НОД. Образовательная область "Речевое развитие". Тема: "Знакомство с Русской избой"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Юткина Татьяна Владимировна

Прогаммное содержание непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkaya_izboy2.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

« Знакомство с русская избой». Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие».

Программное содержание:

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

* Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой, предметами быта крестьянской семьи.

* Развивать связную речь, умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

* Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

* Развивать интерес к русскому фольклору, народным традициям.

*Формировать эстетический вкус, творческое воображение

Материалы и оборудование:

*Русские народные костюмы для детей и воспитателя;

  Предметы домашнего обихода;

* Мультимедийная система;

* Соленое тесто

Интеграция с другими образовательными областями:

* Речевое развитие;

* Социально-коммуникативное развитие

* Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

* Чтение русских народных сказок, пословиц, загадок, потешек

* Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

* Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Словарная работа: изба, печь, чугунок, ухват, лавка, самовар, каравай, рушник.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, родители! Здравствуйте ребята! Какие вы красивые, нарядные. Что это за костюмы у вас такие?

Дети: Русские народные.

Воспитатель: Молодцы какие! Мы живём в великой стране. Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Верно. В России много талантливых людей и интересных мест.  Хотите отправиться в необычное путешествие  и посмотреть, как жили люди раньше на Руси? Отправимся в путешествие на чем? (на самолете, поезде, машине). А на чем в сказках путешествуют? (на Ковре - Самолете).  Давайте возьмемся за руки, раз – два – три Ковер нас в русскую избу отвези!

Звучит музыка, дети берутся за руки, проходят в русскую избу

Музыка. (В гостях у сказки)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите как здесь красиво, как много интересных вещей. Где мы?

Дети: В русской избе.

Воспитатель: А почему вы решили, что это русская изба?

(Ответы детей)

В избе большую часть комнаты занимала печка. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна, была печка в избе?

Дети: Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали.

Воспитатель: А какую еду готовили в печи?

Дети: Варили щи, кашу, пекли пироги, хлеб, сушили грибы и ягоды.

Воспитатель: А какую кашу вы любите?

Дети: (манную, гречневую, рисовую, пшенную, овсяную).

Воспитатель: Здесь насыпана крупа. Давайте попробуем на ощупь, понюхаем, какая она? (твердая, сухая, покалывает пальцы, особенный запах, гречка). Какую из гречки можно сварить кашу? (гречневую). Еду готовили в чугунке, специальной посуде. А как же мне чугунок из печки-то достать? Он ведь горячий!

Дети: С помощью ухвата.

Воспитатель: Верно. Ухват-это деревянная палка с надетой на ней металлической рогаткой. Вот он за печкой стоит. Давайте попробуем достать чугунок из печки. (Один ребенок подходит и достает ухватом чугунок при помощи воспитателя )

Воспитатель: В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью и еще один предмет отгадав загадку получим ответ: стоит толстячек, подбоченивши бочок, шипит и кипит – всем пить чай велит. (самовар). Этот угол назывался «красным», т. е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. Хотите рассмотреть, что есть на нашем столе?

Дети: кувшин, самовар, ковш, ложки, стаканы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какого материала сделана посуда?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Обратите внимание, как украшена посуда. Она украшена росписью. Ребята, что изображала роспись на посуде?

Дети: На посуде изображали солнышко, травку, ягодки.

Воспитатель: Видите, какие у нас ложки расписные. А для чего кроме еды люди еще использовали ложки?

Дети: чтобы на них играть.

Воспитатель: Вот и мы с вами сейчас поиграем на ложках ( Танец с ложками под русскую народную музыку)

Воспитатель: Люди в старину много работали. Готовы ли вы потрудиться?

Дети: Да!

Воспитатель: (просит детей занять места за столами). С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, вязали скатерти), пекли пироги, калачи.

- Сегодня мы с вами попробуем изготовить калачи к чаю. На ваших столах лежат кусочки соленого теста.

-Посмотрите, как я буду делать свой калачик (Показ воспитателя).

А теперь приступайте к работе.

Музыка.

(Дети лепят калачи, воспитатель следит за процессом работы, помогает в случае необходимости) .

-Вот какие красивые калачи у нас получились. Посмотрите ребятки, как стало уютно в доме, можно гостей встречать, чаем угощать.

 Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили. Давайте встанем в круг и вспомним русскую народную игру «Никанориха»

По считалке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» - за ним, помахивая прутиком.

Дети поют:

«Никанориха гусей пасла

Запустила в огород козла,

Никанориха ругается,

А козел – то улыбается»

Дети разбегаются, а Никанориха стоит, ругает «козлика». После того, как музыка кончается (или по хлопку), дети снова встают парами. Тому, кто остается без пары, говорят: «Раз, два, три – козлик ты! » Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.

Воспитатель : Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и скажем: «Ты немного улыбнись, в детский сад скорей вернись!»

Воспитатель:  Ну, вот мы и в группе. Вы большие молодцы! Что вам больше всего понравилось, запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с воспитанниками средней группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »

Цель:  дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта. Программное содержание:  – пополнять пассивный и расширять ...

Конспект образовательной деятельности на тему:"Знакомство с русским костюмом"

Конспект НОД на тему:" Знакомство с русским костюмом"...

Конспект занятия По «Социально-коммуникативному развитию» Тема: " Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.Задачи:- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русс...

Конспект занятий по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Конспект  занятий по  теме  «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»....

Конспект занятий по теме : «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи....

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста по реализации образовательной области "Развитие речи" по теме "Знакомство детей с русской народной сказкой Колобок"

Формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности- умение сопереживать персонажам сказки. Проявлять ин...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

Познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения....