Подборка игр по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
подборка игр по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podborka_igr_po_razvitiyu_rechi.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Узнай по голосу»
Дид. задача: развивать у детей фонематический слух.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящему завязывают глаза. Дети ходят по кругу и говорят:
«Ты загадку отгадай, кто назвал тебя – узнай!»
Игра «Кому это нужно?»
Дид. задача: учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.
Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Что нужно врачу?». Возвращая мяч, ребенок называет нужные предметы.
Игра «Что мы видим на картине?»
Дид. задача: развивать умение составлять предложения с опорой на картину, учить дополнять простые нераспространенные предложения.
воспитатель составляет по картине нераспространенное предложение: Маша идет. Дети должны повторить фразу и добавить к ней одно-два слова: Маша идет на прогулку.
Игра «Дополни предложение»
Дид. задача: упражнять детей в составлении простых и сложных предложений, учить понимать причины связи между явлениями.
Педагог начинает предложение: Папа утром … Дети заканчивают предложение.
Игра «Когда это бывает?»
Дид. задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением, уточнять представления о временах года.
у детей квадратики четырех цветов: белый – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень. Педагог задает детям вопросы, дети поднимают соответствующую карточку:
- когда опадают листья?
- когда дети катаются на санках?
- когда собирают овощи и фрукты?
- когда купаются в морях, реках, озерах?
- когда распускаются листья?
- когда медведь спит?
- когда появляются сосульки?
- когда бывает метель?
Игра «Кто знает, пусть продолжит»
Дид. задача: учить классифицировать понятия.
Педагог называет обобщающее слово, а дети – видовые понятия: мебель – стол, шкаф, стул; деревья – береза, липа, осина; цветы – роза, василек, ромашка.
Игра «Угадай слово по начальному слогу»
Дид. задача: учить детей договаривать до целого слова.
Педагог начинает, дети заканчивают: ГУ…(СИ), ГО…(ЛУБИ), ГАЛ…(КИ), ОГ…(НИ).
Игра «Скажи в рифму»
Дид. задача: учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать поэтический слух.
Галка - палка- балка, бочка - дочка- кочка, Саша- Паша- Даша, Гена- Лена.
Игра «Скажи по-другому»
Дид. задача: Обогащать речь детей словами с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения.
Лиса - лисонька – лисенок - лисище – лисичка.
Игра «Переставь слова в предложении»
Дид. задача: учить детей выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.
Педагог предлагает составить предложение со словом кормушка, а затем изменить порядок слов. Например:
Дети повесили на дерево кормушку.
Кормушку дети повесили на дерево.
На дерево повесили кормушку дети.
Игра «Различай, были и небылицы»
Дид. задача: развивать внимание к тексту, умение осмысленно употреблять слова, формировать умение доказательно объяснять, что это – быль или небылица.
Детям предлагается послушать предложения, определить, что это такое, доказать:
- Выпал снег, Алеша вышел загорать.
- Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
- Ежик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.
- Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.
Игра «Кто это? Что это?»
Дид. задача: формировать реакцию на слово, умение характеризовать кого-либо или что-либо.
Отвечай быстро: звонкий, быстрый, веселый (мяч), вкусный, сочный, алый (арбуз), бурый, косолапый, неуклюжий (медведь), желтые, красные, осенние (листья).
Игра «О ком или о чем я говорю»
Дид. задача: развивать воображение, помочь детям освоить умение характеризовать кого-либо, что-либо.
Ответы даются быстро, четко:
- ползает, шипит, извивается, блестит, жалит – (змея)
- подметает, протирает, моет, вытирает – (мама, няня).
- ходит, жует, мычит – (корова)
- бегает, ржет, скачет – (лошадь)
- летает, клюет, каркает – (ворона)
- чирикает, клюет, летает – (воробей)
- кукует, клюет, летает – (кукушка)
- Клюет, воркует, летает – (голубь)
Игра «Дополни предложение»
Дид. задача: формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, строить высказывания. Предложение дополнять одним или несколькими словами.
Лида читает …(книгу).
Мама сшила … (платье).
Папа привез … (рыбу).
Птичка прилетела …(с юга).
Мы открыли …(калитку).
Игра «Кто подберет больше слов?»
Дид. задача: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.
Педагог называет глагол, дети подбирают подходящие по смыслу существительные: шить – платье, сапоги, пальто; завязывать – шнурки, веревку, шарф; поливать – цветы, улицу, грядки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»
ВведениеДошкольный возраст считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой. Ведущий вид деятельности – игра. Онасоздает наиб...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"
Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...