Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте, развитию речи и познанию мира с элементами речевого творчества на тему: «Поможем Интернешке!»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Щукина Елена Михайловна

Ø Закрепление знаний о гласных и согласных буквах, их характеристиках, особенностях.

Ø Закрепление знания правильного печатного изображения букв алфавита.

Ø Совершенствование навыка слого-звукового анализа.

Ø Совершенствование интонационно-выразительного чтения слов и предложений с пониманием смысла прочитанного.

Ø Обучение словообразованию с помощью предлогов.

Ø Закрепление умения составлять предложение с однородными членами и союзами.

Ø Развитие чуткости к лексическому значению слов.

Ø Развитие монологической, диалогической и полилогической речи; умения оказывать уважение собеседнику.

Ø Формирование грамотной, культурной,  доказательной речи.

Ø Развитие логического мышления.

Ø Поддержание интереса и любви к народному творчеству, к народной мудрости, к красоте и точности родного слова.

Ø Воспитание желания оказать помощь тем, кто в ней нуждается, делом и советом.

Ø Воспитание разумного, правильного отношения к достижениям науки и техники (компьютеру и интернету).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей города Алатыря Чувашской Республики

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе

по обучению грамоте, развитию речи  и познанию мира

с элементами речевого творчества на тему:

«Поможем Интернешке!»

Подготовила

воспитатель

Щукина

Елена

Михайловна

Алатырь,  2014

ЗАДАЧИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  • Закрепление знаний о гласных и согласных буквах, их характеристиках, особенностях.
  • Закрепление знания правильного печатного изображения букв алфавита.
  • Совершенствование навыка слого-звукового анализа.
  • Совершенствование интонационно-выразительного чтения слов и предложений с пониманием смысла прочитанного.
  • Обучение словообразованию с помощью предлогов.
  • Закрепление умения составлять предложение с однородными членами и союзами.
  • Развитие чуткости к лексическому значению слов.
  • Развитие монологической, диалогической и полилогической речи; умения оказывать уважение собеседнику.
  • Формирование грамотной, культурной,  доказательной речи.
  • Развитие логического мышления.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

  • Поддержание интереса и любви к народному творчеству, к народной мудрости, к красоте и точности родного слова.
  • Воспитание желания оказать помощь тем, кто в ней нуждается, делом и советом.
  • Воспитание разумного, правильного отношения к достижениям науки и техники (компьютеру и интернету).

Наглядность:

  1. Интернешка.
  2. Письмо-послание.
  3. Портфель.
  4. Пиктограмма.
  5. Картинки предметные.
  6. Буквы (алфавит).
  7. Листы с заданиями.
  8. Предложение на листе «Мы любим читать»
  9. Знаки «?» и «!»

10.       « Шапочки»-предлоги.

11.       Детский компьютер.

12.     Книги, сделанные детьми.

Раздаточный материал:

  1. Счетные палочки.
  2. Красные, синие, зеленые квадратики.

Материал для работы у доски:
1.      Маркеры (красный и синий).

2.      Указка.

3.       Мел.

Методы и приемы:

  1. Вопрос.
  2. Поисковый вопрос.
  3. Хоровой ответ (пословицы).
  4. Художественное слово (загадка, пословицы, стихотворение, сказка).
  5. Объяснение.
  6. Создание проблемной ситуации.
  7. Логические задачи.
  8. Сюрпризный момент.
  9. Наглядные методы.
  10.  Игровые приемы.

11.     Работа с раздаточным материалом.

12.     Индивидуальные задания у доски.

Словарная работа:

- «плошай»

Новый материал:

  1. Пословица «На интернет надейся, а сам не плошай!».
  2. Новое слово «плошай».
  3. Многозначное слово «ножка».

Сюрпризные моменты:

  1. Интернешка.
  2. Шарики с именами.

Предварительная  работа:

  1. Беседа с детьми об Интернете.
  2. Беседа детей с родителями о назначении, пользе и вреде интернета, о правильном использовании компьютера.

Домашнее задание:

  1. Сочинение сказок о буквах.
  2. Изготовление самодельных книжек о буквах.

Организация занятия:

 Дети сидят за столами парами.

Связь с другими видами деятельности:

- конструирование (букв из палочек)

- рисование (иллюстраций к придуманным сказкам)

- взаимодействие с компьютером

Содержание

Наглядность

Вводная часть.

Воспитатель: - Ребята, помните, однажды у нас гостил Иванушка? Из прошлого он переместился к  нам на машине времени. А сегодня пожаловал гость из будущего. Вот он! (показ изображения или игрушки мальчика с наушниками и ноутбуком). Послушайте, с чем он к нам обращается.

Интернешка: - Здравствуйте, ребята! Я ученик 1-го класса. Меня зовут Иванушка, но все называют меня Интернешкой, потому что я просто жить не могу без компьютера и интернета, и всё делаю с их помощью: и на все ответы вопросы ищу – в библиотеку ходить не надо! И решение задачек – пожалуйста! – он мне выдает – зачем голову ломать! Сочинение задал учитель писать – я в интернет, там всегда готовое найдется! Сам-то я сочинять не умею, да и пишу с ошибками, и слова неправильно произношу …

Ну, и понятное дело – в игры играю целыми днями, в «стрелялки» разные. Правда, глаза сильно болеть стали, вижу хуже. Да и силой не отличаюсь – разве сидя за компьютером мышцы накачаешь? А главная-то беда вот какая случилась!..

Произошел сбой в системе, и ничего компьютер не выдает! Уроки надо учить, а сам-то я ничего не могу! Сижу, реву …

В комнату бабушка заходит. Покачала головой и говорит:

 - Знаю, как помочь твоему горю. Надо тебе на машине времени отправиться в прошлое, в мой детский сад «Сказка». Когда я в него ходила, была там подготовительная группа «Любознашки». Так вот они без всякого компьютера – и читать умели, и сказки сочинять, да не простые, а познавательные! А главное – всегда были готовы прийти на помощь! Обратись-ка к ним!

Так я и сделал. А все мои задания я сложил вот в такой портфельчик. Помогите мне, пожалуйста, уроки выучить! Если справитесь со всеми заданиями – сюрприз из портфеля Вас ожидает.

Воспитатель: - Ну, что, ребята, готовы помочь Интернешке? Тогда приступим!

изображение Интернешки

I часть.

Воспитатель: - Итак, первое задание!

Узнайте последний звук в словах и покажите его обозначение.

Если слышим гласный звук в конце слова, поднимаем квадратик какого цвета? (красного)

Твердый согласный? (синего)

Мягкий согласный? (зелёного)

   (Апельсин, весна, карась)

раздаточный материал - квадратики красного, синего, зеленого цвета.

Найдите в пиктограмме лишнее слово по первому звуку

    (Наташа, ножницы, нитки, платье)

пиктограмма

Составьте предложение по пиктограмме.

(Наташа взяла ножницы и нитки и стала шить платье)

пиктограмма

Если вы услышали в этом предложении маленькое словечко, выложите его из палочек.

Какое словечко услышали? (И)

Правильно, в этом предложении их сколько? (Два)  Вот так мы сегодня научились составлять предложение с двумя маленькими словечками.

раздаточный материал – счетные палочки

Выполните задания у доски

  1. Найди неправильные буквы и исправь их. («Буковкины шутки»)

     2.  Разгадай ребус: составь имя   девочки из первых букв по картинкам (ЛИЗА)

    3.  Допиши буквы и прочти слово      (ТЕРЕМОК)

картинки, буквы, лист с полубуквами

Отгадайте загадку про букву:

«Мальчик стул перевернул,

Чтобы буквой сделать стул».

(Чем особенна буква «Ч»?)

буква «Ч»

Найдите лишнюю букву и докажите, что она лишняя.

Б,  М,   Д – непарная

С,  Г,  В  - глухая

     А,  И,  О - смягчает согласные

лист с буквами

Задайте вопросы и отгадайте букву.

            - Эта буква гласная?

            - Смягчает ли согласные?

        - Обозначает два звука или один?

                - Может быть в предложении маленьким               словечком?

              - В  алфавите стоит последняя?

буква   Я

Что это написано? (предложение)

Прочитайте его. (читают)

А теперь прочитайте с другим знаком (?)

А теперь еще с одним знаком (!)

лист с предложением

«Мы любим читать».

Физкультминутка

«Мы пришли в зеленый лес»

Мы пришли в зеленый лес, (шагаем)

Очень много там чудес (широко разводим руки)

Белка прыгнула за шишкой, (прыжок на месте)

Под кустом присел зайчишка (приседаем).

А под елочкой – цветок, (складываем ладошки)

Очень нежный лепесток! (раскрываем пальчики)

Их не тронем (качаем головой), поглядим,

     Всем улыбки раздадим! (улыбаемся всем)

II часть

Расколдуйте слова: прочтите сначала слово из заглавных букв, а затем – из строчных.

С  м  О  а Н  к  и

лист с заданием

Продолжите пословицы о чтении:

- Чтение – вот (лучшее учение).

- Будешь книги читать – (будешь много знать).

- Возьмешь книгу в руки – (не будет и скуки).

- Мало уметь читать – (надо уметь думать).

- Читай – и (разум получай)!

- Если книг читать не будешь – (скоро грамоту забудешь).

Пословица, придуманная Максимом:

Если мало прочитаешь –

     Книгу всю ты не узнаешь.

Найдите лишнее слово по значению.

Окно, ножка, карандаш

(«ножка» - многозначное слово )

Найдите неправильные слова и скажите правильно.

Мы хочем учиться в школе.

     Я ложу тетрадь в портфель.

Придумайте слова с разными «шапочками» к слову «бежал». (Примерьте на слово «бежал» разные «шапочки» (за, при, у, в, пере, с, вы)

«шапочки» с предлогами

Объясните выражение «повесил голову»

   (загрустил, опечалился, расстроился)

Сказка добрая живёт,

Тебя за руку ведет.

И расскажет, и научит,

И нисколько не наскучит.

     - Расскажите познавательную сказку про букву.

     ( Ребенок рассказывает сказку).

     - Что вы узнали про букву из этой сказки?

книга, сделанная детьми

Заключительная часть

Воспитатель: 

- Молодцы, ребята! Помогли Интернешке справиться с уроками! Помогли делом, а давайте ещё и советом ему поможем!

 Что бы вы хотели посоветовать Интернешке в обращении с компьютером и Интернетом?

Дети:

- Не сидеть много у компьютера, чтобы не испортить зрение.

- Заниматься спортом, чтобы не быть хилым и слабым, а быть крепким, сильным, здоровым.

- Играть не в «стрелялки», а в полезные развивающие игры.

- Играть на улице в подвижные игры с детьми – с детьми играть веселее, чем с компьютером.

- Уметь добывать знания не только из Интернета, но и из книг.

- Ходить в библиотеку.

- Самому учиться писать без ошибок, решать задачи.

   ( Звучит сигнал смс на детском компьютере.)

 Воспитатель: - Нам сообщение от Интернешки! (Читает):

- Ой, спасибо! Как вы меня выручили! Как удивили и порадовали! Какие вы умные, добрые, отзывчивые! Я многое понял и многому у вас научился! И даже пословицу сам придумал! Вот  она: «На интернет надейся, а сам не плошай!»

Воспитатель: - Замечательная пословица! Давайте повторим её хором! (Повторяют)

- Что значит «не плошай?»

(Не будь плох, а старайся и умей всё делать сам).

Интернешка подарил нам новые пословицы с новым словом. Ещё какое - многозначное - новое слово мы узнали? (ножка).

А мы подарим Интернешке книжки с нашими сказками о буквах, чтоб он полюбил читать и сам научился сочинять сказки.

А вот и сюрприз от Интернешки! Он подарит нам вот такие именные шарики. На каждом из них написаны ваши имена. После занятия вы прочтете их и прикрепите свои шарики на свои «Полоски достижений»!



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей города Алатыря Чувашской Республики

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе

по обучению грамоте, развитию речи  и познанию мира

с элементами речевого творчества на тему:

«Поможем Интернешке!»

Подготовила

воспитатель

Щукина

Елена

Михайловна

Алатырь,  2014

ЗАДАЧИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  • Закрепление знаний о гласных и согласных буквах, их характеристиках, особенностях.
  • Закрепление знания правильного печатного изображения букв алфавита.
  • Совершенствование навыка слого-звукового анализа.
  • Совершенствование интонационно-выразительного чтения слов и предложений с пониманием смысла прочитанного.
  • Обучение словообразованию с помощью предлогов.
  • Закрепление умения составлять предложение с однородными членами и союзами.
  • Развитие чуткости к лексическому значению слов.
  • Развитие монологической, диалогической и полилогической речи; умения оказывать уважение собеседнику.
  • Формирование грамотной, культурной,  доказательной речи.
  • Развитие логического мышления.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

  • Поддержание интереса и любви к народному творчеству, к народной мудрости, к красоте и точности родного слова.
  • Воспитание желания оказать помощь тем, кто в ней нуждается, делом и советом.
  • Воспитание разумного, правильного отношения к достижениям науки и техники (компьютеру и интернету).

Наглядность:

  1. Интернешка.
  2. Письмо-послание.
  3. Портфель.
  4. Пиктограмма.
  5. Картинки предметные.
  6. Буквы (алфавит).
  7. Листы с заданиями.
  8. Предложение на листе «Мы любим читать»
  9. Знаки «?» и «!»

10.       « Шапочки»-предлоги.

11.       Детский компьютер.

12.     Книги, сделанные детьми.

Раздаточный материал:

  1. Счетные палочки.
  2. Красные, синие, зеленые квадратики.

Материал для работы у доски:
1.      Маркеры (красный и синий).

2.      Указка.

3.       Мел.

Методы и приемы:

  1. Вопрос.
  2. Поисковый вопрос.
  3. Хоровой ответ (пословицы).
  4. Художественное слово (загадка, пословицы, стихотворение, сказка).
  5. Объяснение.
  6. Создание проблемной ситуации.
  7. Логические задачи.
  8. Сюрпризный момент.
  9. Наглядные методы.
  10.  Игровые приемы.

11.     Работа с раздаточным материалом.

12.     Индивидуальные задания у доски.

Словарная работа:

- «плошай»

Новый материал:

  1. Пословица «На интернет надейся, а сам не плошай!».
  2. Новое слово «плошай».
  3. Многозначное слово «ножка».

Сюрпризные моменты:

  1. Интернешка.
  2. Шарики с именами.

Предварительная  работа:

  1. Беседа с детьми об Интернете.
  2. Беседа детей с родителями о назначении, пользе и вреде интернета, о правильном использовании компьютера.

Домашнее задание:

  1. Сочинение сказок о буквах.
  2. Изготовление самодельных книжек о буквах.

Организация занятия:

 Дети сидят за столами парами.

Связь с другими видами деятельности:

- конструирование (букв из палочек)

- рисование (иллюстраций к придуманным сказкам)

- взаимодействие с компьютером

Содержание

Наглядность

Вводная часть.

Воспитатель: - Ребята, помните, однажды у нас гостил Иванушка? Из прошлого он переместился к  нам на машине времени. А сегодня пожаловал гость из будущего. Вот он! (показ изображения или игрушки мальчика с наушниками и ноутбуком). Послушайте, с чем он к нам обращается.

Интернешка: - Здравствуйте, ребята! Я ученик 1-го класса. Меня зовут Иванушка, но все называют меня Интернешкой, потому что я просто жить не могу без компьютера и интернета, и всё делаю с их помощью: и на все ответы вопросы ищу – в библиотеку ходить не надо! И решение задачек – пожалуйста! – он мне выдает – зачем голову ломать! Сочинение задал учитель писать – я в интернет, там всегда готовое найдется! Сам-то я сочинять не умею, да и пишу с ошибками, и слова неправильно произношу …

Ну, и понятное дело – в игры играю целыми днями, в «стрелялки» разные. Правда, глаза сильно болеть стали, вижу хуже. Да и силой не отличаюсь – разве сидя за компьютером мышцы накачаешь? А главная-то беда вот какая случилась!..

Произошел сбой в системе, и ничего компьютер не выдает! Уроки надо учить, а сам-то я ничего не могу! Сижу, реву …

В комнату бабушка заходит. Покачала головой и говорит:

 - Знаю, как помочь твоему горю. Надо тебе на машине времени отправиться в прошлое, в мой детский сад «Сказка». Когда я в него ходила, была там подготовительная группа «Любознашки». Так вот они без всякого компьютера – и читать умели, и сказки сочинять, да не простые, а познавательные! А главное – всегда были готовы прийти на помощь! Обратись-ка к ним!

Так я и сделал. А все мои задания я сложил вот в такой портфельчик. Помогите мне, пожалуйста, уроки выучить! Если справитесь со всеми заданиями – сюрприз из портфеля Вас ожидает.

Воспитатель: - Ну, что, ребята, готовы помочь Интернешке? Тогда приступим!

изображение Интернешки

I часть.

Воспитатель: - Итак, первое задание!

Узнайте последний звук в словах и покажите его обозначение.

Если слышим гласный звук в конце слова, поднимаем квадратик какого цвета? (красного)

Твердый согласный? (синего)

Мягкий согласный? (зелёного)

   (Апельсин, весна, карась)

раздаточный материал - квадратики красного, синего, зеленого цвета.

Найдите в пиктограмме лишнее слово по первому звуку

    (Наташа, ножницы, нитки, платье)

пиктограмма

Составьте предложение по пиктограмме.

(Наташа взяла ножницы и нитки и стала шить платье)

пиктограмма

Если вы услышали в этом предложении маленькое словечко, выложите его из палочек.

Какое словечко услышали? (И)

Правильно, в этом предложении их сколько? (Два)  Вот так мы сегодня научились составлять предложение с двумя маленькими словечками.

раздаточный материал – счетные палочки

Выполните задания у доски

  1. Найди неправильные буквы и исправь их. («Буковкины шутки»)

     2.  Разгадай ребус: составь имя   девочки из первых букв по картинкам (ЛИЗА)

    3.  Допиши буквы и прочти слово      (ТЕРЕМОК)

картинки, буквы, лист с полубуквами

Отгадайте загадку про букву:

«Мальчик стул перевернул,

Чтобы буквой сделать стул».

(Чем особенна буква «Ч»?)

буква «Ч»

Найдите лишнюю букву и докажите, что она лишняя.

Б,  М,   Д – непарная

С,  Г,  В  - глухая

     А,  И,  О - смягчает согласные

лист с буквами

Задайте вопросы и отгадайте букву.

            - Эта буква гласная?

            - Смягчает ли согласные?

        - Обозначает два звука или один?

                - Может быть в предложении маленьким               словечком?

              - В  алфавите стоит последняя?

буква   Я

Что это написано? (предложение)

Прочитайте его. (читают)

А теперь прочитайте с другим знаком (?)

А теперь еще с одним знаком (!)

лист с предложением

«Мы любим читать».

Физкультминутка

«Мы пришли в зеленый лес»

Мы пришли в зеленый лес, (шагаем)

Очень много там чудес (широко разводим руки)

Белка прыгнула за шишкой, (прыжок на месте)

Под кустом присел зайчишка (приседаем).

А под елочкой – цветок, (складываем ладошки)

Очень нежный лепесток! (раскрываем пальчики)

Их не тронем (качаем головой), поглядим,

     Всем улыбки раздадим! (улыбаемся всем)

II часть

Расколдуйте слова: прочтите сначала слово из заглавных букв, а затем – из строчных.

С  м  О  а Н  к  и

лист с заданием

Продолжите пословицы о чтении:

- Чтение – вот (лучшее учение).

- Будешь книги читать – (будешь много знать).

- Возьмешь книгу в руки – (не будет и скуки).

- Мало уметь читать – (надо уметь думать).

- Читай – и (разум получай)!

- Если книг читать не будешь – (скоро грамоту забудешь).

Пословица, придуманная Максимом:

Если мало прочитаешь –

     Книгу всю ты не узнаешь.

Найдите лишнее слово по значению.

Окно, ножка, карандаш

(«ножка» - многозначное слово )

Найдите неправильные слова и скажите правильно.

Мы хочем учиться в школе.

     Я ложу тетрадь в портфель.

Придумайте слова с разными «шапочками» к слову «бежал». (Примерьте на слово «бежал» разные «шапочки» (за, при, у, в, пере, с, вы)

«шапочки» с предлогами

Объясните выражение «повесил голову»

   (загрустил, опечалился, расстроился)

Сказка добрая живёт,

Тебя за руку ведет.

И расскажет, и научит,

И нисколько не наскучит.

     - Расскажите познавательную сказку про букву.

     ( Ребенок рассказывает сказку).

     - Что вы узнали про букву из этой сказки?

книга, сделанная детьми

Заключительная часть

Воспитатель: 

- Молодцы, ребята! Помогли Интернешке справиться с уроками! Помогли делом, а давайте ещё и советом ему поможем!

 Что бы вы хотели посоветовать Интернешке в обращении с компьютером и Интернетом?

Дети:

- Не сидеть много у компьютера, чтобы не испортить зрение.

- Заниматься спортом, чтобы не быть хилым и слабым, а быть крепким, сильным, здоровым.

- Играть не в «стрелялки», а в полезные развивающие игры.

- Играть на улице в подвижные игры с детьми – с детьми играть веселее, чем с компьютером.

- Уметь добывать знания не только из Интернета, но и из книг.

- Ходить в библиотеку.

- Самому учиться писать без ошибок, решать задачи.

   ( Звучит сигнал смс на детском компьютере.)

 Воспитатель: - Нам сообщение от Интернешки! (Читает):

- Ой, спасибо! Как вы меня выручили! Как удивили и порадовали! Какие вы умные, добрые, отзывчивые! Я многое понял и многому у вас научился! И даже пословицу сам придумал! Вот  она: «На интернет надейся, а сам не плошай!»

Воспитатель: - Замечательная пословица! Давайте повторим её хором! (Повторяют)

- Что значит «не плошай?»

(Не будь плох, а старайся и умей всё делать сам).

Интернешка подарил нам новые пословицы с новым словом. Ещё какое - многозначное - новое слово мы узнали? (ножка).

А мы подарим Интернешке книжки с нашими сказками о буквах, чтоб он полюбил читать и сам научился сочинять сказки.

А вот и сюрприз от Интернешки! Он подарит нам вот такие именные шарики. На каждом из них написаны ваши имена. После занятия вы прочтете их и прикрепите свои шарики на свои «Полоски достижений»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Мастер-класс ( конспект занятия) для подготовительной к школе группы по обучению грамоте У нас в гостях клоуны Бим и Бом.

Цели:1.     Познакомить с новыми звуками  [ б] и [б`] и буквами Б, б.2.     Продолжать учить читать слоги, слова с новыми буквами.3....

Консультация - практикум для родителей подготовительной к школе группы по обучении грамоте

Данный материал познакомит родителей, как в детском саду проходят занятия по обучению грамоте. Практические упражнения  помогут родителям в индивидуальной работе с детьми дома по работе со звукам...

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по обучению грамоте на тему: "Приключения Буратино"

Помочь дошкольнику освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии....

КВН «Умники и умницы» Интегрированное занятие в подготовительной и старшей группах (математика + обучение грамоте)

КВН – это командная игра. Она поможет нам узнать, как хорошо вы подготовились к поступлению в школу, чему интересному вы научились в детском саду и самое главное, смогли ли вы стать настоящими друзьям...

Конспект НОД для воспитанников подготовительной к школе группе по обучению грамоте на тему: «Илья Муромец».

Цель и задачи: расширение словарного запаса детей, формирование представлений о русских богатырях, упражнение в употреблении глаголов прошедшего времени; формирование навыков звукового анализа слов, д...