Развитие связной речи детей в условиях реализации
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Самообразование педагога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование педагога ДОУ17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: Развитие связной речи детей в условиях реализации.

 Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико.  Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Проблемы:

  1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  3. Недостаточный словарный запас.
  4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ и ФГОС.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
  2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
  3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
  4. Развитие монологической речи при составлении рассказа- описания предмета.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основные направления деятельности:

  1. Повышение уровня самообразования;
  2. Совершенствование предметной среды. Способствующей развитию связной речи детей;
  3.  Разработка перспективного  плана непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности

Перспективный план:

1 этап Установочный

Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме

2 этап Теоретический :

  1. Работа с детьми Мониторинг по образовательной области « Коммуникация» и приоритетным направлениям.
  2. Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание)
  3. Самореализация-Работа с методической литературой.

-изучение мониторинга по программе « Примерная основная общеобразовательная программа» Изучение проекта « Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

-Изучение методики О.С. Ушаковой

            3 этап Практическое решение проблемы:

  1. Работа с детьми

-Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?»,  «Любимая кукла ». Разучивание стихотворений, песен.

-Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.

-Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимися действием.

-Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.

2. Работа с родителями – Анкетирование родителей.

-Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 4-5 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте».

-Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.

-Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома. Практикум «Речь и веселый мяч»

-Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

3. Самореализация –Составление перспективного плана по развитию речи в средней группе в соответствии с ФГТ.

-Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.

-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».

-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГТ и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы).

4 этап Анализ и общение накопленных педагогических фактов:

Самореализация- Выступление с творческим отчетом на пед. совете.

-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей.

5 этап Итогово-контрольный:

  1. Работа с детьми Мониторинг по развитию связной речи.
  2.  .Работа с родителями Анкетирование родителей.
  3. Самореализация- Анализ итогового мониторинга освоения программного материала с детьми.

-Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.

Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений, картотек и т.д.

Литература:

-«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой, В.Гербовой, Т.Комаровой

-«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М.Васильевой, В.Гербовой, Т.Комаровой

-О.С.Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.

- О.С.Ушакова Занятия по развитию речи в детском саду. М.Издательство «Совершенство» 2001г.

- О.С.Ушакова  Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера.

-Ф.А Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.

-А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».М. Просвещение 1991г.

-В. В. Гербова. Картинки по развитию речи М. Просвещение 1985г.

-Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Растения»-М. 2005г.

-Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».

-«Знакомим дошкольников с литературой» О.Ушакова.

-Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

-А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей с ОНР в домашних условиях

Связная речь дошкольника с ОНР формируется с трудом и без помощи специалиста вряд ли будет соответствовать норме к моменту начала обучения в школе.. Но родители не должны забывать,  что нель...

Взаимодействия и взаимосвязи (интеграция) компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования в развитии диалогической речи детей в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействия и взаимосвязи (интеграция) компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования в развитии диалогической речи детей в условиях реализации ФГОС ДО...

Речевое развитие (развитие связной речи) дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ

В современных условиях дошкольного детства одно из самых сложных и больших проблем в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овла...

Развитие связной речи детей в условиях биллингвизма.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольным детстве. Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развит...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРИЗ-педагогика для реализации современных задач. Блок №1 «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ» с 2023-2024 уч. год

Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, спос...