Открытое занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы. Составление сказки с помощью карточек Проппа. "Снегурочка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Цель: Закрепить умение детей составлять связано, последовательно, грамматически правильно сказку по карточкам Проппа..
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Совершенствовать умения детей в составлении предложений по картам Проппа.
Развивать навыки устной связной монологической речи.
Развивать мышление и речь детей.
Развивать творчество, мышление, воображение.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_rr_karty_proppa_snegurochka.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка –детский сад №5 «Ромашка»
Открытое занятие
По развитию речи с детьми подготовительной группы
Составление сказки с помощью карточек Проппа.
«Снегурочка»
Разработала Савенкова С.В.
Ивантеевка 2015г.
Цель: Закрепить умение детей составлять связано, последовательно, грамматически правильно сказку по карточкам Проппа..
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Совершенствовать умения детей в составлении предложений по картам Проппа.
Развивать навыки устной связной монологической речи.
Развивать мышление и речь детей.
Развивать творчество, мышление, воображение.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание.
Словарь:
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Ход НОД:
Здравствуйте, ребята ! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте покажем им, как интересно может быть у нас на занятии. И ещё одна гостья ждёт приглашения, как только вы отгадаете загадку и назовёте, кто это. Она тут же появиться.
1.Вся из снега, изо льда
Но не мерзнет никогда.
Вместе с дедушкой придет
К ребятне на Новый год. (Снегурочка)
Здравствуйте, ребята! Мне тут по секрету сказали, что вы всё про зиму знаете и даже сказку зимнюю про меня можете рассказать. Вот я и пришла послушать.
Воспитатель: Ты снегурочка посиди и послушай, а ребята тебе все расскажут.
2. - Как вы думаете, в какое время года может появиться снегурочка? (Зимой)
- Какое сейчас время года (зима)?
- Как вы заметили наступление зимы? (
- Назовите признаки зимы.(холодно, снег, день короче, солнце светит мало)
- Назовите зимние месяцы.(декабрь, январь, февраль)
- Назовите в какие игры можно играть зимой (снежки, лепить снеговика, коньки, лыжи, хоккей, с горки кататься).
2. Давайте поиграем в игру «Снежки»
Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово снегурочка, но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне снежок (картинка снегурочки)
Мы решили слепить…(снегурочку).
Мы покрыли платком нашу…(снегурочку).
Мы показали соседям нашу…(снегурочку).
Мы играли с нашей …(снегурочкой).
Мы рассказали бабушке о …(снегурочке).
Нам было весело лепить….(снегурочку).
3.Игра «Придумай слово»
Образование родственных слов.
Подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снегурочка, снеговик, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.
Подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.
4. А какие вы знаете зимние сказки? (Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Двенадцать месяцев). Как здорово что вы знаете все эти сказки.
5.А давайте мы вспомним и расскажем нашей снегурочке её сказку, ей очень будет приятно послушать. А расскажем мы с помощью наших карточек (Проппа).
-А вы знаете как начинаются все сказки? ((Жили-были... В некотором царстве... В стародавние годы... В некотором королевстве... За тридевять земель...)
- А сказка «Снегурочка» (Жили- были, старик со старухой и не было у них детей). Покажите карточку.
-- А какие концовки сказок бывают?
(Стали жить-поживать, да добра наживать... .. Жили долго и счастливо... Сказочке конец, а кто слушал, молодец.)
-А в сказке «Снегурочка»? (Растаяла снегурочка)
Очень грустно закончилась сказка. Правда ребята? Давайте мы попробуем закончить сказку по другому. Как же? (с радостным концом).
-Появиться (друг- помощник)
-Какая карточка нам понадобиться?(Счастливый конец).
Физкультминутка:
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки». Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями)
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
На доске полная схема.
-Давайте вспомним, какую сказку мы рассказывали? (Снегурочка)
-У кого есть желание рассказать новую сказку, которая у нас получилась?
(Желающие дети рассказывают всю сказку, а другие дети могут помочь.)
Расскажите громко и выразительно, чтобы всем было слышно и понятно.
Анализ.
Понравилось ли вам рассказывать сказку по картам?
Было ли сложно?
Почему?
Какой конец вам больше понравился, тот что был в русской народной сказке или тот который придумали вы?
Снегурочка: А мне понравился конец сказки, который придумали вы ребята. И поэтому ребята я решила поделиться с вами снежными комочками. Достаньте из корзинки каждый себе комочек, а внутри вас ждёт сюрприз (внутри дети находят конфетку).
Молодцы, ребята! До встречи. (Снегурочка уходит)
Всем спасибо.
1. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали.
Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку. Сказано - сделано.
2.. Вот пришла весна, а за ней и лето. Снегурочка стала грустной, все от солнца прячется.. Стали звать подружки Снегурочку в лес погулять. И она пошла с ними.
3.. А вечером разожгли костёр и все стали прыгать через него. И стали кричать Снегурочке – «Прыгай !, Прыгай!»
4.Разбижалась Снегурочка и прыгнула. Зашипело над костром. И Снегурочка растаяла. Поднялся белый пар и поднялось облачко высоко в небо.
Сказка Снегурочка.
Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:
- Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.
А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.
Сказано - сделано.
Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.
Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.
- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!
Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.
Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях...
Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.
Дед да баба все ахают:
- Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка.
А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать:
- Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:
- Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.
Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:
- Прыгай, прыгай, Снегурочка!
Разбежалась Снегурочка и прыгнула...
Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.
Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Экологическая сказка"
Занятие по развитию речи на экологическую тему с интеграцией областей....
конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"
В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности поддерживает высокую р...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».
Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....
Открытое занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
развитие речи "Пузырь, соломинка и лапоть" в средней группе...
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных»
Тема: Составление описательного рассказа о диких животных.Задачи:- Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.- Совершенствовать умение согласовывать слова в...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление сказки по методу каталога"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление сказки по методу каталога"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Составление описания животных по картинке с использованием мнемотаблицы»
Тема: Составление описания Щенка по картинке с использованием мнемотаблицы.Задачи:связная речь: учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, давать ему оценку;словар...