Развитие речи детей через сюжетно-ролевую игру.
статья по развитию речи по теме

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающих сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.  Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В период дошкольного детства важное значение для психического развития ребенка приобретает становление речи. С каждым годом педагоги отмечают рост числа детей с речевыми нарушениями - дети стали хуже говорить. По данным обследованиям, проведенным педагогом-логопедом в нашем детском саду, было выявлено, что многие дети страдают фонетико-фонематическими нарушениями речи с разной степенью сложности. Эта проблема наиболее остро стоит у детей подготовительных к школе групп, и если ее не решить вовремя, то ребенок в будущем обрекается на трудности в школьной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед воспитателями цели в области речевого развития, такие как  владение, речью как средством общения и культуры.  Обогащение словаря, развитие фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, владение речью, как средством общения, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, которые к концу дошкольного возраста необходимо достичь, чтобы подготовить ребенка к успешному обучению в школе.

Наш сад – специализированное дошкольное учреждение для детей с различными нарушениями речи.

Практика показывает: в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребенка, значительное место отводится игре особенно сюжетно-ролевой.

Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

Наблюдая за играми, мы увидели, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными.

Мы поставили цель: последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказывались по ходу игры.

С чего начали работу? Вместе с учителем-логопедом стали больше времени уделять сюжетно-ролевой игре, которая будет способствовать обогащению знаний детей об окружающем для дальнейшего отражения их в играх. Например, знакомили детей с трудом взрослых (почтальон, продавец, шофер). При этом обращали внимание на понятные им трудовые действия (шофер управляет автомобилем, ухаживает за машиной; продавец взвешивает, кассир выбивает чек; почтальон разносит письма, газеты).

Использовали дидактические игры и упражнения: «Кому что нужно для работы?», «Для чего нужна эта вещь?», «Не ошибись», « Вам письмо», а также серии дидактических игр для закрепления обобщающих понятий: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «За покупками в магазин», «Назови три предмета», «Кто больше назовет?».

Работа над звукопроизношением и культурой речи, правильным построением предложений (простых и сложных) проводилась не только на непрерывно - образовательной деятельности, но и продолжалась в игре. При этом соблюдался принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом (содержанием) к самостоятельным. Покажем, это в сюжетно ролевой игре «Автобус».

Вначале педагог и дети намечают содержание и ход игры. Вместе строят из стульчиков автобус. Воспитатель берет на себя роль водителя, дети – пассажиры. Водитель объявляет остановки (каждая остановка - какой либо магазин) например: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Мебель». Ребенок, который правильно рассказывает, что можно купить в магазине, выходит на этой остановки.

Проиграв несколько вариантов с воспитателем, дети затем действуют самостоятельно: сами строят автобус, договариваются, какие игрушки и предметы могут понадобиться, кто какую роль будет выполнять, придумывают название остановок («Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Детский сад», «Почта»). Они звонят в магазин, узнают, есть ли нужный товар; в зоопарк, спрашивая, работает ли он; в поликлинику, вызывая врача.

При организации игр старались создавать необходимые условия для повышения речевой активности детей с учетом их возможностей. Игры проводили в основном во второй половине дня, на прогулке.

На начальном этапе (сентябрь-декабрь) предлагали детям сюжетные игрушки бытового назначения – посуду, одежду, мебель, овощи, фрукты, так как с этими предметами они знакомились на непрерывно-образовательной деятельности.

Вначале взрослый принимал непосредственное участие в играх, выполняя главные, а затем второстепенные роли. К одному и тому же сюжету, возвращались несколько раз. Это давало возможность закрепить обобщающие понятия (посуда, мебель и др), научить детей самостоятельно развивать сюжет.

Например, проводится сюжетно-ролевая игра в магазин «Овощи». Здесь продается морковь, свёкла, лук, картофель, огурцы.

Вначале воспитатель выступает в роли продавца. Он учит детей-покупателей вежливо здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста», уточняет название овощей, обобщают понятие «овощи».

При повторении игры педагог обращает внимание на то, что дети покупают в основном морковь и её осталось очень мало.  Спрашивает: «Какие еще есть овощи в магазине? Можно ли купить огурцы, помидоры, свёклу, капусту, лук?»  Советует позвонить на базу и заказать еще моркови.

Таким образом, участвуя в игре, взрослый направляет действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное,  побуждает к высказываниям.

Правильно организованная игра помогает успешно решать задачи по развитию речи детей.

В результате проведенной работе значительно расширился словарь дошкольников, обогатились представления об окружающей действительности, появился интерес к игровой деятельности. В коллективных играх они стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, требования воспитателей, их игровые действия стали сопровождаться речью, причем не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.

Теперь перед нами  стоят более сложные задачи: добиваться, чтобы дети перешли от вопросно-ответной речи к монологической, научить их использовать в играх речевой материал любой сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность

Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...

Развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре "Лиса с лисятами"

Программное содержание: учить принимать на себя роль другого, вызвать интерес к совместной игре со взрослыми и сверстниками. Развитие связной речи, звуковой культуры речи, обогащение словаря (сахарниц...

Развитие речи воспитанников через сюжетно – ролевую игру

Развитие речи воспитанников через сюжетно – ролевую игру...

Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей....

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через сюжетно-ролевую игру"

Развитие речи через сюжетно-ролевую игру. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника.В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессио...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию педагогом. Причем, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых....

Развитие речи дошкольников через сюжетно - ролевые игры

В данной статье представлена информация о развитии речи дошкольников посредством сюжетно - ролевых игр, особенностях и значении сюжетно - ролевых игр детей, роли педагога в организации игр. ...