«Использование метода наглядного моделирования в развитии связанной монологической речи дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Пилипенко Светлана Валентиновна

Методические рекомендации по развитию речи детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерский  детский сад №5

«Использование метода наглядного моделирования в развитии связанной  монологической речи дошкольников»

Презентация для педагогов ДОУ

Подготовила воспитатель:

Пилипенко Светлана Валентиновна.

р.п. Краснозерское 2014г.

Слайд 1.

 «Использование метода наглядного моделирования в развитии связанной  монологической речи дошкольников»

Слайд 2.

Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование –

это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Цель наглядного моделирования :

 Обеспечить усвоения детьми знаний об особенностях объекта природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Слайд 3. Формирование навыков наглядного моделирования происходит последовательно с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей. При этом решаются следующие задачи.

 задачи наглядного моделирования :

1.Усвоение и анализ сенсорного материала;

 2. Перевод его на знаково – символический язык;
3. Работа с моделью.

Слайд 4.

 Использование метода наглядного моделирования позволяет развивать  у детей следующие умения и навыки :

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;                                                                                                                                                                                - формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;                                                                                                                                         - использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления

Слайд 5

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- предметные картинки

- силуэтные изображения

-геометрические фигуры

- планы и условные обозначения

  • контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

Слайд7-11.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Это характерно для младшего и среднего возраста.

На данном слайде представлена мнемомодель сказки «Теремок».

Слайд 12  

Для детей старшего возраста можно использовать мнемокарты, которые являются схемой для рассказывания в данном случае сказки «Дюймовочка». Детям нужно прочитать сказку, рассмотреть иллюстрации к ней, а затем познакомить с данной мнемокартой, символами и моделями.

Слайд 13.

В д\с  в основном задействован только один вид памяти - вербальный. Использование опорных схем это попытка задействовать решение познавательных задач, зрительных, двигательных и ассоциативную память. Рассмотрим сему заучивания стихотворения. Педагог сначала самостоятельно составляет примерно такую схему, рассматривают ее, читает стихотворение и разбирают ее по частям.

ПТИЧКА

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.

Солнышко взойдет, зайдет,

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

Слайд 14.

Но работа по развитию речи на этом не заканчивается . Дети должны еще уметь и описывать игрушки, картины и т. д.В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию

•величина;• цвет• форма

• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит)?
• за что нравится (не нравится)?

Слайд 15

На данном сладе представлены опорные схемы для составления описательных рассказов деревьев и насекомых.

Слайд 16

Далее видите другие формы составления  опорных  СХЕМ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ об фруктах….

Слайд 17

Когда ребенок хорошо научился описывать предметы, ему можно предложить перейти к другой форме описания – к Сравнительному описанию.

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

По данной модели, представленной на слайде дети составляют описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА
Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

А НА СЛЕДУЮЩЕМ СЛАЙДЕ – СРАВНЕНИЕ ЯБЛОКА И ГРУШИ

Слайд 19  Необычным и очень интересным для детей является использование приема фрагментарного рассказывания. Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.  Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым

Слайд 21.На начальном этапе овладения моделированием детям предлагаются мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 4-5 изображений

«Кто как передвигается построена по принципу «Лото»,

«Готовим угощение из фруктов» - есть составление рассказа по опорным картинкам.

Слайд 22.

Мнемотаблицы – схематические зарисовки элементов моделей – заместителей.

так выглядит картинно-графический план для описания транспорта, животных, птиц и др.

Слайд 22- 25

Для развития связанной речи и обогащения словаря детей большое значение имеют игры на развитие словообразовательных навыков с применением наглядных моделей.

Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему и словесный пример педагога. Например «Я люблю яблочный сок. А ты?»

Игра «Опиши овощи и фрукты» Детям конкретно дается задание.

Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты".

Слайд 26.Заключение

Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет более целенаправленно развивать монологическую речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостности речевого высказывания.

                        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...