Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Уважаемые родители!
Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой. Пообщайтесь со своими детьми, поиграйте в полезные, развивающие игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
95.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой. Пообщайтесь со своими детьми, поиграйте в полезные, развивающие игры.
Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Средняя группа
- Игровое упражнение «Подскажи действия»
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.
Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: мама показывает действия с машинкой и начинает предложение, а ребенок должен продолжить предложение и назвать действие.
Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала).
- Игра «Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка (игрушки или картинки)
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки или игрушки. Задача ребенка, подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
Старшая группа
1. Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный и т.д.
2. Игра «Наоборот»
Цель: упражнять в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец») и т.д.
3. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках мамы тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).
4. «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
Подготовительная группа
1. «Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
2. «Посчитай - ка»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис.
Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д
3. Игра: «Сложные слова»
Цель: учить образовывать сложные слова из двух простых слов
Ход игры:
У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.
4.Игра: «Мой—моя—мое—мои»
Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
Мама называет ребенку слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»)
Примерный речевой материал: мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
5.«Подумай и назови».
Цель: упражнять ребенка в образовании прилагательных от существительных
Мама предлагает ребенку дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день ...
Если на улице шум, то улица ...
Если человеку сопутствует удача, то человек ...
Если у человека талант, то человек ...
Если весь день идет дождь, то день ...
Если корова приносит людям пользу, то корова ...
Если у человека есть здоровье, то человек ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста...
Выступление на педагогическом совете. Презентация. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
Песок, вода, немного фантазии и наскучившие упражнения «Кто у кого?», «Чей малыш?» «Папа, мама, я» приобретают второе дыхание. Этот метод позволяет заниматься в неп...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов)....
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений
Формированиетграмматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Данный материал содержит игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...