Конспект НОД по развитию речи "Путешествие на Остров Грамматики"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие на Остров Грамматики" с применением учебного интерактивного демонстрационного оборудования-интерактивной системы SMART BOARD
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ostrov_grammatiki.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №47»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи
на тему: «Путешествие на Остров Грамматики»
в старшей группе №10
Подготовила воспитатель Матросова В.Ю.
г. Воронеж
2015 г.
Цели:
1) закрепить умение определять количество согласных и гласных звуков в слове, выкладывать с помощью красных и синих фишек звуковую схему слов;
2) учить образовывать родственные слова, ставить слова в уменьшительно-ласкательную форму, во множественное число из единственного;
3) учить составлять описание по картине;
4) развивать внимание к качеству речи окружающих и своей собственной, умение оценивать ее грамматическую правильность, выразительность, желания говорить грамотно, «красиво»; развитие способности анализировать конкретные объекты, целенаправленно размышлять, рассуждать.
Материал:
Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, магнитофон)
Конверт с письмом.
Пальма
Карточки с буквами
Картина Айвазовского «Шторм начинается»
Морские бескозырки
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, поприветствуем наших гостей.
“Здравствуй, дружочек!” (координация речи с движением)
Здравствуй, дружочек! Здравствуй, дружок!” (дети подают руки рядом стоящим)
Встанем с тобою мы вместе в кружок.
Дружно по кругу с тобою пойдем. (идут по кругу, взявшись за руки)
И здороваться вместе начнем:
Здравствуй, здравствуйте, ручки, - хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)
Здравствуйте, здравствуйте, ножки, - топ-топ! - (топают ногами)
Здравствуйте, наши коленки,- тук-тук! (постукивают по коленкам кулачками)
Здравствуйте пухлые щечки, - пух, пух! (хлопают ладошками по щекам)
Здравствуйте, ноготочки, - стук-стук! - (постукивают ноготочками рук)
Здравствуй, веселый наш носик, - шмыг-шмыг! (касаются кончиком пальца носа)
Ноги - пружинки прыг, - прыг! (прыгают на двух ногах)
Здравствуй, дружочек! Здравствуй, дружок!
Быстро закружится ровный кружок. (бегут по кругу)
Сегодня утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям старшей группы. На конверте написан обратный адрес – «Остров Грамматики». Вам интересно, что в нем написано? Тогда слушайте…
«Дорогие, ребята! Вам пишут жители Острова Грамматики. А вы знаете, что такое грамматика? Это наука, которая изучает нашу речь, строение предложений. Мы приглашаем вас в гости на наш веселый остров. Мы знаем много веселых игр и с удовольствием научим вас играть в них. Но путь к нашему острову труден и долог, вас ждет множество интересных испытаний. Вы готовы их пройти? Для этого нужно сесть на корабль знаний и поплыть по морю Вопросов и ответов. Найти дорогу вам помогут наши подсказки. Мы ждем вас с нетерпением. Жители Острова Грамматики».
Воспитатель: Итак, ребята, чтобы отправиться в путешествие по морю на остров Грамматики, нам необходим корабль. (Слайд №1. Конструирование корабля).
-Итак, ребята, мы с вами на корабле. Но ведь у нас необычный корабль. И плывем мы в Страну Грамматику! А знатокам грамматики, прежде всего, нужно отлично знать алфавит. И жители этой страны приготовили для нас вот такие загадки, чтобы проверить наши знания алфавита. А еще мы сможем узнать сейчас, как будет называться наш корабль. (Слайд №2. Ищем буквы-отгадки, выкладываем слово «ДРУЖБА»)
1. С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем. (Буква Д)
2. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. (Буква Р)
3. Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь... (Букву У)
4. Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет. (Буква Ж)
5. Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет. (Буква Б)
6. Буква эта знаменита-
Стоит в начале алфавита. (Буква А)
Воспитатель: -Отлично, ребята. Вы молодцы. Очень хорошо знаете алфавит, и у корабля теперь есть название. Мы с вами смело можем отправляться в путь.
(Прослушивание шума моря)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, первая остановка. Мы на острове Гласных и Согласных звуков. Что же это за звуки такие? Гласные и согласные?
Любимый русский алфавит
Из букв и звуков состоит.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж...
Дальше знаете уже.
Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим...
Буковки мы - пишем,
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать!
То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем!
Теперь поговорим о звуках –
Ведь звуки – целая наука!
Гласные, согласные...
Трудные, ужасные...
Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стали мы умней!
Ребёнок: «Голос» называли «глас» -
Вот и гласные у нас:
А, О, И, Е, У, Я, Ы –
Голосом протянем мы.
Иль, к примеру, буква Ё -
Тянем голосом её.
Гласные зачем нужны?
Для чего они важны?
Нету гласных - нет слогов,
Без слогов не будет слов.
Вместе повторим, друзья:
Десять гласных знаю я:
А, Я, У, Ю, О, Ё, И,
Е, Э и, конечно, Ы !
Ребенок: А кто согласен с гласными?
Конечно же, согласные!
Мы с громким шумом их произнесём,
Мы голосу поможем языком,
А иногда зубами,
И нёбом, и губами.
Звуки те согласные
Все такие разные:
Они бывают Звонкие –
Бывают и глухие –
Есть твердые и мягкие,
Бывают и другие...
И шипят, и свистят,
И жужжат, и рычат!
Воспитатель: Стало легче понимать,
Будем верно отвечать!
(Слайд №3, 4. Подбор синих и красных фишек к гласным и согласным звукам)
-Перед вами картинки. Вам надо внимательно их рассмотреть, а затем с помощью красных и синих фишек сделать звуковой анализ слова и определить, сколько в слове гласных звуков (красные фишки) и сколько согласных звуков (синие фишки).
-Молодцы, справились с заданием. Пора снова отправляться в путь по морю. Покидаем остров Гласных и Согласных звуков. И чтобы не скучать в пути, поиграем в игру «Найди лишнюю картинку». И объясните, почему вы так думаете.
(Слайд№5, 6, 7. Называем однокоренные (родственные) слова и исключаем лишнее слово)
-снежинка, Снегурочка, Снеговик, пальма
-водопад, водолаз, подводная лодка, грузовик
-берёзовая роща, берёза, подберезовик, лопата
-дом, домовой(Кузя), домашние животные, телега
-звезда, Звездочёт, звездопад, ракета
-вертолет, самолет, летчик, парашютист
-рука, рукавица, наручники, карандаш
-ухо, наушник, шапка-ушанка, сапог
-Справились с заданием, молодцы. Отправляемся снова в плавание. И на этот раз плывём по Морю Веселых букв. Каждый из вас получает карточку с буквой. На экране вы видите картинки. (Слайд №8. Найди картинку, название которой начинается с вашей буквы).
Арбуз, ёж, мяч, шапка, игла, лиса, яблоко, цыпленок.
Физминутка. (под шум волн)
Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
Что там плещется в тумане? (одна рука ко лбу, вторая за спиной)
Это мачты кораблей! (вытянуть руки вверх, сложить лодочкой)
Пусть плывут сюда скорей! (приветливо махать руками)
Мы по берегу гуляем, (топаем на месте)
Мореходов поджидаем. (сложить руки перед собой)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке. (сжать кулачки)
Чтоб побольше их собрать- (нарисовать круг большой руками в воздухе)
Надо чаще приседать! (присесть)
(Слайд №9. Слова-омофоны. Звучат одинаково-пишутся по-разному)
(Слайд № 10. Изображение бури на море. Рассказ по картине.)
На море начинается шторм. Посмотрите внимательно на картинку. И расскажите, что на ней изображено? Как автор передал тревогу?
(Слайд №11. Определение первой буквы в слове.)
Следующее задание -разложить фрукты и ягоды в корзины с разными буквами.
(Слайд №12. Работа с предлогами, учимся правильному использованию).
Веселые котята-шалуны любят всюду лазать. Подбор правильной картинки с использованием предлогов «над», «под» и т.д.
(Слайд №13. Просьба верно расположить геометрические фигуры)
(Слайд № 14 . Подбор однокоренных прилагательных)
Остров потерянных предметов.
Сахар-сахарница,
Мыло-мыльница,
Хлеб-хлебница,
Конфеты-конфетница,
Песок-песочница,
Масло-маслёнка.
(Слайд 15-17. Лабиринты)
Воспитатель:-Ребята, на острове потерялись не только предметы. Но и одна девочка никак не может найти дорогу домой. И еще некоторые животные. Помогите им, пожалуйста!
(Слайд №18. Изображение Страны Грамматики)
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы отлично справились со всеми заданиями и работали, как сплочённая команда. Вам хотелось бы ещё отправиться в Страну Грамматику? Мы обязательно это сделаем. Попрощайтесь с нашими гостями.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ГРАММАТИКИ»
1. Образовательная:Закреплять умение называть слова на твердые и мягкие согласные звуки.2. Развивающие:А) Продолжать развивать зрительно-пространс...
Конспект по речевому развитию в старшей группе для детей с ОНР на тему: "Путешествие с Гномом в страну Грамматика"
В данном конспекте представлены методические приёмы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамматике в подготовительной группе «Лесная школа»
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада...
" Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну грамматику"
Конспект занятия по развитию речи...
Занятие по развитию речи "Путешествие на Остров Грамматики"
Цель данного занятия развить навыки построения предложений и активизация словаря....
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну грамматики» (подготовительная группа)
В игровой форме детям предложен материал по обучению грамоте....
Конспект "Веселое путешествие на остров Грамматики"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ....