнышку, поиграть в снежки и т. д.)

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ:

Вот стоит волшебный лес! (Смотрим вверх-вниз)

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, (Смотрим влево)

Справа-дуб, (Смотрим вправо)

Дятел сверху тук да тук. (Смотрим вверх)

Глазки ты закрой, (Закрыть глаза)

Открой (Открыть глаза)

И скорей бегом домой. (Быстро поморгать)

- Давайте подойдем ближе к деревьям и посмотрим, как просыпается лес. Какое настроение появляется у вас, когда вы гуляете на такой поляне? (ответы) Наверное, такое же настроение было и у художника, когда он рисовал эту картину!

- Этот скромный пейзаж наполнен прозрачным весенним воздухом. Он чувствуется в голубом небе, в солнечных лучах, в оживших деревьях. В воздухе пахнет весной.

-  Обратите внимание на следующую картину. Она называется «Голубая весна». Ее написал художник  В. Бакшеев. Как изменилась природа по сравнению с прошлым пейзажем? (Снег уже растаял, земля просохла, но листьев на деревьях еще нет, кое-где пробивается зеленая травка.) 

- Какой месяц весны мы здесь наблюдаем? Что особенно удивило художника в природе и вдохновило его на такой пейзаж? (Красота весенних деревьев.) - Что можно сказать об этих березах — какие они? (Стройные, белоствольные, стоят группками, как подружки; молодые и т. д.)   

      -  Расскажите о деревьях на этой картине. Есть ли солнышко на этой картине? Где оно видно? (Березы освещены весенним солнцем.) От стволов тянутся голубые и лиловые тени.

 - Какой цвет преобладает на картине? Почему она называется «Голубая весна»? Что нарисовал художник ярким голубым цветом? (Небо.)

 - Сколько места занимает небо на картине?  Какими словами можно рассказать о таком небе? (Огромное, светлое, голубое, чистое, яркое и т. д.)

-  Представьте, что мы сейчас гуляем среди этих берез. Что вы слышите, чувствуете? (Пение птиц, легкое дуновение ветерка, свежий и чистый воздух, тепло от солнышка, запах леса и свежей травы и т. д.)

-  Каких птиц мы услышим в таком лесу?

- Послушайте таинственные звуки леса (прослушивание аудиозаписи «Звуки леса» с музыкой)

- Какое настроение вызвали у вас эти произведения искусства? (Радость, что наступила весна, хорошее, бодрое настроение и т. д.) 

- Что помогло художнику сделать свою картину такой радостной и красивой? - Какими цветами красок он пользовался? (Голубой цвет неба, белый и желтый цвета берез и приглушенный цвет  нежной зелени.) Все эти цвета вызывают всегда радость, хорошее настроение.

- Пришел последний месяц весны — май. На что обратили внимание художники в этот период весны и что запечатлели в своих картинах? (Свежесть зеленой листвы, молодую травку…) 

- Какой весенний месяц изображен на них? (Май.)

- Рассмотрите внимательно, чем отличаются эти пейзажи? Как по-разному художники увидели майский день? Подберите больше слов-определений к травке на пейзаже И. Левитана.(Необычайную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья.)

- А, когда вы смотрим на эти картины, какое у вас возникает желание? Что бы вам хотелось делать?  (бегать по лужайке, дышать полной грудью свежим воздухом, наполненным ароматом цветущих растений, превратиться в птиц и лететь, играть в подвижные игры)

В. Я предлагаю вам поиграть в ИГРУ «ВЕСНЯНКА»  (физминутка)

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

(дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,

(дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают,

(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.

(дети медленно встают).

В. Ребята, весна – необыкновенное время года, когда что-то появляется, а что-то незаметно уходит, ускользает, меняется под воздействием радости обновления. КОРОЛЕВА Кисточка уверяет, что  вы можете сделать чудо – как настоящие художники запечатлеть в своих рисунках радостное, неповторимое мгновение весны. Пусть в этом вам помогут различные техники изображения и главное – ваша фантазия и вдохновение.  Давайте пройдем к столам и приступим к работе. (Выполнение работ детей в разных техниках: восковые мелки с акварелью, пастель на цветных фонах, гуашь, фломастеры, цветные карандаши.)

 (Выставка детских работ )

В. Нашей гостье очень нравятся ваши работы

 (Обратить внимание на красоту и неповторимость).

-О чем ты хотел сказать, выполняя свою работу?

-Какое название дашь своей работе?

-Какое у вас настроение после занятия?

( Анализ: дети смотрят свои рисунки, рассказывают о своих впечатлениях. Выбирают самые удачные работы, чем они понравились.)

Завершение занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

Конспект интегрированного занятия развитие речи+художественное творчество (рисование) в первой младшей группе «В гостях у сказки «Репка»

Конспект интегрированного занятия развитие речи+художественное творчество (рисование)в первой младшей группе «В гостях у сказки «Репка»...

Непосредственно образовательная деятельность Развитие речи. Художественное творчество. «Корона для мамы»

Рассказать детям о маме – самом дорогом человеке  на земле. Воспитывать у них любовь и трепетное отношение к маме. Учить размышлять над нравственной сутью поступков.   Вызывать желание ...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (рисованию) в старшей группе по теме: «В гости к осени»

Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках и приметах осени, закрепить умение использовать знания в решении задани...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (аппликация) в старшей группе по теме: «Зимушка-зима»

Обобщить знания детей об изменениях в природе зимой, о зимних явлениях, праздниках. Формировать синхронное проговаривание текста и выполнение ритмических движений. Развивать логическое мышление, общий...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (рисованию) в старшей группе по теме: «Весеннее путешествие»

Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны. Продолжать учить ориентироваться по карте, микро ориентировки на плоскости. Учить анализировать расположени...