Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «В гостях у Пелагеи и Дуняши» в средней группе
методическая разработка (средняя группа)
Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_patriot.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию
«В гостях у Пелагеи и Дуняши» в средней группе
Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Задачи:
- познакомить детей с устройством русской избы;
познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугун;
- развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр, закрепить умение работать с соленым тестом, лепить баранки;
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору, воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват и т. д.) ; русский народный костюм; музыкальное сопровождение.
Методы: наблюдение, уточнение, беседа, рассказ, диалог, рассуждение, обобщение.
Технические и наглядные средства: картинки, предметы быта.
Форма проведения: групповая.
Ход НОД
Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Пелагея.
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? ( Россия)
А вы знаете как в старину называли нашу страну ласково? В старину её называли Русь, Русь-матушка.
Сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки.
Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? ( Сарафан)
Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наше время. (Рассматривают картинки русских народных костюмов).
В старину было очень много всего интересного. Например, русские народные сказки. Какие из них вы знаете? ( Ответы детей)
А сейчас, ребята, усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно, чтобы угадать что это за интересная сказка.
1 сказка: Одна девочка шла по лесу и заблудилась. Увидела она избу и решила зайти в неё. Когда она зашла, то увидела большой стол, за которым стояло три стула, на столе стояло три чашки и три ложки. Что это за сказка? ( Три медведя)
2 сказка: Лепили его из муки, положили на окно остудить. А он не захотел лежать на окне и отправился путешествовать в лес и встретил там много зверей. ( Колобок)
3 сказка: Животные приходили к домику и просились жить.
Пелагея: Молодцы!!! Угадали!!!
Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом сказочный клубочек.
Я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь - дорожку укажи!
Клубок катится, а ребята с Пелагеей идут за ним.
Пелагея: Вот мы и пришли! Догадались куда мы с вами попали?
Дети: Русскую избу
Пелагея: Я вас приглашаю к нам с дедом в гости, в старинную избу.
Дуняша: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные. Давайте детушки вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с вами (правую руку на сердце и поклон).
А что означает это слово- здравствуйте? (ответы детей).
Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.
Пелагея: правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки.
Дети садятся на лавочки.
Дуняша: Давно- давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Показ иллюстрации.
Пелагея: Ребята, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит, Зимой горит,
Рот открывает, Что дают – глотает» (печь). Ответы детей.
Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Пелагея: Ребята, так, для чего нужна была печка? Ответы детей.
Дети: чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Пелагея: Правильно. Печка — деревенская кормилица, печку всегда держали в чистоте, ласково называли ее Матушкой. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб.
Дуняша: А вы знаете ,что было самой ценной едой в доме?(Хлеб)
Хлеб всему голова.
Хлеб – это символ плодородия. Если в доме есть хлеб – все будут сыты.
Пелагея: А ещё в печке пекли пирожки.
Давайте и мы испечём пирожки.
Я пеку, пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку,
а для милой мамочки испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка.
А ребяток позову, пирожками угощу.
Молодцы.
Пелагея: Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок) Демонстрация чугунка.
Пелагея: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.
Варили еду, хранили крупу. В нем не кисло молоко, не заводились жучки
Пелагея: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.
Слушайте про него загадку:
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват). Ответы детей.
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Дуняша: А чем же кушали вкусную кашу? Ребята, отгадайте загадку?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (деревянная ложка). Ответы детей.
В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили:
«Запасливый гость без ложки не ходит»
Демонстрация деревянных ложек .Смотрите, какие красивые ложки народ умеет делать: расписные, точеные, ручки золоченые!
Пелагея: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?
Дети: ребенок
Пелагея: Посмотрите, какой он маленький. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?
Дети: Покачать, спеть колыбельную.
Пелагея: Что это за предмет русского быта?
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка) Ответы детей.
Что делали с помощью прялки? Ответы детей.
С помощью прялки пряли пряжу.
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Дуняша :А теперь послушайте ещё загадку.
Ножек 4, а шляпа одна
Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
Посмотрите на картинку стола. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки. А на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.
Послушайте ещё одну загадку:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
Пелагея: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Дуняша: Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду.
Давайте и мы с вами поиграем в игру" Веселый бубен"
" Ты катись веселый бубен, дружно, дружно по рукам,
У кого остался бубен, тот в кругу станцует нам"
Дуняша: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?
Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)
Ящик с приданым готов,
Женихи ходят кругом.
Как услышишь в двери стук,
Выносит скорей …(сундук)
Если смят воротничок
Скомкан носовой платок,
Нам разгладит стрелки брюк
Старый бабушкин... утюг.
Пелагея: Понравилось ли вам, ребятки, у нас в гостях?(Ответ детей).
Что нового вы узнали? (Ответ детей).
Дуняша: А вот вам и гостинцы от нас. ( Дает баранки)
Пелагея: А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь в наши группы укажи!
Пелагея: А теперь, я вас приглашаю пить чай с баранками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «В гостях у Песочной Феи» в средней группе.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательнос...
Конспект НОД по музыкальному воспитанию "В гости к принцессе" для детей средней группы
Конспект музыкального занятия для средней группы детского сада с использованием ИКТ, игровых и здоровьесберегающих технологий....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «В гости Алёнушка пришла»
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции....
Конспект открытого занятия по патриотичекому воспитанию и формированию целостной картины мира в средней группе "Экскурсия по достопримечательностям Москвы"
Цель:закрепить знания детей о достопримечательностях родного города - Москвы. Образовательные задачи:- систематизировать представление детей о достопримечательностях Москвы, формировать знания де...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «В гости к сказке мы идем» (средняя группа, с применением приемов мнемотехники).
Цель: формирование общей культуры личности, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности. Сохранение и укрепл...
Конспект занятия по речевому развитию "Осень в гости к нам пришла" в средней группе
Занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста по закреплению знаний об осенних приметах ...
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина- село Канашево» в средней группе №1
Целью данного конспекта является формирование патриотических чувств и представлений о своей малой Родине.Воспитание любви к родному селу, чувство гордости и уважения к нему, бережное отнош...