Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Русова Светлана Евгеньевна
Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования  (младший  дошкольный  возраст)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_slovoobrazovanie.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования

 (младший  дошкольный  возраст)

Игровое упражнение «Ласковые имена»

Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

- У кошки – котёночек.

- У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.

Игра «У меня нос, а у тебя?»

Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

- У меня нос, - говорит воспитатель.

- А у меня носик.

- У меня уши (а у меня ушки) и т.п.

Игра – драматизация «Кто пришёл?»

Приходит котёнок, здоровается с детьми.

- Кто к нам пришёл? (Котёнок).

- Как назовём его ласково? (Котёночек). И т.п.

Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко»

- Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т.п.

Игровое упражнение «Потерялись»

На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных.

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка? Правильно. (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку.

Ребёнок ходит по группе ищет.

- А это чей голос? «Пи-пи-пи?» - кто это? – проводится аналогичным образом.

Игровое упражнение «Чей голос?»

В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.

- Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)

-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок).

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Игра «Кто у кого?»

Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детёныши если их много:

- У кошки – котята.

- У ежа – ежата, у коровы – телята.

Игра «Где наши ручки?»

Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним:

- Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами).

- Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т.п. «-3 раза.

Игра «Лото»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением игрушек, оставляя у себя пары к ним. Показывая детям свои картинку, ребёнок у кого такая же игрушка на картинке должен быстро об этом сказать. (У меня колесо, а у Веры колёса. Вера должна быстро сказать: «У меня колёса» или «У меня много колёс»)

Игра «Мишка, поезжай!»

Воспитатель вносит в группу грузовую машину на котором сидят мишка и мышка.

- Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке?  Надо их попросить об этом и сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т.п.

Подвижная игра «Молчанка»

Дети произносят слова: Первенчики, червенчики

Зазвенели бубенчики,

По свежей росе

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, молчок!

Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик, подбрось мяч и т.д.  

Игра «Молчок»

Воспитатель с детьми произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть:

Чок-чок, рот на крючок

И молчок!

Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке, звенеть в звонок и т.д.

Игра «Всё наоборот»

Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается  про двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет.

Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т.д.  

Игра «Кто больше скажет о профессии»

Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

-Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия.

-Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т.д.)  

- Что делает портной? (ответы детей).

Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети называют действия людей этих профессий.  

Игра «Кто как голос подаёт?»

В гости к детям приехали игрушки. Воспитатель показывает, а дети называют игрушку.

- Вот…. (Кошка), вот….(собачка). А это чей голос, кто поёт «Кукареку!?» (Петушок). Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку!).

- Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка? (Куд-куда, куд-куда)

аналогичным образом разыгрываются: собачка, кошка, собачки, кошки, курочки.  

 Игра «Оркестр»

Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками.  

Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т.д.

 

«Вечер загадок»

Детям предлагается отгадать загадки:

То мурлычет, то играет,                                  Видали вы его не раз-

То куда-то удирает,                                      Он скачет в двух шагах

Убегает далеко.                                         От нас, чирикает:

А когда придёт обратно,                                   «Чирик – чирик!»

То мурлыкает и с блюдца                                  Кто к этой песне не привык?

Пьёт сырое молоко. (Кот)                                            (Воробей)                  

Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок- крякает, гусь – гогочет, собака – лает.

     

Игра «Гуси»

Рассматриваются картинки:

- Это….(гусь, гусак). Он крыластый, горластый, у него красные ласты. Ноги как ласты.

- А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни - дети… (гусятки). Правильно говорить гусята. Один – гусёнок, а когда их много,  это – гусята. Много у гусыни гусят.

- Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на формирование навыков словообразования у дошкольников

Данные упражнения позволяют решить следующие задачи:1. Расширять и активизировать словарный запас. 2. Продолжать учить произносить слова сложной слоговой структуры. 3. Развивать слуховое вни...

"Игры и упражнения на формирования навыков словообразования"

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия.  Хара...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения  и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Данный  комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования,  как грамматического строя родной   речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста

Овладение способами словообразования – один из главных показателей речевого развития. Словообразование рассматривается как основной путь и средство пополнения словарного состава языка, механизм ...

Картотека игр и упражнений по формированию навыков словообразования

Формирование навыков словообразования у детей с нарушением речи....


 

Комментарии

Липагина Наталья Викторовна

Интересная подборка игр! Пригодится в работе!