Организация образовательной детской деятельност по развитию речи в ДОУ.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Организация и методика проведения организованной образовательной деятельности по развитию речи помогут воспитателями логопедам в проведении интересных детям занятий. Несколько нетрадиционные приемы в использовании нестандартной структуры некоторых видов занятий по развитию речи дают хорошие практические результаты. Дети осваивают программный материал легко и с удовольствием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odd_po_razvitiyu_rechi.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Судкова С.В.
воспитатель высшей категории
Организация и методика проведения организованной деятельности взрослых с детьми 6-7 лет.
образовательная область «Речевое развитие»
раздел« Развитие речи и ознакомление с буквами»
При организации занятий используется опыт работы Р.Н.Экгардт «Хорошо читаем, запоминаем, развиваемся. Обучение детей быстрому чтению»
Возраст детей 5-6 лет
Продолжительность занятия:
Общеразвивающие группы -25 минут
Группы для детей с ОНР – 20 минут
1.Артикуляционная гимнастика в группах для детей ОНР: количество упражнений -3-4( вначале делают упражнения для губ, примерно до октября-ноября; затем – добавляются упражнения для языка), длительность фиксации 4-5 секунд)
1.Пальчиковые игры( во всех группах)
Методика организации:
«Пианино» - предлагается детям инсценировать игру пианиста. При движении рук вправо и влево проговаривается текст скороговорки, стихотворения, чистоговорки, песенки. Повторяется 3 раза
«Пальчики»- педагог предлагает детям проговорить скороговорку, стихотворение, чистоговорку. При этом выполняется пальчиковая гимнастика - Большими пальцами обеих рук касаемся каждого пальца, при этом проговариваем текст. Повторяем 3 раза.
«Соль» -
1 -правой рукой вверху щелкаем пальцами – дети изображают как будто сыпят соль щепоткой;
2 -левой рукой щелчок,
3 – хлопок перед собой,
4 –ладонями обеих рук касаемся стола ( если дети сидят на ковре, касаемся колен).
Повторяем -3 раза
2. Упражнения на узнавание звука в словах
Воспитатель называет или называет и показывает серию картинок на определенный звук.
Слова проговаривает четко, делая ударение на нужный звук.
-Дети, я сейчас вам назову слова, а вы внимательно их послушайте:
Алена, Автобус, Касса ( набор слов подбирается произвольно воспитателем)…
- Скажите мне, пожалуйста, какой звук я произнесла (громко, тихо, много раз в словах)?
Звук можно пропеть, проговорить, повторить…
3.Демонстрация буквы.
-Этот звук обозначается вот такой буквой. Показ изображения буквы.
Это буква….
4. «Рисуем и конструируем букву»
Воспитатель предлагает детям букву нарисовать в воздухе. Можно выложить ее из любого подручного, бросового материала – шнурки, куски цветной бумаги, камешки и т.д.
5. «Рисуем портрет буквы»
Воспитатель предлагает детям посмотреть семейный альбом «Фотографии» буквы ( подготовленные заранее изображения буквы – картинки с буквой –с персонажами, раскрашенная буква; буква, спрятанная в предметы; разные алфавиты, в которых разное написание этой буквы и т.д. – насколько хватит фантазии взрослого)
6. Дети рисуют свой портрет буквы.
-Дети, а буква наша такая хвастунишка, она хочет, чтобы вы ее нарисовали. Но она утверждает, что вы не умеете рисовать так, как она. Покажем ей, что мы умеем рисовать?
Вы хотите попробовать нарисовать? Можно использовать любой прием для активизации детской деятельности для достижения результата. Результатом может быть даже просто попытка изобразить букву. Не надо добиваться «художественного изображения» буквы – важно желание что-то сделать.
7. Пролепливание буквы.
Детям предлагаются для работы маленькие 4*4 листики цветного картона и маленький кусочек пластилина( с учетом изображаемой буквы)
- Дети, те, кто нарисовал букву, могут попробовать слепить.
( можно на первых занятиях прорисовать контур буквы, затем возможно ограничиваться только наглядным материалом на мольберте – образцами изображений)
8.Пальчиковые игры.
Все упражнения в данной последовательности повторяются по 1 разу. Текст не изменяется. Если воспитатель берет стихотворение, то делит его на 3 части – по одной на каждое упражнение. Если это скороговорка, чистоговорка – 3 штуки , по одной на каждое упражнение. Текст меняется после того, как дети его выучат. Это легко проверить во время ОДД. Воспитатель вначале произносит тексты вместе с детьми, а затем отдает инициативу произношения в детские руки – показатель выученного наизусть текста: дети без помощи взрослого делают упражнения и произносят тексты.
Можно в утренние часы поупражняться с детьми в декламации текстов, которые были использованы на совместных занятиях.
Структура организации ОДД по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Возраст детей 6 – 7 лет
Продолжительность занятия:
Общеразвивающие группы -30 минут
Группы для детей с ОНР – 25 минут
1.Артикуляционная гимнастика в группах для детей ОНР: количество упражнений -3-4( вначале делают упражнения для губ, примерно до октября-ноября; затем – добавляются упражнения для языка), длительность фиксации 4-5 секунд)
1.Пальчиковые игры ( во всех группах)
Методика организации:
«Пианино» - предлагается детям инсценировать игру пианиста. При движении рук вправо и влево проговаривается текст скороговорки, стихотворения, чистоговорки, песенки. Повторяется 3 раза
«Пальчики»- педагог предлагает детям проговорить скороговорку, стихотворение, чистоговорку. При этом выполняется пальчиковая гимнастика - Большими пальцами обеих рук касаемся каждого пальца, при этом проговариваем текст. Повторяем 3 раза.
«Соль» -
1 -правой рукой вверху щелкаем пальцами – дети изображают как будто сыпят соль щепоткой;
2 -левой рукой щелчок,
3 – хлопок перед собой,
4 –ладонями обеих рук касаемся стола ( если дети сидят на ковре, касаемся колен).
Повторяем -3 раза
2. «Повтори за мной» Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата:
Педагог проговаривает слоги - двухсложные, согласный звук впереди, дети четко и быстро говорят за педагогом ( таблица №1)
Таблица №1.
Ба бе б ибо бу бы бэ бю бя Ва ве ви во ву вы вэ вю вя Га ге ги го гу гы гэ гю гя Да де ди до ду ды дэ дю дя Жа же жи жо жу За зе зи зо зу зы зэ зю зя | Ра ре ри ро ры рэ рю ря СА се си со су сы сэ сю ся Та те ти то ту ты тэ тю тя Фа фе фи фо фу фы фэ фю фя Ха хе хи хо ху хы хэ хю хя Ца це ци цо цу цыц э цю ця Ча че чи чо |
Ка ке ки ко кы кэ кю кя Ла ле ли ло лы лэ лю ля МА ме ми мо му мы мэ мю мя На не ни но ну ны нэ ню ня Па пе пи по пу пы пэ пю пя | Ша ше ши шо Ща ще щи що |
3. Упражнение на развитие зрительной памяти «Чего не стало», « Что изменилось» и т.п.
4. «Повтори за мной» Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата:
Таблица №2.
аба | абе | аби | або |
ава | аве | ави | аво |
а га | are | аги | а го |
ада | аде | ад и | адо |
ажа | аже | ажи | ажо |
аза | азе | аз и | азо |
ака | аке | аки | а ко |
ала | але | ал и | ало |
ама | аме | ами | амо |
ана | ане | ани | ано |
апа | апе | апи | апо |
ара | аре | ари | аро |
аса | асе | аси | асо |
ата | ате | ати | ато |
афа | афе | афи | афо |
аха | ахе | ахи | ахо |
аца | аце | аци | ацо |
ача | аче | ачи | ачо |
аша | аше | аши | Аш0о |
аща | аще | ащи | ащо |
5.Упражнение на развитие слуховой памяти: рассказы – загадки, загадки, ребусы, «Назови лишнее слово», «Назови 10 слов по памяти» и т.п.; можно использовать книгу: «550 занимательных упражнений для развития речи». Автор: Лопухина И.С. Издательство: Аквариум. 1995.
6. «Повтори за мной» Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата:
Таблица № 3.
бува | вуве | гуви | Дуво | жуво | зувы | кувэ |
буга | вуге | гуги | дуго | жуго | зугы | кугэ |
буда | вуде | гуди | дудо | жудо | зуды | кудэ |
бужа | вуже | гужи | дужо | жужо | ||
буза | вузе | гузи | дузо | жузо | зузы | кузэ |
бука | вуке | гуки | дуко | жуко | зукы | кукэ |
була | вуле | гули | дуло | жуло | зулы | кулэ |
бума | вуме | гуми | думо | жумо | зумы | кумэ |
буна | вуне | гун и | дуно | жуно | зуны | кунэ |
бупа | вупе | гупи | дупо | жупо | зупы | купэ |
бура | вуре | гури | дуро | журо | зуры | курэ |
буса | вусе | гуси | дусо | жусо | зусы | кусэ |
бута | вуте | гути | дуто | жуто | зуты | кутэ |
буфа | вуфе | гуфи | ДУфо | жуфо | зуфы | куфэ |
буха | вухе | гухи | духо | жухо | зухы | кухэ |
буца | вуце | гуци | ДУЦО | жуцо | зуцы | куцэ |
буча | вуче | гучи | дучо | жучо | ||
буша | вуше | гуши | душо | жушо | ||
буща | вуще | гущи | ДУЩО | жущо |
7. «Повторяем алфавит».
Воспитатель показывает букву, дети называют. Произношение у согласных букв звуковое.
8. Основная часть занятия по звуку и букве. Работа в тетрадях.
Можно использовать упражнения :
«Определи место звука в слове»
Слоги, количество букв в слоге, слове
Составление предложений
Составление предложений по заданным словам, по количеству слов и т.д.
Чтение слоговое, чтение слов ( для данной работы можно использовать букварь Жуковой)
Составление рассказов.
«Придумай слово на заданную букву, слог»
9.Пальчиковые игры: «Пианино, Пальчики, Соль»
Все упражнения в данной последовательности повторяются по 1 разу. Текст не изменяется. Если воспитатель берет стихотворение, то делит его на 3 части – по одной на каждое упражнение. Если это скороговорка, чистоговорка – 3 штуки , по одной на каждое упражнение. Текст меняется после того, как дети его выучат. Это легко проверить во время ОДД. Воспитатель вначале произносит тексты вместе с детьми, а затем отдает инициативу произношения в детские руки – показатель выученного наизусть текста: дети без помощи взрослого делают упражнения и произносят тексты.
Можно в утренние часы поупражняться с детьми в декламации текстов, которые были использованы на совместных занятиях.
1.Структура организации занятий по пересказу сказок и рассказов.
- Предварительная беседа для подготовки детей к восприятию произведения
- Выразительное рассказывание или чтение педагогом произведения без нацеливания на последующий пересказ, с целью создания у детей целостного впечатлении о произведении.
- Беседа по содержанию текста.
- Повторное чтение или рассказывание с установкой на пересказ текста детьми.
- Сообщение педагогом плана для пересказа
- Пауза для подготовки пересказа детьми.
- Пересказ текста по частям, с напоминанием плана пересказа каждой части.
- Оценка работы детей.
- Организация окончания занятия, вопросы длят проверки по содержанию.
2.Рассматривание сюжетных картин, игрушек, обучение рассказыванию по картинам (структура занятия).
- Предварительная беседа с целью создания эмоционального фона восприятия картины, игрушки, и оживления личного опыта детей (музыка, загадки, стихотворения, предметные картинки и т.п.
- Рассматривание картины, игрушки и беседа по ней (центр, основное изображение, детали – на переднем плане, в центре, на дальнем плане и т.п.
Если это игрушка – что это? Из чего сделано? Для чего нужна такая игрушка? Какая она? – основные качества данного предмета).
- Сообщение педагогом плана рассказа
- Подготовка детей к рассказыванию.
- Составление рассказа педагогом, как вариант словотворчества.
- Составление рассказов детьми, по частям.
- Оценка рассказов детей. Создание целостного впечатления об увиденном на картине « Если бы я был журналистом, я бы вам рассказал про картину, игрушку такое…»
- Подведение итогов занятия
3.Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Наизусть традиционно: | Методика быстрого запоминания по Т.Ломбиной, (кандидат психологических наук, автор программы «Читай-ка») |
1.Небольшая беседа для подготовки к восприятию текста, можно использовать наглядность. 2.Выразительное чтение текста. 3.Беседа по содержанию текста, объяснение лексических значений незнакомых детям слов, оборотов и т.д. 4.Установка на заучивание текста, повторное выразительное чтение. 5.Беседа о форме чтения текста, как надо выразительно читать – демонстрация фрагментов выразительного чтения текста. 6.Выразительное чтение текста. 7.Чтение стихотворения ребенком. При затруднении можно подсказывать первые слова в строках или произносить вместе особенно трудные фрагменты, даются указания по поводу характера чтения. 8 Текст желательно заучивать целиком, без деления его на отдельные фрагменты. 9. Можно еще раз продемонстрировать выразительное чтение текста. | У лукоморья дуб зеленый (интонацией выделяем первое слово, фразу повторяем 3-4 раза с ускорением) Златая цепь на дубе том, (интонацией выделяем первое слово, фразу повторяем 3-4 раза с ускорением) Повторяем вместе: У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том, УЧИМ ДАЛЬШЕ: И днем и ночью кот ученый (интонацией выделяем первое слово, фразу повторяем 3-4 раза с ускорением) все ходит по цепи кругом… (интонацией выделяем первое слово, фразу повторяем 3-4 раза с ускорением) Повторяем вместе: И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом УЧИМ ДАЛЬШЕ: Идет направо- песнь заводит, налево сказку говорит, Там- чудеса, там – леший бродит, русалка на ветвях сидит……. СВЯЗЫВАЕМ ВСЕ СТРОКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. (повторяем 5-6 раз с ускорением весь текст) |
Методика быстрого запоминания по К.Экгардт- движение пальцев плюс работа мозга. «Работа с пальцами поможет в развитии речи, так как «рука- это выведенный наружу головной мозг» И. Кант | |
1. Упражнение « Пианино» - повторяем 3 раза Методика - имитируем двумя руками игру на пианино ( движения влево, вправо) и произносим нужный для запоминания текст. 2. Упражнение «Смыкаем пальчики» - повторяем 3 раза Методика - выполняется двумя руками одновременно: ладони рук развернуты к себе, при произнесении текста большим пальцем правой и левой руки синхронно касаемся каждого пальца обеих рук, начинаем с мизинцев. 3. Упражнение « Сыпем соль» - повторяем 3 раза Методика – при произнесении текста, руки работают в следующем порядке: 1.Правая рука поднимается вверх – ( щелчок делаем пальцами ) или «сыпем соль сверху», 2.левая рука (выполняет щелчок) или «сыпем соль сверху», 3.хлопок перед собой, 4.ладони одновременно опускаем на стол – касаемся поверхности. Упражнение делаем до окончания говорения. Заучивать можно стихотворения, скороговорки, чистоговорки и т.д.. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распределение образовательной деятельности в режиме дня и организация видов детской деятельности по образовательным областям.
Распределение образовательной деятельности в режиме дня и организация видов детской деятельности по образовательным областям....
Организация образовательной работы по теме развитие речи
Презентация...
Организованный образовательный вид деятельности по развитию речи "Страна питания" средняя группа
...
Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....
Конспект образовательной организованной деятельности по развитию речи «Чтение главы «Друзья» (из книги Ч.Янчарского «Приключения Мишки Ушастика)»
Конспект образовательной организованной деятельности по развитию речи для детей 2-3 лет разработан на основе методической литературе В.В.Гербовой....
Конспект Непрерывной образовательной продуктивной деятельности и развитию речи с детьми логопедической группы подготовительного к школе возраста по теме: «Волшебная липа»
Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовитых понятиях.Воспитывать ...
Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»
Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору и куратору образовательного процесса "построить " НОД вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...