Игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме
В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, итоговые игры-тесты. Мы считаем, что достоинством игровых методов и приемов обучения является то, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Проведенная нами работа показала положительную динамику в разитии у детей грамматического строя речи, а именно синтаксиса, морфологии, словообразовании. Таким образом, проводя нашу работу, оценив результаты, мы пришли к выводу, что дидактическая игра является одним из эффективных способов формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №43 детский сад комбинированного вида Невского района
Игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста.
Выполнила: воспитатель 1 квалификационной
категории Нечаева Людмила Аркадьевна
г. Санкт-Петербург 2016г
Игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста.
- «Кто на чём?»
Цель: употребление существительных с предлогом - НА, - В,
- ИЗ,- С
Игра-шутка.
Задание для ребёнка – выбери из картинок (лопата, утюг, ложка, пила, метёлка и др.)
- Без чего ты не можешь прожить? (без лопаты)
- На чём ты любишь кататься? ( на лопате)
- Что ты ел на завтрак? (лопату)
- Чем рисуешь? (лопатой)
- О чём ты видел сон сегодня? (о лопате) и т.п.
- «Играем в прятки»
Цель употребление предлогов -ИЗ, -ЗА и ИЗ-ЗА
По картинкам:
Собака вышла из конуры.
Собака спряталась за куст.
Собака выглянула из-за куста. И т.п.
- «Исправь ошибки»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Рассказ взрослого:
«Жил дед в печи, дрова на печи,
На столе сапожки,
Под столом лепёшки,
Овечки в речке,
Караси у печки,
Под стулом портрет,
Над столом табурет.
Помоги и исправь ошибки.
- «Что в чём?»
Цель: образование существительных с помощью суффиксов -ИК, -ИЦ,- ОНК, - ЕНК.
Дети называют посуду, в которой хранятся разные предметы.
Сахар – в сахарнице
Хлеб – в хлебнице
Соль – в солонке
Масло – в маслёнке
Мыло – в мыльнице. И т.п.
- «У кого кто?»
Цель: употребление существительных – названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.
Игра проводится в два этапа. На первом – знакомство с животными и их детёнышами. На втором – задание усложняется.
Родители и дети называются по разному.
У гуся – гусята
У коровы - телёнок
- «Слова – иностранцы»
Цель: употребление несклоняемых существительных.
В русском языке есть слова, которые пришли из других стран – это слова – иностранцы, они особенные, они звучат всегда одинаково и никогда не меняются.
У меня одно пальто.
Мы купили одно пианино.
Я пью кофе.
Вопросы, рассказ с использованием этих слов.
- «Большой, маленький»
Цель: согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительно – ласкательных форм прилагательных.
«Я буду говорить о большом предмете, а ты о маленьком»
- Морковь вкусная, а морковочка – вкусненькая. И т.д.
- «Ответь на вопросы: какой? какая? какие?»
Цель: образование качественных прилагательных.
- На улице мороз, значит день – морозный
- У Страшилы много ума – он умный
- Весь день идёт дождь, день какой – дождливый.
- Эта книга вызывает интерес, она какая – интересная и т.д.
- «Шаловливый ветер»
Цель: употребление трудных форм приставочных глаголов «одеть», «надеть», «обуть»
Послушай стихотворение:
«Надя куклу одевала,
На прогулку собирала.
Красные сапожки
Обула ей на ножки.
Куртку кукле одевала,
Шарфом шею повязала.
Всё теперь в порядке,
Мы готовы поглядите,
Нас на улицу ведите»
Вопросы к ребёнку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».
Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"
В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....
Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов)....
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Данный материал содержит игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы»....