Долгосрочный проект по профилактике звукопроизношения
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений в звукопроизношении (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи, используя потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorishka.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект по профилактике звукопроизношения

«ГОВОРИШКА»

   Уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве не соответствует возрастной норме. По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в ДОУ, нарушения речевого развития наблюдаются у 90% дошкольников, относящихся к "группе риска" по возникновению тяжелых речевых нарушений: снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения как гласных, так и согласных звуков. У 84% дошкольников грубо нарушено звукопроизношение (17-20 несформированных звуков). Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза. Нарушения произносительной стороны речи затрагивают и процессы ее ритмико-мелодического оформления: дети плохо воспринимают ритмический размер и рифмы стихотворной формы речи, часто допуская передачу текста стихотворения своими словами. Несформированной оказывается и интонационная сторона речи: дети не могут воспроизвести восклицательную интонацию, заменяя ее повышением силы голоса, затрудняются составить вопросительное предложение без вопросительного слова.

   Новизной программы является разработанная  система работы по профилактике звукопроизношения во вторых младших и средних группах. В ее основу положен комплексно-тематический подход к построению педагогического процесса и интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей.

Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений в звукопроизношении (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи, используя потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.

   Цель программы - обеспечение организации, логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений; разработка системы игр и упражнений для профилактики звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста;  формирование звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели поставлены основные задачи:

Создать условия для организации воспитательной среды, способствующей созданию у детей младшего дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития.

Разработать систему игр и упражнений, включённых в систему профилактики для преодоления выявленных нарушений и формирования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Разработать диагностический инструментарий по отслеживанию состояния звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.       

    Отличительные особенности.

          Программа рассчитана на развитие артикуляционного аппарата, связной речи, мелкой моторики. Одновременно ведется подготовка руки ребенка к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Исправление звукопроизношение у детей, которые в этом нуждаются.

   Возраст детей:  Данная программа рассчитана на детей 3-5 лет.

   

   Сроки реализации  программы:  Срок реализации 2 года.

   Форма и режим занятий: 2 раза в неделю в виде игр, бесед, инсценировок, по 10-15 минут для младшего возраста и по 15-20 минут для среднего возраста.

 Программа по профилактике звукопроизношения реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.

    Предполагаемый результат:

- развитие артикуляционной и мелкой моторикой;

- сформированность просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция);

- развитие слухового восприятия, внимания, памяти речевым слухом;

- сформированным фонематическим восприятием;

- способность ориентироваться в пространстве;

- адекватная самооценка;

- уверенность в себе, проявление активности в деятельности.

 Программа базируется на следующих основополагающих принципах:

- принцип развивающего образования;

- принцип единства воспитания и обучения;

- принцип комплексно-тематического планирования, для обеспечения интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, адекватности возрасту форм работы с детьми, решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- принцип уважения прав личности;

- принцип компетентностного подхода (формирование необходимых знаний и навыков, лично-ценностного отношения к деятельности и продуктам ее реализации, развитие самостоятельности, творчества, способности решать новые задачи в новых ситуациях);

- партнерство с родителями как полноценными участниками образовательного процесса;

- приоритет активных методов обучения;

- создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей познавательные и игровые потребности современного дошкольника.

Работу по профилактике звукопроизношения проводится по нескольким направлениям:

1. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.

2. Развитие просодической стороны речи.

3. Развитие артикуляционного аппарата.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

6. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.

В младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом. Любая игра многофункциональна и реализует разные цели. С целью профилактики звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста был разработан перспективный план игр и упражнений состоящий из 4 блоков. Каждый блок направлен на решение нескольких задач 

1 блок - игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

2 блок - игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.

3 блок - игры и упражнения на развитие фонематического слуха и мелкой моторики.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

4 блок - игры и упражнения на развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.

Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма и чтения у школьников в обучении. В основе формирования базисных учебных навыков (чтение, письмо, счет) находятся зрительно -, акустико-, тактильно-, и кинестетико-пространственный и временные представления, а также зрительно- и слухомоторные координации.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.

В процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, воспитанник хорошо ориентируется в пространстве.

Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемые речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей.

Занятия с картинками "Мои первые слова", "Мои первые предложения", "Занимаемся вместе", рассматривание тематических альбомов "Игрушки", "Посуда", стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.

Важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр - драматизаций и развлечений.

Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

                      Учебно – тематический план / 1-ый год обучения

              Данный раздел предназначен для детей с  3-4-его возраста обучения.

№ раздела

Название раздела

Форма занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Звуки

Комплексное занятие

16

4

12

1

Развитие артикуляционной моторики

Комплексное занятие

14

3

11

2

Формирование просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Комплексное занятие

14

3

11

3

Развитие фонематического слуха и мелкой моторики

Комплексное занятие

14

3

11

4

Развитие пространственного ориентирования

Комплексное занятие

14

3

11

                                                                                                             Итого: 72 ч.

Учебно – тематический план / 2-ой год обучения

Данный раздел предназначен  для детей с 4-5-ти летнего возраста обучения.

№ раздела

Название раздела

Форма занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Звуки

Комплексное

занятие

20

6

14

2

Развитие артикуляционной моторики

Комплексное занятие

13

3

10

3

Формирование просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Комплексное занятие

13

3

10

4

Развитие фонематического слуха и мелкой моторики

Комплексное занятие

13

3

10

5

Развитие пространственного ориентирования

Комплексное занятие

13

3

10

                                                                                                             Итого: 72 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по профилактике звукопроизношения у воспитанников 1, 2 младшей группы

Планирование работы по профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возратса состоит из следующих разделов: изучаемый звук, развитие артикуляционной моторики, работа по формир...

Консультация для воспитателей МБДОУ.«Профилактика звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе,...

Долгосрочный проект учителя логопеда по работе над коррекцией звукопроизношения с детьми подготовительной группы.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ: "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"

Задачи: - сформировать у детей практические навыки адекватного поведения в различных ситуациях дорожного движения через внедрение проектного метода деятельности; - повысить уровень профессиональной ко...

Долгосрочный проект по изучению дошкольниками ПДД и профилактике детского травматизма «Добрый светофор»

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....

Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...