Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в старшей группе на тему: "Хочу быть добрым"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме
Занятие по развитию речи по произведениям Сэльмы Лагерлёф и Льва Толстого. В основе занятия - формирование нравственного облика человека. Предшествующая работа: чтение и анализ произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие в старшей группе интегративной области коммуникация (развитие речи) | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети входят в группу, рассаживаются на свои места. Раздаётся стук в дверь.
- Ребята, нам прислали письмо. Здесь целая игра. Для Никиты и Алёны, Для Роберта и Марселя. Давайте поиграем. Игра называется «Оцени поступок».
Алёна, что изображено на твоём рисунке?
- Дети помогают бабушке нести сумки из магазина. Они совершили хороший поступок.
- А у меня на картине дети разорвали книжки и сделали беспорядок в комнате. Это плохой поступок.
- Ребята, как выдумаете, если человек совершает плохие поступки, можно сказать, что это хороший человек?
- Нет. Это плохой человек. Хороший человек совершает только хорошие поступки.
- Верно ребята. Значит, когда мы оцениваем человека, мы имеем в виду его дела и поступки. Получается, человек ценен не красивыми нарядами, не интересными игрушками, а прежде всего своими добрыми делами. Каждый человек должен любить другого человека, должен спасать другого, должен трудиться. И тогда другие люди ответят ему тем же добром, благородством и трудолюбием. Мы недавно прочитали сказку Сельмы Лагерлёф «Подмёныш». О чём в ней рассказывкется?
- В ней говорится, как одна женщина не давала в обиду подкинутого ей ребёнка тролля. Её родной сын находился в это время у троллей. Когда троллёнка били и не давали есть, человеческого детёныша тоже били и морили голодом. Только доброта женщины по отношению к детёнышу тролля спасла и её сына.
-Значит, как мы относимся к другим людям, точно так же и они будут относится к нам. Ты с добром , и к тебе с добром. Но мы ещё читали произведение Л.Н.Толстого «Лоханка». О чём оно?
- Это произведение о том, как старенькому немощному дедушке его дети подавали есть в лоханке, чтобы он не пачкал скатерть, а потом и вообще перестали сажать за стол. А внук слелал лоханку и сказал своим родителям: «Вот состаритесь и я буду кормить вас из лоханки». Родителям стало стыдно и они посадили старика за стол.
-Какой же можно сделать вывод из рассказа, ребята?
- Если хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, то и сам относись к людям хорошо. Не обижай их.
-Правильно ребята. А ведь на Руси есть ещё множество пословиц об отношениях людей друг к другу. Давайте вспомним их.
-_Каков привет – таков ответ.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Как аукнется, так и откликнется.
-Доброму Савве – добрая слава.
- Правильно ответили. Я очень хочу, чтобы после нашего занятия в вашей жизни были добрые дела и поступки. Чтобы до нас доходила только добрая слава о вас.
Вид: коммуникация (развитие речи)
Тема: «Хочу быть добрым»
Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения; учить пользоваться прямой и косвенной речью; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; учить поддерживать непринуждённую беседу, правильно отвечать на вопросы педагога.
Методические приёмы: наглядные
словесные (беседы, вопросы)
словарные (активизация словаря)
игровые (дидактическая игра)
Демонстрационный материал: портреты Л. Толстого и С. Лагерлёф
Предшествующая работа: беседы о добре, о хороших и плохих поступках,
разбор и заучивание пословиц и поговорок.
Предварительная работа: чтение произведений Л.Толстого С. Лагерлёф,
обсуждение характеров персонажей.
Структура занятия: вводная часть – дидактическая игра
основная часть – пересказ произведений,
беседа по содержанию
заключительная часть – беседа по содержанию пословиц
Организация занятия: дети сидят за столами.
Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского
Муниципального района Республики Татарстан
Конспект итогового занятия
интегративной области коммуникация
(развитие речи)
в старшей группе на тему: «Хочу быть добрым»
Составила: воспитатель гр №5.
1 кв. категории
«Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе»
СЕНТЯБРЬ
Тема занятия | Программные задачи |
Малые фольклорные формы. | Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»); - воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»); - формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»); - упр-ть в подборе эпитетов, сравнений в загадке. Лит-ра: О.С. Ушакова з. 13, с. 175. |
Я. Тайц «По грибы» - пересказ произведения | Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; - закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.); - соотносить действие с его названием. Лит-ра: В.Н. Волчкова з. 2, с. 19. |
В. Крупинина «Отцовское поле» М. Глинская «Хлеб» - чтение | Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; - развивать познавательный интерес; - воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Лит-ра: В.Ю. Дьяченко з. 3 с. 186.
|
А. Раскин «Как папа укрощал собачку» - чтение | Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения; - учить: - понимать образное содержание произведения; - понимать главную мысль рассказа; - связно передавать содержание произведения; - воспитывать любовь к животным. |
ОКТЯБРЬ
Тема занятия | Программные задачи |
Ш. Перро «Мальчик – с пальчик» - рассказывание сказки. | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; - учить осмысливать характеры персонажей; - формировать образность речи, понимание образных выражений; - развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки. |
Н. Гернет и Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог» - работа по содержанию стихотворения. | Учить чувствовать ритм стихотворения; - эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; - развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение; -побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть. Лит-ра: Е.В. Вальчук з. 32, с. 115 |
А.С. Пушкин – знакомство с творчеством.
| Познакомить с творчеством великого русского поэта; - расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина; - вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина; - учить детей выразительно читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»; - развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; - воспитывать любовь к природе. Лит-ра: О.С. Ушакова з. 8, с. 168. |
Фольклор народов мира «Кораблик», пер с англ. С. Маршак. - песенка | Продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок); - учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»; - формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; - воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
НОЯБРЬ
Тема занятия | Программные задачи |
Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством. «Медведко» - чтение рассказа. | Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка; - помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; - учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; - развивать интерес к любой книге. - формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка. |
«Что за прелесть эти сказки!»
| Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина; - помочь в своеобразие их языка; - вызвать желание услышать сказочные произведения поэта («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). - воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. |
И. Суриков «Зима» - работа по содержанию стихотворения. | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; - упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»); Лит-ра: О.С. Ушакова с. 99; В.Ю. Дьяченко с. 207. |
Ознакомление с новым жанром – басней. «Стрекоза и муравей» - чтение басни И.А. Крылова. | Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; - подвести к пониманию аллегории басни, идеи; - воспитывать чуткость к образному строю языка басни; - понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181. |
ДЕКАБРЬ
Тема занятия | Программные задачи |
Знакомство с творчеством С. Михалкова. «Ошибка» - чтение басни. | Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; - формировать представления о С. Михалкове как о баснописце; - продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног»), пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»; - воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам. Лит-ра: О.С. Ушакова з. 23, с. 189; В.Ю. Дьченко с. 216. |
«Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнаухова - чтение русской народной сказки. | Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; - повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); - учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ; - развивать умение пересказывать сказку по плану; - формировать образность речи, понимание образных выражений. |
Г. Скребицкий «Как галчонок есть научился» - пересказ произведения. | Учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу; - развивать выразительность речи; - воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу. Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 195. |
Стихотворения к новогоднему празднику - работа по содержанию стихотворений. | Продолжать учить выразительно, рассказывать стихотворения наизусть; - формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками; - развивать поэтический слух; - воспитывать любовь к праздникам, художественной литературе. |
ЯНВАРЬ
Тема занятия | Программные задачи |
«Коляда! Коляда! А бывает коляда…» - обрядовые песни.
| Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение; - продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен; - учить понимать главную мысль песен; - раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно. |
«Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.
| Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; - развивать творческое воображение; - воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
Г. Скребицкий «Как белочка зимует» - пересказ рассказа. | Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»); - подбирать по смыслу глаголы; - учить пересказывать текст рассказа; - прививать любовь к животным и заботу о них. Лит-ра: Е.В. Вальчук з. 6, с. 27. |
С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки) - чтение в лицах.
| Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение); - отвечать на вопросы по содержанию; - определять настроение, выраженное в стихотворении; - читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь; -сочувствовать героям стихотворения, переживать. |
ФЕВРАЛЬ
Тема занятия | Программные задачи |
Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена. «Гадкий утенок» -чтение сказки.
| Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена; - учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; - формировать умение обращать внимание на поэтические образы; - развивать речетворческие способности детей; - воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих. Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 197, О.С. Ушакова з. 32, с. 203. |
Л. Фадеев «Зеркало в витрине» чтение стихотворения. | Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение; - развивать интерес к художественной литературе; - чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
П. Воронько «Лучше нет родного края» - работа по содержанию стихотворения.
| Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; - участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; - выразительно читать стихотворный текст; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); - воспитывать любовь к родному краю. Лит-ра: Е.В. Вальчук з.34, с. 122. |
С. Алесеев «Первый ночной таран» - пересказ рассказа. | Продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни; - развивать навыки пересказа литературного текста; - учить применять в речи образные выражения, сравнения; - воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. |
С. Топелиус «Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.
| Учить различать жанровые особенности рассказа; - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание прочитанного средствами игры; - формировать оценочное отношение к героям сказки. |
МАРТ
Тема занятия | Программные задачи |
С. Маршак «Перчатки» - работа по содержанию стихотворения. | Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; - помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; - упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности; - развивать образность речи. |
Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.
| Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; - учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; - воспитывать любовь к природе. Лит-ра: О.С. Ушакова з. 25, с. 192. |
«Айога» - чтение нанайской сказки.
| Учить детей понимать и оценивать характер главной героини; - закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения; - учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»); - воспитывать отрицательное отношение к лени. Лит-ра: О.С. Ушакова з.20, с. 105. |
«Снегурочка» - рассказывание русской народной сказки. | Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; - развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; - закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра; - воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Лит-ра: В.Ю.Дьяченко с. 212; О.С. Ушакова з. 14 с. 177. |
И. Крылов «Ворона и лиса» - чтение басни.
| Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни; - учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни; - обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»); - развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни; - воспитывать честность и доброту. Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181; В.Ю. Дьяченко с. 202. |
АПРЕЛЬ
Тема занятия | Программные задачи |
Н. Носов «Автомобиль» - чтение рассказа. | Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть; - учить оценивать поступки героев; - развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации; - воспитывать навыки коллективной творческой деятельности; - учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном. |
М. Зощенко «Великие путешественники» - пересказ рассказа. | Познакомить детей с литературным произведением М. Зощенко; - учить определять характер персонажей; - связно пересказывать литературный текст; - развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы. |
В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…» - работа по содержанию стихотворения.
| Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение; - формировать умение читать поэтическое произведение в лицах; - побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть; - прививать любовь к природе. |
Ознакомление с малыми фольклорными формами.
| Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; - учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок («Что посеешь, то и пожнешь» «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона»); - уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Лит-ра: О.С. Ушакова з. 6, с. 164. |
МАЙ
Тема занятия | Программные задачи |
С. Маршак «Откуда стол пришел?» - работа по содержанию стихотворения. | Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; - развивать умение подбирать рифмы к различным словам; - учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз; - формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте); - развивать память и внимание. Лит-ра: О.А. Скоролупова с. 36 |
А. Твардовский «Рассказ танкиста» - чтение рассказа. | Расширять знания детей о защитниках Отечества; - уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; - развивать воображение, поэтический вкус; - воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 215. |
М. Михалков «Лесные хоромы» - чтение сказки.
| Познакомить детей с авторской сказкой; - помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»; - научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей; - развивать пантомимические навыки; - учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Лит-ра: О.С. Ушакова з. 27, с. 195; В.Ю. Дьяченко с. 232. |
В. Драгунский «Друг детства» - чтение рассказа.
| Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; - закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); - осмысливать значение образных выражений. Лит-ра: О.С. Ушакова з. 28, с. 196; В.Ю. Дьяченко с.223. |
Итоговая литературная викторина.
| Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; - закрепить знания о малых фольклорных формах. Лит-ра: О.С. Ушакова з. 34, с. 205 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе "Как научиться добрыми нам быть"
Конспект занятия по произведению Шела Сильверстайна "Щедрое дерево". Цель занятия научить детей давать оценку своим и чужим поступкам. Уметь анализировать их....
Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной группе на тему: "Басни Крылова"
Знакомство детей с литературным жанром "басня". Учить понимать басню, оценивать поступки героев....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группе по теме "МОЯ СЕМЬЯ"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Расшири...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС" по развитию речи в старшей группе
Для лучшего и интересного ознакомления детей с народным фольклором (пословицами и поговорками) я разработала это занятие с элементами театрализации....
Конспект занятия по области «Речевое развитие» с детьми старшей группы, имеющими недостатки в звукопроизношении Тема: “В гостях у дедушки Якова” (Дом, мебель)
Цель: уточнять и расширять словарь по теме.Программные задачи:Образовательные: продолжать учить образовывать относительные прилагательные, составлять предложения с однородными членами; учить детей раз...
Конспект НОД образовательная область по развитию речи в старшей группы с ТНР по лексической теме «Город мастеров»
Продолжать знакомить учащихся с многообразием мира профессий, формировать интерес к профессиям родного края.Продолжать учить в образовании множественного числа существительных в именительном паде...
Конспект НОД Образовательная область: по Развитию речи в старшей группе Тема: «Воздушный транспорт»
план-конспект по развитию речи (старшая группа)...