В гостях у Пелагеи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 

Формирование элементарных представлений быта и предметов обихода на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_pelagei.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у Пелагеи.

Цель: Формирование элементарных представлений быта и предметов обихода на Руси.

Образовательные задачи:

  1. Формировать первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях приема гостей в русской культуре, бытом и предметами обихода на Руси.
  2. Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
  3. Продолжать знакомить детей с разными видами росписи (гжель, хохлома) умение работать с тестом.
  4. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок.
  2. Прослушивание русских народных песен, музыки.
  3. Разучивание колыбельных песен.
  4. Знакомство с некоторыми предметами народного быта.
  5. Оформление горницы предметами русского народного творчества, быта.
  6. Рассматривание иллюстраций русской избы, печи, и кухонной утвари.
  7. Рассматривание русских сарафанов, платьев, кокошников.

Материалы и оборудование:

  1. Магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки.
  2. Народное платье, сарафан, кокошник.
  3. Вязаный коврик, люлька, кукла.
  4. Лоскутное одеяло, рушник, презентация предметов быта, контуры самовара.
  5. Материалы для художественной деятельности детей (краски, кисти, салфетки).
  6. Мука, и все ингредиенты для приготовления сдобного теста, фартуки по количеству детей, косынки, салфетки.

Обогащение и активация словаря:

  • Горница
  • Изба
  • Изба
  • Люлька
  • Самовар
  • Рушник
  • Мастер
  • Художник
  • Лоскутное одеяло
  • Коврик
  • Русская печь
  • «Кормилица»
  • «Барыня»

Методы и приемы:

  1. Словесные: загадки, колыбельная песня, дыхательная гимнастика, объяснение.
  2. Практические: пальчиковая гимнастика, лепка бубликов, рассматривание, хороводная игра «ходит Ваня».
  3. Интеграция: социально-коммуникативная.

ООД:

Звучит русская народная музыка. Дети в группе. Воспитатель надевает кокошник, и народное платье, привлекая тем самым внимание детей.

Л.В, какой необычный на вас наряд!

Пелагея: да ребята, такие платья раньше носили на Руси, а  куда  можно было надеть это нарядное платье?  (варианты ответов)

А сейчас носят такие платья?

Дети: Нет.

Пелагея:  А где сейчас можно увидеть такие платья?

Дети: в театре, в музее, в сказках, на сцене, на картинках.

Пелагея: верно ребята. На Руси в давние времена такой наряд надевали на праздники, когда встречали гостей. «Гости на пороге - хозяйке радость». Сегодня я хочу пригласить вас к себе  в гости, а живу я в старинной избе. Вы  знаете, что такое изба? Может быть, кто-то из вас был в избе?

Изба – это дом, построенный из бревен. Я расскажу вам про наше житье-бытие. Как на Руси – матушке жили-поживали. Когда гости приходили в избу, какими словами   их  приветствовали.( ответы) . Здравствуйте ….

Как вы думаете, что означает это слово?

Здравствуйте от слов здравие, здоровье, т.е мы желаем человеку здоровья, поэтому это слово необходимо произносить ласково, приветливо, смотреть в глаза человеку с которым здороваешься.  Дети здороваются с хозяйкой. А как вы думаете, куда я вас пригласила? ( горница).

А что такое горница? ( комната).

Ребята, посмотрите, что лежит в горнице на полу?

Дети: коврик.

Пелагея: что необычного в этом коврике? Из чего он изготовлен? Для чего использовали коврики в старину?

Дети: их стелили около кровати, чтобы было тепло, на пороге избы, чтобы вытирали обувь.

Пелагея: Мне послышалось,  что кто – то в люльке плачет? Как вы думаете, кто это может быть? ( ребенок, младенец)

Пелагея:  как  вы думаете  почему может плакать ребенок?

Дети: заболел, голодный, испугался, замерз.

Пелагея: наверное младенцу надо поправить одеяло. Посмотрите, каким красивым одеялом укрыт малыш, чем оно необычно?

Дети: оно сшито из лоскутков.

Пелагея: давайте придумаем название этому одеяльцу?( версии детей)

 Что-то наш младенец не засыпает. Как  мы можем помочь, чтобы он уснул?

Дети: расскажем сказку, покачаем, накормим, споем колыбельную.

Пелагея: давайте споем колыбельную, чтобы он успокоился и крепче спал.

«Люли-люли-люли,

прилетели гули,

сели гули на кровать,

стали гули ворковать,

тихо Ваню усыплять,

спи малютка почевай,

глаз своих не открывай».

Спасибо ребята за помощь, присаживайтесь на лавку. Раньше ребята  в горнице сидели на лавках.  А сейчас в комнатах  на чем можно сидеть?

( кресло, диван, стулья, табуреты).

Как вы думаете, что в избе было самым главным?

Дети: Печь.

Пелагея: а как ее ласково на Руси называли?

Дети: кормилица, барыня.

Пелагея: А почему  ее называли Барыней? Почему кормилицей? (ответы детей).

 Почему печи отводилось самое почетное место в избе?

Дети: готовили еду, грелись, пекли пироги, хлеб, сушили одежду, грибы, ягоды, спали на печи.

Презентация русской печи.

Пелагея: русский народ всегда славился гостеприимством «Умей в гости звать – умей и угощать».

Послушайте загадку и попробуйте отгадать: «что было самым главным на столе?»

Загадка:

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит (самовар)

Пелагея: а как вы думаете, ребята, кто изготавливает самовары?

Показ слайдов самоваров.

Дети: мастер.

Пелагея: а кто помогал ему в этом?

Дети: ученики.

Пелагея: на Руси учеников называли, подмастерья. А кто расписывал самовары?

Дети: художник.

Пелагея: на столе в избе всегда стоял горячий самовар. А традиционным угощением к чаю были: бублики, сушки, сухари, крендельки, пряники. А выпекали это угощение хозяйки. Топили печь, замешивали тесто, ароматный запах теста расходился по всей избе. Давайте мы с вами вдохнем этот аромат. Дыхательная гимнастика «Пых».

Пелагея: А чем можно накрыть тесто, чтобы оно  согрелось  и поднялось?

( варианты ответов  детей).

А сейчас я вам покажу, чем в старину хозяйки накрывали тесто (показ рушника).

 Как вы думаете, что это?

Это  - рушник. Как вы думаете, для чего были нужны рушники? ( вытирать лицо, украшали избу,  на рушнике подавали каравай или хлеб).

Ребята, а вы хотели бы стать настоящими мастерами художниками, или научиться работать с тестом?

Сами сделайте свой выбор. Кто хочет стать мастером по росписи самоваров подойдите в художественный центр к Надежде Алексеевне.

А кто мечтает научиться работать с тестом. Пойдемте со мной в  центр кулинарии.

Дети делают свой выбор и делятся на две подгруппы.

Что нам необходимо сделать, прежде чем мы начнем работать с тестом?

 ( вымыть руки, повязать косынки и надеть фартуки). Чтобы наши пальчики лучше работали предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику:

Лепим мы бублички

Круглые, как личико

Получились из печи

Вкусные бублички.

 Работа педагогов в центрах  детской деятельности.

Пелагея: После работы на Руси, люди пели песни, играли в народные игры, танцевали.

Дети решают во что будут играть. ( золотые ворота, ходит Ваня, Ручеек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») «КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ И КАК САМИМ БЫТЬ ГОСТЕМ? ОБ ЭТОМ ОБО ВСЕМ У ЗНАТОКОВ МЫ СПРОСИМ»

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Святые жены Руси. Пелагия Дивеевская.

Житие и чудеса исцеления святой блаженной Пелагии Дивеевской....

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у дедушки Архипа и бабушки Пелагеи в деревне Пословиц»

Развлечение "В гостях у дедушки Архипа и бабушки Пелагеи в деревне Пословиц" позволяет знакомить с мудростьюрусского народа - пословицами и поговорками....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «В гостях у Пелагеи и Дуняши» в средней группе

Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа....