Конспект НОД по развитию речи "Зимушка -зима" (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект занятия разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цель: систематизация знаний детей об изменениях природы зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_razvitie_rechi1.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Зимушка-зима
ЦЕЛЬ: Систематизация знаний детей об изменениях в природе зимой
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- обобщить и активизировать словарный запас по теме;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- закрепить правильное произношение звуков «У», «С», «Ш»;
- формировать умение различать на слух слова с определенным звуком;
- закреплять умение воспринимать образ зимы в музыке, стихах, картинах.
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать связную речь, образность речи, творческое воображение;
- развивать логическое мышление;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение на прогулке за изменениями в зимней природе, ее явлениями (гололед, иней, снег); загадывание и отгадывание загадок о зиме; рассматривание альбома «Зима», тематическая выставка книг.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Практические: физминутка «Я мороза не боюсь»; пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой»; дидактические игры: «Доскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Составь пейзаж»; артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»; дыхательная гимнастика «Снежинка».
Наглядные: иллюстрации художника - Л. Бродского, рассматривание картинок «Зимушка-зима», просмотр видео фрагмента Зима «Времена года» П. И. Чайковского. игрушка Знайки, большая снежинка (муляж), бумажные маленькие снежинки белого, голубого и синего цвета (по количеству детей).
Словесные: чтение стихов - «Зима» А.С. Пушкин, беседа, логические вопросы, загадки.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Демонстрационный: иллюстрация художника Л. Бродского «Зимнее утро»; CD диск с видео фрагментом Зима «Времена года» П. И. Чайковского,
игрушка Знайки, картинки «Зимушка-зима», снежинка(муляж), конверт.
2. Раздаточный: картинки элементов пейзажа для зимнего пейзажа, бумажные маленькие снежинки белого, голубого и синего цвета.
Логика непосредственной образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
1 | Проводит игру «Приветствие». Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. | Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. | Сформирован интерес к предстоящей деятельности. |
2 | Загадывает загадку: -Кто угадай - ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинками - Над миром пушинками. | Отгадывают загадку: -Зима. | Развитие логического мышления. |
3 | Показывает картины о зиме: -Все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки. «...Идет волшебница зима! Пришла, рассыпалась, клоками, Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами, Среди полей, вокруг холмов...» - Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима. Предлагает послушать песенку зимы. | Рассматривают зимние пейзажи. Слушают стихотворные строки, описывающие красоту зимней природы. Слушают отрывок П.И.Чайковского Времена года «У камелька» (Январь) | Сформировано эмоциональное, эстетическое восприятие родной природы посредством репродукции картин, художественного слова и музыки. . |
4 | Вносит куклу Знайки, говорит от его имени: - Здравствуйте, ребята. Я, Знайка. Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит. Вот этот подарок я храню с Нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года. А вы, ребята, за что любите зиму? | Приветствуют Знайку. Составляют небольшие рассказы-описания о зиме. | Сформирован интереса у детей. Развитие связной речи, творческого воображения. Пополнен опыт умения внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы |
5 | Слушает рассказы детей, спрашивает: - Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой? Обобщает ответы, подводит к выводу: -Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться упасть и повредить себе что- нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады. | Высказывают свои предположения. | Пополнен словарный запас путем установления причинно-следственных связей. |
6 | Берет в руки снежинку, которая хочет спросить у ребят какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга? Как дворник метет снег? какой звук издают скользящие по лыжне лыжи? | Упражняются в произношении звуков: -У-у-у… -Ш-ш-ш… -С-с-с-с…. | Закреплено правильное произношение звуков. |
7 | Предлагает поиграть «Игра со звуком». | Хлопают в ладоши если услышат: Песенку вьюги:(У) - уборка, машина, круг, зима, пружина, забор; Песенку дворника (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина; Песенку лыж (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево. | Сформировано умение различать на слух слова с определенным звуком. |
8 | Побуждает детей к выполнению физминутки: -Я мороза не боюсь, Я с ним крепко подружусь: Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. Значит, надо не зевать - Прыгать, бегать, танцевать! Включает веселую музыку. | Выполняют движения в соответствии с текстом. Танцуют произвольно под музыку. | Обеспечена потребность детей в движении, отработано умение сочетать слово с действием. |
9 | Дидактическая игра с мячом: «Какой, какая, какое?» | Ловят мяч и согласовывают названное существительное с правильной формой прилагательного «зимний»: - Погода — зимняя погода, солнце — зимнее солнце, одежда — зимняя одежда, обувь – зимняя обувь. | Закреплены умения в согласовании прилагательных с существительными |
10 | Беседует с детьми: -Зимой очень холодно. Что происходит с людьми? Что происходят с растениями? Что происходит с животными? Кто спит зимой? Предлагает поиграть с пальчиками: - Еж, медведь, барсук, енот Спят зимою каждый год. Зайца, волка, рысь, лису И зимой найдешь в лесу. | Рассуждают, отвечают на вопросы. Сжимают пальцы в кулак, на каждое название животного разгибают по порядку пальчики. | Развитие связной речи. Активизирована мелкая моторика рук. |
11 | Предлагает из разрезных картинок составить зимний пейзаж. -Что такое пейзаж? Раздает из двух конвертов фрагменты картин двум подгруппам детей. - Как у вас красиво получилось! Молодцы! Давайте составим рассказ. -Какое время года изображено на картине? Где происходит действие картины? Какие краски использовал художник при написании этой картины? Что находится ближе к нам, на переднем плане? Что вдалеке? Какое название вы бы дали этой картине? | -Это картина о природе. Дети садятся за столы и складывают зимний пейзаж. Отвечают на вопросы, составляют рассказы. | Пополнен опыт сотрудничества и получения общего результата. Активизирован и пополнен словарный запас, развитие связной речи. |
12 | Дыхательная гимнастика. Предлагает представить себе, что на варежку упала снежинка… … несколько снежинок.
| Пробуют ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох), (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы) (вдох носом и медленный прерывистый выдох). . | Закреплены умения правильного соотношения вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки. |
13 | Предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». Дел у меня немало- Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня … (Зима) С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые … (Снежинки) Меня не растили - Из снега слепили, Вместо носа ловко Вставили морковку, Глаза — угольки. Руки — сучки. Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба) Зимой на ветках яблоки? Скорее собери! Но вдруг вспорхнули яблоки Ведь это … (снегири) Тихо, тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Уберем мы снег и лед Во дворе... (лопатой). Ног от радости не чуя, С горки снежной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе. Кто помог мне в этом? … (лыжи) Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед И мелькают огоньки. Кто несет меня? … (коньки) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. А если солнце ее припечет - Заплачет она и — потечет... (Сосулька). | Отгадывают загадки. | Развитие логического мышления, пополнен словарь по теме зимы. |
14 | Предлагает устроить снегопад на одной из картин с зимним пейзажем: -Если сегодня было интересно, то прикрепите белую снежинку. Если вам не очень понравилось, то прикрепите голубую снежинку. Ну, а если было неинтересно, скучно - то прикрепите синюю снежинку. | Закрепляют выбранные снежинки. | Пополнен опыт выражать своё эмоциональное отношение к проделанной работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект упражнений ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (средняя группа) по теме: " Зимние забавы" конспект совместной деятельности в средней группе
Уточнение знаний о весёлых зимних играх - забавах, зимних природных явлениях , используя упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Накормим птиц зимой» (средняя возрастная группа)
Данное занятие относится к позновательной области развития в ходе которого дети получают представления о жизни птиц зиой....
Презентация по теме «Зима» Средняя возрастная группа Составила: Яблунина О.В
Компьютерная презентация "Зима", предполагает подведение итогов по теме "Зима"и включает в себя загадки, дидактическую игру "Четвертый лишний", составление рассказа по ткартинке....
Конспект интегрированного занятия по физической культуре и развитию речи «Зима» (средняя группа)
Конспект интегрированного занятия по физической культуре и развитию речи «Зима» в средней группе....
Конспект НОД по аппликации "Зимушка-зима" ( средняя группа)
Данный материал возможно использовать в работе педагогов дошкольных учреждений....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект "Как звери готовятся к зиме" средняя группа
Конспект по ФКЦМ...