НОД в старшей группе на тему: "Составление описательного рассказа о посуде"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе.
Тема: «Составление описательного рассказа о посуде»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- Речевое развитие
- Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения.
- Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
- Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.
- Дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в чистоговорках
- Познавательное развитие
- Развивать воображение, творческую активность; системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода.
- Продолжать закреплять умение классифицировать посуду
- Социально-коммуникативное развитие.
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться, учитывать мнение партнера.
- Формировать доброжелательность в общении
- Художественно - эстетическое развитие
- Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку
- Физическое развитие.
- Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук.
Методы и приемы:
- практические: физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!», пальчиковая гимнастика «Моем посуду», дидактическая игра «Что лишнее?», мимическое упражнение «Закипающий чайник», речевая игра «Какая посуда?», дидактическое упражнение «Дорисуй деталь»
- наглядные: демонстрационный материал – иллюстрации с изображением разнообразной посуды
- словесные: загадывание загадки о посуде, проговаривание чистоговорок, составление описательного рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения.
Материалы и оборудование:
- варианты карточек
1. сковорода, кастрюля, чайник, тарелка
2. чайник для заварки, чайная пара, сахарница, половник
3. супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, сковорода
-сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»,
- разнообразная посуда
- аудиозапись, музыкальный центр
- картинки, с изображением предметов посуды с недостающими деталями
-карточки с изображением посуды (чайная, столовая, кухонная)
-платок
-сервировочный стол
-магнитная доска
-карандаши цветные, краски
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультурная минутка «Чайник!» Пальчиковая гимнастика «Моем посуду» |
Игровая | Мимическое упражнение «Закипающий чайник» Д/и «Что лишнее?» |
Коммуникативная | Загадывание загадок о посуде. Вопросы. Составление описательного рассказа. Словесная игра «Какая посуда?». Проговаривание чистоговорок со звуками «Ш» и «Ж» |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», обсуждение сказки |
Изобразительная | Рисование «Дорисуй деталь посуды» |
Логика образовательной деятельности.
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь – разобьюсь» | Дети слушают и отгадывают загадку | Дети настроены на деятельность |
2.Дидактическая игра «Что лишнее?» Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены четыре предмета, и просит найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово | Дети называют предметы на картинках, находят лишний предмет, объясняют, почему он лишний, и к оставшимся предметам посуды подбирают обобщающее слово | Развивается логическое мышление, речь, внимание; формируется внимательное отношение к совместной со взрослыми деятельности, умение обобщать. Закрепляются знания названий посуды. Дети умеют правильно строить свое предложение, находить лишний предмет, классифицировать |
3.Мимическое упражнение «Закипающий чайник» Воспитатель дает детям задание показать этюд «Закипающий чайник». «Представьте себе что вы – пустой чайник, в вас медленной струйкой вливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить. (Можно даже удивиться) И вот – нет терпения! Вода кипит, пар из носика валит! (Слышится свист). Вода вся выкипела: «Спасите! Помогите!» | Дети участвуют в этюде «Закипающий чайник», выполняя действия по сигналу и произносимому тексту воспитателя. | Дети умеют с помощью жестов и мимики создавать выразительные образы. |
4. Воспитатель зачитывает отрывки из сказки «Федорино горе», задает вопросы. Предлагает детям обсудить сказку о посуде, которая убежала от хозяйки. - Как называется сказка? -Кто написал эту сказку? - Какая посуда в сказке ожила и убежала? - Почему посуда убежала от Федоры? -Как можно помочь Федоре? | Дети обсуждают сказку, отвечают на вопросы воспитателя. | Уточнены знания детей об авторе произведения, о названии произведения, о содержании сказки. Обобщены представления по данной теме. |
5. Пальчиковая гимнастика «Моем посуду» Воспитатель надевает на голову платок и превращается в Федору. Затем, от лица Федоры, просит детей помочь ей поухаживать за посудой, подводит детей к выполнению пальчиковой гимнастики «Моем посуду»: «Мы почистим тебя песочком, Окатим тебя кипяточком, Вытрем тебя полотенчиком. И ты будешь опять, Словно солнышко сиять» | Слушая текст, который читает воспитатель, дети сначала трут кулаком о ладонь, делают круговые движения ладонями, поднимают руки в стороны – вверх. | Умеют выполнять действия в соответствии с текстом; развита мелкая моторика рук. |
6. Воспитатель предлагает речевую игру «Какая посуда?» | Дети называют прилагательные, характеризующие и классифицирующие посуду | Обогащается словарь детей прилагательными по теме. |
7.Воспитатель предлагает детям подойти, к заранее подготовленному сервировочному столу, на котором расставлена посуда. Затем, воспитатель выбирает предмет и рассказывает о нем. Предлагает детям составить описательный рассказ | Дети подходят к сервировочному столу, выбирают предмет, который им нравится, и составляют описательный рассказ уже сами. | Сформировано умение составлять описательный рассказ о предмете (посуде). |
8. Воспитатель предлагает детям повторить чистоговорки: «Жу-жу-жу- я кружу, «Жи – жи - жи – у меня ножи», «Ша – ша – ша – чашка хороша». | Внимательно слушают и повторяют за воспитателем чистоговорки хором и индивидуально. | Закреплено произношение звуков “Ж” и “Ш” Дети умеют выделять их в словах. . |
9.Физкультурная минутка (аудиозапись к сказке «Федорино горе») Воспитатель предлагает детям выполнить движения под музыку Физминутка «Чайник» (Н. Нищева). Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».) | Дети выполняют движения под музыку | Дети умеют согласовывать движения с музыкой |
10. Дидактическое упражнение «Дорисуй деталь посуды». Воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены предметы посуды с недостающими деталями. «Это посуда, которая убежала от Федоры в сказке «Федорино горе». Давайте поможем Федоре, дорисуем посуде недостающие детали. | Дети, называют недостающие детали, объясняют, почему они так необходимы, каково их назначение, и что случится, если их не будет; дорисовывают недостающие детали. | Умеют анализировать и синтезировать; сформировано целостное восприятие, стремление выполнить задание правильно. |
11. Воспитатель раскладывает рисунки детей, и предлагает оценить свою деятельность Воспитатель предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали о посуде, что понравилось больше всего, и в гости к какой сказке им хотелось бы отправиться в следующий раз? | Анализируют и оценивают свою работу Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, фантазируют. | Владеют речью, как средством общения. Расширены и закреплены представления детей о посуде. |
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Посуда для Федоры» | Ребята выставляют свои работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-723233-1449687239.jpg)
Конспект открытого занятия по теме: "Составление сравнительно-описательных рассказов о посуде"
Вашему вниманию предлагается конспект занятия с целями, оборудованием и ходом занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-850936-1479216638.jpg)
Сценарный план непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Составление описательного рассказа по игрушке.«Кошка».
НОД Развитие речи в старшей группе (тема-домашние животные)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-839102-1477736947.jpg)
Открытое занятие для педагогов по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине "Куры".
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине"Куры"....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-494744-1412826773.jpg)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа о предметах посуды
Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда» Задачи: - Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять коро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/07/picture-1420610-1665159192.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...