Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру
статья (старшая группа)
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sementsova_syuzhetno_rolevaya_igra.docx | 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛГМАДОУ ДСОВ №4 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру
Подготовила: воспитатель I кв. категории
Семенцова Г.В.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Сюжетно – ролевая игра способствует: закреплению навыков пользования инициативной речью; совершенствованию разговорной речи, формированию грамматического строя речи
Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Таблица: задачи сюжетно-ролевой игры
Возрастная категория детей | Задачи |
3–4 года |
|
4–5 лет |
|
5–6 лет |
|
6–7 лет |
|
Виды сюжетно-ролевых игр
По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-ролевые игры делятся на творческие, сюжетно-дидактические и интерактивные.
В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг
Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний. Воспитатель всегда руководит игрой этого вида: озвучивает обязанности для каждой роли, наблюдает за ходом игры, корректирует выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические игры строятся на основе игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая». Игра приобретает дополнительное содержание: познавательное (отличие фруктов и овощей в игре «Столовая» или «Огород»), математическое (посчитать количество предметов в игровой ситуации)
Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.
Игровые ситуации:
“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)
“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)
“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед …)
“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)
“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.
“Реклама нового товара”
Подготовка к сюжету
Рассматривала картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций о труде продавца. ( на доске)
Читала произведения на эту тему.
Беседа с детьми о профессии
Проигрывали действия продавца, покупателя.
Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки, сумки.
Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.
Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.
Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.
По тематике сюжетно-ролевые игры условно делятся на деловые, современные, игры по интересам мальчиков и девочек.
Деловая игра — это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый член команды. Ответственность в выполнении профессиональных обязанностей и слаженность в работе коллектива — залог успешной работы (в условиях детского сада — работы-игры).
Примеры деловых игр для младших и средних дошкольников: «Парикмахерская», «Продуктовый магазин», «Кафе», «Почта», «Гараж», «В автобусе», «Путешествие на корабле».Деловые игры для старших дошкольников требуют умения действовать по сговору и слаженно: «Операционная», «Школа», «Опытная лаборатория», «Спасательная бригада», «Редакция/Журналисты», «Космический экипаж».
Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века. Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И мы можем наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных» и т. д..
Современная сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» копирует модель профессиональных взаимоотношений «банковский оператор — клиент». Игра подходит для старших дошкольников, имеющих представление об оказании услуг в сберегательном банке (посещали с родителями): оплата квитанций, оформление банковской карты, выдача наличных, перевод средств и др.
Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх обогащает игровой опыт дошкольников. На экран проецируются фотографии реальных мест (морские, тропические пейзажи, города и представители далёкий стран) и фантастические сюжеты (иллюстрации волшебной страны, эпохи динозавров, инопланетных рас).
На интерактивной доске во время сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие» показываются видеофрагменты запуска ракеты и пребывания экипажа внутри корабля. Для развития игрового сюжета используются пейзажи различных космических явлений: метеоритный дождь, полёт кометы, чёрная дыра. Воспитанникам предлагается выполнить задания на интерактивной доске по теме предыдущих занятий: члены экипажа закрепляют знания о вращении планет, устройстве Солнечной системы.
Игры разделяются по интересам — для мальчиков и для девочек — в возрасте 4–5 лет. Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки дома, традиционно женские профессии (медсестра, няня, воспитатель, сотрудник столовой). Для сюжетно-ролевых игр девочек требуется небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к ним (коляски, кроватки, посуда, одежда). Мальчики воспроизводят в играх мужскую модель поведения: защита население (игры военной тематики, в полицейских, пожарных), строительство, занятия с техникой и транспортом.
Со старшими дошкольниками воспитателю необходимо организовывать совместные сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек, чтобы формировалось представление о важности взаимодействия мужчин и женщин в быту, о профессионализме независимо от половой принадлежности. В играх «Семья» и «Встречаем гостей» дети примеряют различные возрастные роли (малыши, родители, тёти и дяди, старшее поколение родственников), развивают культуру общения со взрослыми, с гостями, напоминают, что домашние дела выполняются всеми членами семьи (мама готовит, стирает, гладит, папа чинит, делает ремонт, дети помогают). Патриотической подготовке воспитанников способствует игра в «Войну»: дети осознают значение каждого участника в этой сложной ситуации, девочкам отводятся роли на походной кухне и пункте медицинской помощи.
Когда проводить сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры обычно проводим между занятиями и в свободное время во второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.
Часто сюжетно-ролевые игры включаю в структуру речевых и творческих занятий. Моя роль заключается в проговаривании условий и плана игры и в контроле за действиями детей, поскольку игра в этом случае является инструментом обучения.
Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития речи. На речевом занятии дети изучают наглядные материалы по названной теме, беседуют с воспитателем, узнают новые слова и поясняют их значение. Я предлагаю детям поиграть, активно используя в диалогах новые слова.
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» применяется на речевом занятии по теме «Поликлиника» Дети распределяют роли: стоматолог, педиатр, окулист, пациенты. Даю задание: в диалоге врача и пациента должны быть использованы слова по теме занятия (названия медицинский специальностей, «осмотр», «симптомы», «диагноз», «рецепт»).
В сюжетно-ролевой игре дети применяют знания, полученные на речевом занятии по медицинской тематике.
«На лесной опушке» — дети изображают зайчиков, лисиц, медвежат, «Лесорубы», «Косари» — моделирование в танце трудовой деятельности.
Проведение сюжетно-ролевых игр в детском саду
Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и игрушек. Для младших дошкольников предметы для конкретных игр подбирали взрослые и располагали их в игровой зоне в свободном доступе, что стимулировало интерес к развёртыванию самостоятельной деятельности. Для детей 4–7 лет атрибуты хранятся в игровой зоне в секциях/коробках по темам («Посуда», «Инструменты», «Медицина»). Ребята с удовольствием изготавливают материалы для игр своими руками: мечи из картона, продукты из пластилина, нарисованные картинки заменители.
Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и коробки с этикетками — для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей — для салона красоты.
Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.
Игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.
Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию личностных качеств воспитанников. В сюжетно-ролевых играх дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.
Методические приемы, используемые в игре
Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.
Игровые ситуации:
“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)
“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)
“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед …)
“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)
“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.
“Реклама нового товара”
Подготовка к сюжету
Рассматривание картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций о труде продавца.
Чтение произведений на эту тему.
Беседа с детьми “Моя мама - продавец”.
Проигрывание действий продавца, покупателя.
Оформление сюжета:
Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки, сумки.
Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.
Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.
Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.
Сюжетно-ролевая игра “Больница”.
Игровые ситуации:
“На приёме у врача - специалиста” (окулиста, хирург, лор, логопед)
“Посещение врача-массажиста”
“Скорая помощь приехала к больному”
“Готовим лекарства для больных”
“В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам”
Подготовка к сюжету:
Экскурсия в медкабинет детского сада.
Рассматривание картины “Врач” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.
Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.
Рассматривание и беседа об игрушках “Доктора Айболит”, набора “Айболит”, машин “Скорая помощь” и другое.
Чтение детям Чуковского “Айболит” и других произведений о работе врача с беседой.
Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
Дидактическая игра “Кому что нужно”.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры и хранение атрибутов.
Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).
Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое.
Сюжетно-ролевая игра “Почта”.
Игровые ситуации:
“Отправляем письмо товарищу, бабушке”
“Отправляем посылку ”
“Почтальон принёс газеты, журналы, открытки к празднику”
“Принимаем посылки и телеграммы”
Подготовка к сюжету:
Беседы с детьми о труде почтальона.
Рассматривание картины “Почтальон” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.
Чтение С. Я. Маршака “Почта”.
Дидактическая игра “Кому, что нужно для работы?”.
Проигрывание действий: отправить письмо больному товарищу; отправить посылку в детский дом.
Сбор и чтение детям книг о почте, труде почтальона.
Оформление сюжета:
Выбрать место для игры, место хранения атрибутов к игре.
Изготовление атрибутов вместе с детьми и родителями: почтовый ящик, посылка, бандероли, сумка почтальона, фуражка, конверты, открытки, телеграммы, газеты, журналы.
Сюжетно-ролевая игра “Семья”.
Игровые ситуации:
“Мама и папа работают, дети идут в детский сад, в школу”
“Мама готовит, гладит бельё …”
“Папа ремонтирует кран, хлопает ковёр, работает в огороде”
“Дедушка и бабушка приехали в гости”
“Отмечаем день рождения (дочки, сына, мамы, папы, бабушки)”
“Украшаем ёлку. Празднуем Новый год”
“Поход в зоопарк, цирк”
“Папа уезжает в командировку”
“Мама заболела”
“Приглашаем (по телефону) гостей. Принимаем гостей”
“Убираем квартиру к празднику”
Подготовка к сюжету:
Беседы с детьми о семье (состав семьи, обязанности членов семьи, склонности, увлечения, занятия вместе с детьми).
Рассматривание семейных альбомов, фотографий.
Беседы с детьми о бабушках, папе, маме, братьях, сёстрах, дедушке.
Рассматривание иллюстраций, картин о семье.
Пение песен о мам, папе, бабушке.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры (кухонная комната, кухня).
Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: мебель, посуда, предметы домашнего обихода, кукольная одежда и другое. Изготовление их с привлечением родителей. Сбор разных игрушек, зверят.
Сюжетно-ролевая игра “Детский сад”.
Игровые ситуации:
“Воспитатель утром принимает детей в группу”
“Делаем утреннюю гимнастику”
“Завтрак”
“Воспитатель проводит занятие”
“В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар, помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник”
“Праздник в детском саду”
“Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)”
Подготовка к сюжету:
Чтение произведений о жизни детей в детском саду.
Прогулка вокруг детского сада.
Пение песен о детском саде.
Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров, прачки и другое).
Беседа о труде воспитателя.
Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.
Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.
Конструирование “Построим детский сад”.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).
Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей, “продуктов” из расчёта на группу в 5-6 человек.
Сюжетно-ролевая игра “Библиотека”.
Игровые ситуации:
“Читаем и рассматриваем книги в читальном зале”
“Посещение библиотеки со своими “детьми”
“Библиотекарь выдаёт книги на дом”
“Мастерская по ремонту книг”
Подготовка к сюжету:
Выставки книг.
Беседы о людях создающих книги.
Игры путешествия по художественным произведениям.
Подбор книг для “книгохранилища”.
Изготовление читательских билетов и абонементов на каждую книгу.
Оформление стенда “Любимые книги”.
Беседы о бережном отношении к книгам.
Беседа о труде библиотекаря.
Беседы о любимых книгах.
Ремонт книг.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры.
Подготовка необходимых атрибутов: книги, читательские билеты, абонементы.
Подготовить материал для ремонта книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность
Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...
Развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре "Лиса с лисятами"
Программное содержание: учить принимать на себя роль другого, вызвать интерес к совместной игре со взрослыми и сверстниками. Развитие связной речи, звуковой культуры речи, обогащение словаря (сахарниц...
Развитие речи детей через сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающих сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстник...
Развитие речи воспитанников через сюжетно – ролевую игру
Развитие речи воспитанников через сюжетно – ролевую игру...
Консультация для педагогов "Развитие речи детей через сюжетно-ролевую игру"
Развитие речи через сюжетно-ролевую игру. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника.В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессио...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию педагогом. Причем, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых....
Развитие речи дошкольников через сюжетно - ролевые игры
В данной статье представлена информация о развитии речи дошкольников посредством сюжетно - ролевых игр, особенностях и значении сюжетно - ролевых игр детей, роли педагога в организации игр. ...