Учебно - методический материал "Освоение грамматического строя речи"
учебно-методический материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Освоение грамматического строя речи
В начале второго года жизни ребенка функцию предложения выполняют отдельные слова, произносимые и понятные только в конкретной ситуации, например слово «мама» может обозначать и «Дай яблоко», и «Боюсь собаки», и «Ушибся, пожалей», и «Возьми на ручки».
В речи детей старше полутора лет появляются предложения, состоящие из 2–3 слов, а к двум годам – фразы из 4–5 слов.
Малыши обычно пользуются простыми предложениями, часто неполными («Везет мишку» – о девочке). Кроме повествовательных и восклицательных, дети употребляют вопросительные предложения. («Мама купила ковеку (конфетку)?») Из вопросительных слов раньше всего в речи детей появляются слова: «где?» «куда?» «какой?»
Одновременно дети осваивают разные способы согласования и управления, хотя и в два года они допускают много ошибок: «Где она, моя баба?» «Где она, Дима (брат)?»
Дети второго года жизни начинают правильно употреблять слова в единственном и множественном числе; существительные в родительном и винительном падежах, пользоваться уменьшительными суффиксами; изменять глаголы по временам, образовывать повелительное наклонение. («Отдай носок!»)
Под влиянием каких условий и с помощью каких приемов дети осваивают грамматический строй речи? Помогает ли им в этом способность к подражанию? По большому счету нет. Грамматический строй родного языка настолько многогранен, а ситуации, в которых ребенку нужно или хочется высказаться, настолько изменчивы, что нельзя дать образец на каждый случай. Но грамматически правильная речь окружающих не может косвенно не влиять на этот процесс.
Дети хорошо запоминают и воспроизводят «крылатые выражения» домашних, особенно имеющие яркую эмоциональную окраску.
Денис (1 год 10 месяцев) недавно упал. Подозревают сотрясение мозга, предписано лежать, что трудно выполнимо, поскольку мальчик очень подвижен. Денис лежит на тахте рядом с отцом и рассматривает иллюстрации в книге. Вдруг Денис срывается с места и убегает со словами: «Все, надоело, елки-палки». Эту фразу часто произносит старший брат, когда его заставляют что-либо делать.
Два месяца спустя. Денис в деревне. В течение нескольких дней он усвоил напевный, немного протяжный местный говор: «Ба-а-б Дунь… Куда пошла?» – говорит Денис, обращаясь к проходящей мимо старенькой соседке: Она тоже протяжно, нараспев отвечает: «В огород, Денечка, в огород. Картошку копать». Денис: «Ну-у… иди-и, иди-и!»
Помогая ребенку осваивать грамматический строй родного языка, важно побуждать его к высказываниям. Так, например, детям трудно согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными мужского и женского рода. Если же инсценировать сказку «Теремок», то двухлетний ребенок быстро научится отвечать на вопрос: «Кто пришел (или ушел)?» (Лиса (лягушка) пришла, волк (или заяц) пришел.) Стимулом в этом случае является желание получить игрушку. (Если не угадал, то персонаж возвращается в теремок.)
Главным же приемом, способствующим освоению ребенком грамматического строя речи родного языка, являются ваши объяснения (что для чего нужно), вопросы, помогающие малышам уяснить назначение предметов, смысл действий, причинно-следственные и временные отношения. Эти объяснения и вопросы настолько интересны детям, что они сами нередко пускаются в объяснения, даже тогда, когда их просто просят повторить слово.
Ире (2 года) показывают картинку с изображением цыпленка и спрашивают: «Кто это?» Не отвечая на вопрос, девочка произносит с жалобной интонацией: «Маленький. Мамы его нет».
Дима (2 года), не отвечая на вопрос: «Что это?» (о чашке), – произносит: «Чай пить, водичку».
И, наконец, важным условием активизации грамматически оформленных высказываний ребенка является включение его в повседневные дела близких. Возможность участвовать в общих делах доставляет малышу радость, реализующуюся в высказываниях. Это как бы отчет – констатация, отражающая суть события.
Денис (1 год 11 месяцев) идет из магазина, прижимая к груди батон и поглаживая его. Дома объявляет: «Вот, хлеб купили».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
«Развитие грамматического строя речи у детей 4-7 лет при знакомстве с профессиями взрослых» (Учебно-методическое пособие)
В пособии дано описание игр и упражнений, направленных на развитие грамматического строя речи у детей, объединенных одной темой - "профессии".Приложения представляют собой готовый наглядный ...
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"
Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью: развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую и морфоло...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...