Развитие связной речи детей в условиях реализации
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: Развитие связной речи детей в условиях реализации.
Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Проблемы:
- Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
- Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Недостаточный словарный запас.
- Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ и ФГОС.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
- Развитие речи детей в игровой деятельности.
- Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
- Развитие монологической речи при составлении рассказа- описания предмета.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Основные направления деятельности:
- Повышение уровня самообразования;
- Совершенствование предметной среды. Способствующей развитию связной речи детей;
- Разработка перспективного плана непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности
Перспективный план:
1 этап Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
2 этап Теоретический :
- Работа с детьми Мониторинг по образовательной области « Коммуникация» и приоритетным направлениям.
- Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание)
- Самореализация-Работа с методической литературой.
-изучение мониторинга по программе « Примерная основная общеобразовательная программа» Изучение проекта « Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
-Изучение методики О.С. Ушаковой
3 этап Практическое решение проблемы:
- Работа с детьми
-Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла ». Разучивание стихотворений, песен.
-Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
-Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимися действием.
-Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.
2. Работа с родителями – Анкетирование родителей.
-Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 4-5 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте».
-Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
-Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома. Практикум «Речь и веселый мяч»
-Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
3. Самореализация –Составление перспективного плана по развитию речи в средней группе в соответствии с ФГТ.
-Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.
-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГТ и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы).
4 этап Анализ и общение накопленных педагогических фактов:
Самореализация- Выступление с творческим отчетом на пед. совете.
-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей.
5 этап Итогово-контрольный:
- Работа с детьми Мониторинг по развитию связной речи.
- .Работа с родителями Анкетирование родителей.
- Самореализация- Анализ итогового мониторинга освоения программного материала с детьми.
-Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений, картотек и т.д.
Литература:
-«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой, В.Гербовой, Т.Комаровой
-«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М.Васильевой, В.Гербовой, Т.Комаровой
-О.С.Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
- О.С.Ушакова Занятия по развитию речи в детском саду. М.Издательство «Совершенство» 2001г.
- О.С.Ушакова Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера.
-Ф.А Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
-А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».М. Просвещение 1991г.
-В. В. Гербова. Картинки по развитию речи М. Просвещение 1985г.
-Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Растения»-М. 2005г.
-Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
-«Знакомим дошкольников с литературой» О.Ушакова.
-Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
-А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей с ОНР в домашних условиях
Связная речь дошкольника с ОНР формируется с трудом и без помощи специалиста вряд ли будет соответствовать норме к моменту начала обучения в школе.. Но родители не должны забывать, что нель...
Взаимодействия и взаимосвязи (интеграция) компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования в развитии диалогической речи детей в условиях реализации ФГОС ДО
Взаимодействия и взаимосвязи (интеграция) компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования в развитии диалогической речи детей в условиях реализации ФГОС ДО...
"Преодоление затруднений в формировании связной речи дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"
Статья...
Речевое развитие (развитие связной речи) дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ
В современных условиях дошкольного детства одно из самых сложных и больших проблем в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овла...
Развитие связной речи детей в условиях биллингвизма.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольным детстве. Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развит...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРИЗ-педагогика для реализации современных задач. Блок №1 «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ» с 2023-2024 уч. год
Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, спос...