Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Уважаемые родители!

Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой. Пообщайтесь со своими детьми, поиграйте в полезные, развивающие игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 95.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой. Пообщайтесь со своими детьми, поиграйте в полезные, развивающие игры.

 Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Средняя группа

  1. Игровое  упражнение  «Подскажи действия»

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.

Наглядный материал: игрушечная машинка.

Ход игры: мама показывает действия с машинкой и начинает предложение, а ребенок должен продолжить предложение и назвать действие.

Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала).

  1.  Игра «Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Оборудование:  предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка (игрушки или картинки)

Ход игры:  Приходит  Неумейка и приносит картинки или игрушки. Задача ребенка, подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

Старшая группа

1. Игра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный и т.д.

2. Игра «Наоборот»

Цель: упражнять в  подборе антонимов (слов – неприятелей).

Ход:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец») и т.д.

3. «Репортер»

Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках мамы тоже микрофон.

План вопросов:

Что это? (Головной убор …).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

4. «Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

Подготовительная группа

1. «Зверюшки»

Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.

Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

2. «Посчитай - ка»

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Например: Счет до 5 со словом лиса.

Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис.

Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д

3. Игра: «Сложные слова»

Цель: учить  образовывать сложные слова из двух простых слов

Ход игры: 

У курицы короткий хвост – она короткохвостая.

У гусыни белая голова – она белоголовая.

У зайца длинные уши – он длинноухий.

У цапли длинные ноги – она длинноногая.

4.Игра: «Мой—моя—мое—мои»

Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

Мама называет ребенку слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»)

Примерный речевой материал: мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

5.«Подумай и назови».

Цель: упражнять ребенка в образовании прилагательных от существительных

Мама предлагает ребенку дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек ...

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете. Презентация. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

Песок, вода, немного фантазии и наскучившие упражнения «Кто у кого?», «Чей малыш?» «Папа, мама, я» приобретают второе дыхание. Этот метод позволяет заниматься в неп...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов)....

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений

Формированиетграмматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...