"Игры и упражнения на формирования навыков словообразования"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) по теме
В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть». Согласно периодизации А.Н. Гвоздева, в возрасте пяти – шести лет дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится всё меньше. А.Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребёнок в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твёрдое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Речь может быть такой же разной, как мир, который она описывает». В. Л. Кошкаров Вопросы словообразования представлены в работах лингвистов: К.А. Левковской , В.В . Лопатина, В.Н. Немченко, Н.М. Шанского , А.А. Леонтьева и других. Формирование словообразования в онтогенезе описано в работах: А.Н.Гвоздева , Т.Н.Ушаковой , Д.Б.Эльконина , С.Н.Цейтлин и др.
В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия.
Согласно периодизации А.Н. Гвоздева, в возрасте пяти – шести лет дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится всё меньше. А.Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребёнок в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления ».
Этапы работы по формированию словообразования. Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Существительные Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к- , - ик -, -чик-.
Упражнение «Назови ласково» Оборудование : мяч Ход игрового упражнения: Воспитатель , бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его « ласково». а) с суффиксом –ИК- б )с суффиксов –ЧЕК- Пакет пакетик Буклет Буклетик Билет билетик буфет буфетик Салат салатик халат халатик Канат канатик мяч мячик дом домик слон слоник Каток каточек замок замочек песок песочек кусок кусочек моток моточек пенек пенечек в) с суффиксом –К- баня банька хата хатка нота нотка пена пенка пуля пулька яма ямка
Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Существительные Образование: - уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: - оньк -, - еньк -, - ышек -, - ышк -; - существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); существительных с суффиксами -инк-, -ин- (пылинка, виноградина).
Упражнение «Назови детенышей» Оборудование : предметные картинки: кошка, корова, лосиха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, теленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок . Ход игрового упражнения Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соответствующую картинку. Воспитатель Ребенок У кошки котенок У коровы теленок У лосихи лосенок У лисицы лисенок У ежихи ежонок У гусыни гусенок У утки утенок
Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Существительные Образование названий профессий.
Упражнение «Профессии» Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии» Ход игрового упражнения Воспитатель , показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии Воспитатель Ребенок Рыбу ловит Рыболов Лес рубит лесоруб Водит машину Водитель Учит детей Учитель Пишет книги Писатель Командует кораблем Капитан
В дошкольном детстве не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться школьные годы, на протяжении всей жизни.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на формирование у дошкольников навыков словообразования
Игры и упражнения для детей разных возрастных групп...
Игры и упражнения для формирования словообразования
Игры и упражнения для формирования словообразования...
Цифровой образовательный ресурс "Игры и упражнения по словообразованию" (ЦОР)
Игры и упражнения по словообразованию....
Дидактические игры и упражнения по формированию словообразования у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями
Дидактические игры по развитию словарного запаса, лексико-грамматических средств языка и связного высказывания...
«Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»
Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах....
Дидактические игры и упражнения в коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
В публикации говорится о коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и упражнений....