Пальчиковая гимнастика
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.doc | 328 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего — на кишечник; безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
В работе необходимо придерживаться основного принципа дидактики: от простого — к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
В начале учебного года для занятий выбираются более простые упражнения:
1. «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи». (Сжимание и разжимание пальцев рук)
2. «Водичка, водичка, умой мое личико...» (Выполнение движений в соответствии с текстом).
3. «Замочек».
4. «Заборчик»
5. «Полетели птички, птички-невелички. Сели птички. Посидели. Опять полетели». (Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха).
- Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста.
- Каждое занятие проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день. При этом не даются все упражнения сразу, начинают с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4—6 упражнений.
- После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками — пусть отдохнут).
- Внимание детей раннего возраста можно удержать только сменой деятельности, поэтому каждое упражнение повторяется не более одного-двух раз в течение занятия.
К середине учебного года можно перейти к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности:
1. «Этот пальчик — дедушка...».
2. «Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы считать...».
3. «Мышка мылом мыла лапку — Каждый пальчик по порядку. Вот намылила большой, Сполоснув потом водой, Не забыла и указку — Смыв с нее и грязь, и краску. Средний мылила усердно — Самый грязный был, наверно. Безымянный терла пастой — Кожа сразу стала красной. А мизинчик быстро мыла — Очень он боялся мыла.»
К концу учебного года можно детям предлагать уже такие упражнения, как:
1. «Пальчики здороваются». Массаж пальцев.
2. «Повстречал ежонка еж...». Кончиком большого пальца касаемся поочередно кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
3. «Зайка в норке».
4. «Зайка и барабан».
Вся работа ведется совместно с родителями. С ними дополнительно проводятся консультации, индивидуальные беседы. К гимнастике необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.
В таблице представлены основные упражнения, которые выполняются в комплексе перед дневной прогулкой и во второй половине дня.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Месяц | Неделя | Упражнения | Месяц | Неделя | Упражнения |
Сентябрь | 1-я | «Утенок» | Февраль | 1-я | «Замочек», «Заборчик», «Этот пальчик — дедушка», «1,2,3,4,5 — начинаем мы считать...» |
2-я | «Утенок», «Замочек» | ||||
3-я | «Замочек», «Заборчик» | 2-я | «Мышка мылом мыла лапку...» «Погладим котенка», «Этот пальчик — дедушка» «1,2,3,4, 5 — начинаем мы считать...» | ||
4-я | «Утенок» «Полетели птички» | ||||
Октябрь | 1-я | «Замочек», «Заборчик» «Полетели птички» | 3-я | «Стул», «Стол», «Замочек», «Заборчик» «Полетели птички» «1, 2,3,4,5 — начинаем мы считать...» | |
2-я | «Утенок» «Полетели птички» | 4-я | «Полетели птички» «Этот пальчик — дедушка...» «Повстречал ежонка еж...» «1,2,3,4,5 — начинаем мы считать...» | ||
3-я | «Замочек», «Заборчик» «Водичка, водичка…» | ||||
4-я | «Водичка, водичка...» «Заборчик» | Март | 1-я | «Замочек», Заборчик» «Повстречал ежонка еж...», «Зайка и ушки» | |
Ноябрь | 1-я | «Полетели птички» «Водичка, водичка...» «Погладим котенка» | 2-я | «Утенок», «Зайка в норке» «Зайка и барабан», «Зайка и ушки» «1, 2,3,4,5 — начинаем мы считать...» | |
2-я | «Замочек», «Заборчик» «Погладим котенка» | 3-я | «Утенок», «Повстречал ежонка еж...» «Мышка мылом мыла лапку...» «Пальчики здороваются» «1, 2,3,4, 5 — начинаем мы считать...» | ||
3-я | «Утенок» «Водичка, водичка...» | ||||
4-я | «Утенок» «Погладим котенка» «Водичка, водичка...» | 4-я | «Замочек» «Заборчик» «Зайка и ушки» «Водичка, водичка...» «1,2,3, 4, 5 — начинаем мы считать...» | ||
Декабрь | 1-я | «Погладим котенка» «Полетели птички» «Стул» | Апрель | 1-я | «Стул» «Стол» «Полетели птички» «Этот пальчик хочет спать...» «1,2,3, 4, 5 — начинаем мы считать...» |
2-я | «Водичка, водичка...» «Стол», «Стул» | 2-я | «Утенок», «Полетели птички» «Этот пальчик хочет спать...» «Водичка, водичка...» «1,2,3,4, 5 — начинаем мы считать...» | ||
3-я | «Замочек», Заборчик» «Стул», «Стол» «Водичка, водичка...» | ||||
3-я | «Замочек», «Заборчик», «Повстречал ежонка еж...», «На двери висел замок...» «1,2, 3,4,5 — начинаем мы считать...» | ||||
4-я | «Стул», «Стол», «Полетели птички», «Зайчик в норке» | ||||
Январь | 1-я | «Зайчик в норке» «Зайка и барабан» «Водичка, водичка...» | 4-я | «Полетели птички», «Пальчики здороваются», «На двери висел замок», «Водичка, водичка», «1,2,3,4,5 — начинаем мы считать…» | |
2-я | «Зайка и барабан», «Стол», «Стул», «Мышка мылом мыла лапку...» | Май | 1-я | «Замочек», «Заборчик» «Мышка мылом мыла лапку...» «Повстречал ежонка еж...» «1, 2, 3, 4, 5 — начинаем мы считать...» | |
3-я | «Мышка мылом мыла лапку...» , «1,2,3,4, 5 — начинаем мы считать» | 2-я | «Полетели птички» «Этот пальчик хочет спать...» «Пальчики здороваются», «Зайка и ушки» «1,2,3,4,5 — начинаем мы считать...» | ||
4-я | «Полетели птички», «Мышка мылом мыла лапку...», «1,2,3,4,5 — начинаем мы считать...» | 3-я | «Замочек», «Заборчик», «Стул», «Стол» «На двери висел замок...» «1, 2, 3, 4, 5 — начинаем мы считать...» | ||
4-я | «Полетели птички», «Этот пальчик — дедушка...», «Зайка в норке», «Зайка и барабан», «1,2,3,4,5 — начинаем мы считать...» |
Упражнения для кисти и пальцев рук
«Ножницы» — разведение в стороны и сведение вместе пальцев одной, затем другой руки, потом обеих рук вместе. | |
«Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев. | |
Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой с преодолением сопротивления. | |
Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой, с преодолением сопротивления. | |
Вращение больших пальцев (все пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильное сжимание подушечек больших пальцев. | |
Сгибание в кулак и разгибание по очереди пальцев, начиная с мизинца, затем с большого (пальцы одной руки, другой, двух одновременно). | |
«Пальчики здороваются» — соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно). | |
«Пальчики здороваются» — поочередное соприкосновение подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.), а затем «Крепкое рукопожатие» — одновременное надавливание на подушечки всех пальцев. | |
«Кулак — кольцо» — пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди образуют кольцо с большим пальцем, затем положение рук меняется. «Кулак — ладонь» — руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и одновременно сгибается в локте, другая опускается выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется. Сжимание в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки вытянуты вперед, вверх или разведены в стороны). | |
Выгибание и прогибание кистей обеих рук одновременно, затем по очереди. | |
Упражнения с «замком» — пальцы переплетены, ладони сжаты. Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево. Разжимаем пальцы, не расцепляя «замка» («Солнечные лучи»). | |
Упражнения с сомкнутыми ладонями (преодоление сопротивления): наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны (не размыкая запястий). Руки вытянуты вперед. |
Упражнения, сопровождаемые текстом
«Моя семья»
Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. Ф. Фребель | Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, со слов: «А вот и вся семья» второй рукой охватывать кулачок. |
«Наш малыш»
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — наш малыш. | Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого.
|
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. стали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора! М. Кальцова | Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных— «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
|
«На работу»
Большой палец встал один. Указательный — за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все — «Ура!» На работу им пора. | Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов: «Встали братцы все» — широко расставить пальцы в стороны. |
«За работу»
Ну-ка, братцы, за работу. Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. | Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова: «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.
|
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде — Дома и на улице. Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице. | Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
|
«Повстречал ежонка еж...»
Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?» | Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев. |
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую! Т. Сикачева | Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.
|
«Кольцо»
Выйду на крылечко, Вынесу колечко. Я его вместо игрушки Подарить хочу Валюшке. | Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону. |
«Зайчик и кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко не простое — Блестит, словно золотое.
| Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и средний и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы отвести в сторону. |
«Очки»
—Что стряслось у тети Вали? —У нее очки пропали! С. Михалков | Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить на переносице. |
«Стульчик»
«Стульчик» ты из рук сложи И детишкам покажи | Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук на счет «раз — два». |
«Разминка»
Ты, утенок, не пищи! Лучше маму поищи. | Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук. Можно использовать резиновые игрушки. |
«Погладим котенка»
—Киса, кисонька, кисуля! — Позвала котенка Юля. —Не спеши домой, постой! — И погладила рукой. | Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев. |
«Стол»
У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. | Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь поверх кулачка. |
«Грабли»
Листья падают в саду, Я их граблями смету | Ладони обращены к себе, пальчики переплетены, выпрямлены и тоже направлены на себя. |
«Цепочка»
Пальчики перебираем И цепочку получаем. | Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой— средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев. |
«Зайчик в норке»
У елки на пригорке Спрятался зайчишка в норке. | Шевелим пальчиками. |
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам. | Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу. |
«Лошадка»
У лошадки вьется грива, По ветру летит игриво. | Правая ладонь на ребре, направление от себя. Большой палец поднят. Сверху на правую накладывается левая ладонь под углом. Пальчики изображают гриву. Поднятые вверх два больших пальца образуют уши. |
«Зайка и зеркало»
Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит. | Левая ладонь смотрит вверх, делаем «козу». Сверху на левую ладонь накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны. |
«Коза»
У козы торчат рога, Забодать может она. | Кисть руки обращена ладонью вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и охвачены большим пальцем. |
«Колокольчик»
Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит. | Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребенок им свободно вращает. |
«Собака»
У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. | Правая ладонь поставлена на ребро, обращена к себе. Большой палец вверху. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. |
«Кошка»
А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке. | Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. |
«Мышка»
Серенький комок сидит И бумажками шуршит. | Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты дугой и прижаты к среднему и безымянному. |
«Зайка и ушки»
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат. | Кисть сжата в кулачок. Указательный и средний пальцы выставлены вверх. Они шевелятся— то разводятся в стороны, то сгибаются по очереди или вместе. Ушки зайчика шевелятся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
Комплекс пальчиковой гимнастики для малышей. Пальчиковая гимнастика
Учимся играя. Пособия для умных родителей....
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...