Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность
методическая разработка по теме

Куманейкина Ирина Сергеевна

Педагогический совет

«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для развития речи детей и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

  1. Активизировать работу воспитателей
  2. Способствовать развитию умений в решении педагогических задач.
  3. Скорректировать работу воспитателя по вопросу грамотной организации сюжетно-ролевой игры.

Ход педсовета:

1.«Создание условий в группах для развития речи детей»

По результатам контроля выявлено, что во всех группах имеется книжный уголок, который расположен в хорошо освещенном месте, имеются стол и стулья, стеллажи для книг. Содержание  книг соответствуют возрасту детей. Не во всех группах имеются портреты писателей. Имеется достаточное количество иллюстративного материала по ознакомлению с окружающим миром. Материал книжных уголков меняется. В группах также имеется детская литература. Уголок театрализованной деятельности оборудован ширмой, фланелеграфом, во всех группах кроме «Солнышко». Виды театров требуют пополнения и дополнения во всех группах, кроме «Ягодка», «Радуга».  В группах имеются дидактические игры по всем направлениям. Игры соответствуют возрасту. Во всех группах имеется мини методуголок., имеются материалы для диагностики детей.

2.Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения».

Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик - лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

Как же организовать сюжетно – ролевую игру в детском саду?

Педагогические принципы организации сюжетной игры:

  1. Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду – для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
  2. Второй принцип организации сюжетной игры – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый более сложный способ ее построения.
  3. Третий принцип организации сюжетной игры – начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Речь детей можно развивать не только через сюжетно-ролевую игру, но и через театрализованную деятельность.

Работу по театрализованной деятельности необходимо строить от простого к сложному. Сначала с детьми просто рассматривают иллюстрации, затем показывают сказки на фланелеграфе, используют пальчиковый и настольный театр. Далее можно провести этюды у зеркала на мимику и т.д. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Такая речь включает в себя вербальные (интонации, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слушателей. Эффективную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, звуки музыки, а умело поставленные воспитателем вопросы, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребенке сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

3.Практическая часть

Все участники педсовета делятся на две подгруппы.

1.На столе разложены карточки с названием сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», атрибуты необходимые для игры.

Воспитателям предлагается выбрать карточку с названием сюжетно- ролевой игры и продемонстрировать как будет развиваться речь ребенка в данной игре. Необходимо выбрать того кто будет воспитателем, а кто детьми.

Затем обсуждение. Способствовала ли игра развитию речи детей.

2. На столе лежат два вида театра: маски для сказки «Репка», би-ба-бо «Теремок».

Воспитателям предлагается проиграть сказки. Каждой подгруппе своя сказка.

Далее обсуждение.

3.Решение педагогических ситуаций

Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие".

"Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы:

  1. Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
  2. Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.

Вопросы:

  1. Как поступить воспитателю в данной ситуации?
  2. Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопросы:

  1. Какова должна быть реакция педагога?

Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

 Вопросы:

  1. Как поступить воспитателю?

Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".

  1. Как должен поступить педагог?

Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.

Вопросы:

  1. Как должен отреагировать на это воспитатель?

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается.

Вопросы:

  1. Как отреагировать в этом случае воспитателю?
  2. Как правильно вовлечь девочку в игру?

Подведение итогов

Решение:

  1. Пополнять развивающую среду атрибутами для сюжетно-ролевых игр согласно современному ритму жизни.
  2. Систематически планировать и проводить театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры согласно возрасту.
  3. На основании памяток проанализировать уровень развития речи и игровых умений у детей разных возрастных групп, выявить недостатки в овладения ими. (Ответственные – старший воспитатель, психолог)
  4. Составить карты – диагностики и использовать их в последующей работе. (Ответственный – старший воспитатель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, р...

методическая разработка "Социально-личностное развитие дошкольника через сюжетно-ролевую игру"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеразвивающая  школа № 6»  Социально – личностное развитие дошкольника   через сюжетно – ролевую игру....

Ролевые действия дошкольников через сюжетно-ролевую игру

Государственное бюджетное стационарное учреждениесоциального обслуживания Московской области «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию педагогом. Причем, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых....

Развитие речи дошкольников через сюжетно - ролевые игры

В данной статье представлена информация о развитии речи дошкольников посредством сюжетно - ролевых игр, особенностях и значении сюжетно - ролевых игр детей, роли педагога в организации игр. ...