В гостях у Пелагеи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Формирование элементарных представлений быта и предметов обихода на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_pelagei.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
В гостях у Пелагеи.
Цель: Формирование элементарных представлений быта и предметов обихода на Руси.
Образовательные задачи:
- Формировать первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях приема гостей в русской культуре, бытом и предметами обихода на Руси.
- Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
- Продолжать знакомить детей с разными видами росписи (гжель, хохлома) умение работать с тестом.
- Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок.
- Прослушивание русских народных песен, музыки.
- Разучивание колыбельных песен.
- Знакомство с некоторыми предметами народного быта.
- Оформление горницы предметами русского народного творчества, быта.
- Рассматривание иллюстраций русской избы, печи, и кухонной утвари.
- Рассматривание русских сарафанов, платьев, кокошников.
Материалы и оборудование:
- Магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки.
- Народное платье, сарафан, кокошник.
- Вязаный коврик, люлька, кукла.
- Лоскутное одеяло, рушник, презентация предметов быта, контуры самовара.
- Материалы для художественной деятельности детей (краски, кисти, салфетки).
- Мука, и все ингредиенты для приготовления сдобного теста, фартуки по количеству детей, косынки, салфетки.
Обогащение и активация словаря:
- Горница
- Изба
- Изба
- Люлька
- Самовар
- Рушник
- Мастер
- Художник
- Лоскутное одеяло
- Коврик
- Русская печь
- «Кормилица»
- «Барыня»
Методы и приемы:
- Словесные: загадки, колыбельная песня, дыхательная гимнастика, объяснение.
- Практические: пальчиковая гимнастика, лепка бубликов, рассматривание, хороводная игра «ходит Ваня».
- Интеграция: социально-коммуникативная.
ООД:
Звучит русская народная музыка. Дети в группе. Воспитатель надевает кокошник, и народное платье, привлекая тем самым внимание детей.
Л.В, какой необычный на вас наряд!
Пелагея: да ребята, такие платья раньше носили на Руси, а куда можно было надеть это нарядное платье? (варианты ответов)
А сейчас носят такие платья?
Дети: Нет.
Пелагея: А где сейчас можно увидеть такие платья?
Дети: в театре, в музее, в сказках, на сцене, на картинках.
Пелагея: верно ребята. На Руси в давние времена такой наряд надевали на праздники, когда встречали гостей. «Гости на пороге - хозяйке радость». Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости, а живу я в старинной избе. Вы знаете, что такое изба? Может быть, кто-то из вас был в избе?
Изба – это дом, построенный из бревен. Я расскажу вам про наше житье-бытие. Как на Руси – матушке жили-поживали. Когда гости приходили в избу, какими словами их приветствовали.( ответы) . Здравствуйте ….
Как вы думаете, что означает это слово?
Здравствуйте от слов здравие, здоровье, т.е мы желаем человеку здоровья, поэтому это слово необходимо произносить ласково, приветливо, смотреть в глаза человеку с которым здороваешься. Дети здороваются с хозяйкой. А как вы думаете, куда я вас пригласила? ( горница).
А что такое горница? ( комната).
Ребята, посмотрите, что лежит в горнице на полу?
Дети: коврик.
Пелагея: что необычного в этом коврике? Из чего он изготовлен? Для чего использовали коврики в старину?
Дети: их стелили около кровати, чтобы было тепло, на пороге избы, чтобы вытирали обувь.
Пелагея: Мне послышалось, что кто – то в люльке плачет? Как вы думаете, кто это может быть? ( ребенок, младенец)
Пелагея: как вы думаете почему может плакать ребенок?
Дети: заболел, голодный, испугался, замерз.
Пелагея: наверное младенцу надо поправить одеяло. Посмотрите, каким красивым одеялом укрыт малыш, чем оно необычно?
Дети: оно сшито из лоскутков.
Пелагея: давайте придумаем название этому одеяльцу?( версии детей)
Что-то наш младенец не засыпает. Как мы можем помочь, чтобы он уснул?
Дети: расскажем сказку, покачаем, накормим, споем колыбельную.
Пелагея: давайте споем колыбельную, чтобы он успокоился и крепче спал.
«Люли-люли-люли,
прилетели гули,
сели гули на кровать,
стали гули ворковать,
тихо Ваню усыплять,
спи малютка почевай,
глаз своих не открывай».
Спасибо ребята за помощь, присаживайтесь на лавку. Раньше ребята в горнице сидели на лавках. А сейчас в комнатах на чем можно сидеть?
( кресло, диван, стулья, табуреты).
Как вы думаете, что в избе было самым главным?
Дети: Печь.
Пелагея: а как ее ласково на Руси называли?
Дети: кормилица, барыня.
Пелагея: А почему ее называли Барыней? Почему кормилицей? (ответы детей).
Почему печи отводилось самое почетное место в избе?
Дети: готовили еду, грелись, пекли пироги, хлеб, сушили одежду, грибы, ягоды, спали на печи.
Презентация русской печи.
Пелагея: русский народ всегда славился гостеприимством «Умей в гости звать – умей и угощать».
Послушайте загадку и попробуйте отгадать: «что было самым главным на столе?»
Загадка:
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит (самовар)
Пелагея: а как вы думаете, ребята, кто изготавливает самовары?
Показ слайдов самоваров.
Дети: мастер.
Пелагея: а кто помогал ему в этом?
Дети: ученики.
Пелагея: на Руси учеников называли, подмастерья. А кто расписывал самовары?
Дети: художник.
Пелагея: на столе в избе всегда стоял горячий самовар. А традиционным угощением к чаю были: бублики, сушки, сухари, крендельки, пряники. А выпекали это угощение хозяйки. Топили печь, замешивали тесто, ароматный запах теста расходился по всей избе. Давайте мы с вами вдохнем этот аромат. Дыхательная гимнастика «Пых».
Пелагея: А чем можно накрыть тесто, чтобы оно согрелось и поднялось?
( варианты ответов детей).
А сейчас я вам покажу, чем в старину хозяйки накрывали тесто (показ рушника).
Как вы думаете, что это?
Это - рушник. Как вы думаете, для чего были нужны рушники? ( вытирать лицо, украшали избу, на рушнике подавали каравай или хлеб).
Ребята, а вы хотели бы стать настоящими мастерами художниками, или научиться работать с тестом?
Сами сделайте свой выбор. Кто хочет стать мастером по росписи самоваров подойдите в художественный центр к Надежде Алексеевне.
А кто мечтает научиться работать с тестом. Пойдемте со мной в центр кулинарии.
Дети делают свой выбор и делятся на две подгруппы.
Что нам необходимо сделать, прежде чем мы начнем работать с тестом?
( вымыть руки, повязать косынки и надеть фартуки). Чтобы наши пальчики лучше работали предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику:
Лепим мы бублички
Круглые, как личико
Получились из печи
Вкусные бублички.
Работа педагогов в центрах детской деятельности.
Пелагея: После работы на Руси, люди пели песни, играли в народные игры, танцевали.
Дети решают во что будут играть. ( золотые ворота, ходит Ваня, Ручеек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...
«В тереме расписном я живу. К себе в гости в избу всех гостей приглашу».
Фольклорное развлечение в русской избе....
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») «КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ И КАК САМИМ БЫТЬ ГОСТЕМ? ОБ ЭТОМ ОБО ВСЕМ У ЗНАТОКОВ МЫ СПРОСИМ»
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....
Святые жены Руси. Пелагия Дивеевская.
Житие и чудеса исцеления святой блаженной Пелагии Дивеевской....
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у дедушки Архипа и бабушки Пелагеи в деревне Пословиц»
Развлечение "В гостях у дедушки Архипа и бабушки Пелагеи в деревне Пословиц" позволяет знакомить с мудростьюрусского народа - пословицами и поговорками....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у Пелагеи» для детей среднего дошкольного возраста
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «В гостях у Пелагеи и Дуняши» в средней группе
Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа....