Подборка игр по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

подборка игр по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podborka_igr_po_razvitiyu_rechi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Узнай по голосу»

  Дид. задача: развивать у детей фонематический слух.

  Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящему        завязывают глаза. Дети ходят по кругу и говорят:

«Ты загадку отгадай,  кто назвал тебя – узнай!»

 

Игра «Кому это нужно?»

  Дид. задача: учить детей употреблять в своей речи слова,     обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.

 Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Что нужно врачу?». Возвращая мяч, ребенок называет нужные предметы.

Игра «Что мы видим на картине

Дид. задача: развивать умение составлять предложения с опорой на картину, учить дополнять простые нераспространенные предложения.

воспитатель составляет по картине нераспространенное предложение: Маша идет. Дети должны повторить фразу и добавить к ней одно-два слова: Маша идет на прогулку.

Игра «Дополни предложение»

Дид. задача: упражнять детей в составлении простых и сложных  предложений, учить понимать причины связи между явлениями.

Педагог начинает предложение: Папа утром … Дети заканчивают предложение.

Игра «Когда это бывает?»

Дид. задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением, уточнять представления о временах года.

у детей квадратики четырех цветов: белый – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень. Педагог задает детям вопросы, дети поднимают соответствующую карточку:

  • когда опадают листья?
  • когда дети катаются на санках?
  • когда собирают овощи и фрукты?
  • когда купаются в морях, реках, озерах?
  • когда распускаются листья?
  • когда медведь спит?
  • когда появляются сосульки?
  • когда бывает метель?

Игра «Кто знает, пусть продолжит»

Дид. задача: учить классифицировать понятия.

Педагог называет обобщающее слово, а дети – видовые понятия: мебель – стол, шкаф, стул; деревья – береза, липа, осина; цветы – роза, василек, ромашка.

Игра «Угадай слово по начальному слогу»

Дид. задача: учить детей договаривать до целого слова.

Педагог начинает, дети заканчивают: ГУ…(СИ), ГО…(ЛУБИ), ГАЛ…(КИ), ОГ…(НИ).

Игра «Скажи в рифму»

Дид. задача: учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать поэтический слух.

Галка - палка- балка, бочка - дочка- кочка, Саша- Паша- Даша, Гена- Лена.

Игра «Скажи по-другому»

Дид. задача: Обогащать речь детей словами с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения.

Лиса - лисонька – лисенок - лисище – лисичка.

Игра «Переставь слова в предложении»

Дид. задача: учить детей выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

Педагог предлагает составить предложение со словом кормушка, а затем изменить порядок слов. Например:

Дети повесили на дерево кормушку.

Кормушку дети повесили на дерево.

На дерево повесили кормушку дети.

Игра «Различай, были и небылицы»

Дид. задача: развивать внимание к тексту, умение осмысленно употреблять слова, формировать умение доказательно объяснять, что это – быль или небылица.

Детям предлагается послушать предложения, определить, что это такое, доказать:

  • Выпал снег, Алеша вышел загорать.
  • Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
  • Ежик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.
  • Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.

Игра «Кто это? Что это?»

Дид. задача: формировать реакцию на слово, умение характеризовать кого-либо или что-либо.

Отвечай быстро: звонкий, быстрый, веселый (мяч), вкусный, сочный, алый (арбуз), бурый, косолапый, неуклюжий (медведь), желтые, красные, осенние (листья).

Игра «О ком или о чем я говорю»

Дид. задача: развивать воображение, помочь детям освоить умение характеризовать кого-либо, что-либо.

Ответы даются быстро, четко:

  • ползает, шипит, извивается, блестит, жалит – (змея)
  • подметает, протирает, моет, вытирает – (мама, няня).
  • ходит, жует, мычит – (корова)
  • бегает, ржет, скачет – (лошадь)
  • летает, клюет, каркает – (ворона)
  • чирикает, клюет, летает – (воробей)
  • кукует, клюет, летает – (кукушка)
  • Клюет, воркует, летает – (голубь)

Игра «Дополни предложение»

Дид. задача: формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, строить высказывания. Предложение дополнять одним или несколькими словами.

Лида читает …(книгу).

Мама сшила … (платье).

Папа привез … (рыбу).

Птичка прилетела …(с юга).

Мы открыли …(калитку).

Игра «Кто подберет больше слов?»

Дид. задача: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по  смыслу слова.

Педагог называет глагол,  дети подбирают подходящие по смыслу существительные: шить – платье, сапоги, пальто; завязывать – шнурки, веревку, шарф; поливать – цветы, улицу, грядки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...