Долгосрочный проект по профилактике звукопроизношения
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorishka.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект по профилактике звукопроизношения
«ГОВОРИШКА»
Уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве не соответствует возрастной норме. По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в ДОУ, нарушения речевого развития наблюдаются у 90% дошкольников, относящихся к "группе риска" по возникновению тяжелых речевых нарушений: снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения как гласных, так и согласных звуков. У 84% дошкольников грубо нарушено звукопроизношение (17-20 несформированных звуков). Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза. Нарушения произносительной стороны речи затрагивают и процессы ее ритмико-мелодического оформления: дети плохо воспринимают ритмический размер и рифмы стихотворной формы речи, часто допуская передачу текста стихотворения своими словами. Несформированной оказывается и интонационная сторона речи: дети не могут воспроизвести восклицательную интонацию, заменяя ее повышением силы голоса, затрудняются составить вопросительное предложение без вопросительного слова.
Новизной программы является разработанная система работы по профилактике звукопроизношения во вторых младших и средних группах. В ее основу положен комплексно-тематический подход к построению педагогического процесса и интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей.
Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений в звукопроизношении (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи, используя потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.
Цель программы - обеспечение организации, логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений; разработка системы игр и упражнений для профилактики звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста; формирование звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены основные задачи:
Создать условия для организации воспитательной среды, способствующей созданию у детей младшего дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития.
Разработать систему игр и упражнений, включённых в систему профилактики для преодоления выявленных нарушений и формирования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Разработать диагностический инструментарий по отслеживанию состояния звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Отличительные особенности.
Программа рассчитана на развитие артикуляционного аппарата, связной речи, мелкой моторики. Одновременно ведется подготовка руки ребенка к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Исправление звукопроизношение у детей, которые в этом нуждаются.
Возраст детей: Данная программа рассчитана на детей 3-5 лет.
Сроки реализации программы: Срок реализации 2 года.
Форма и режим занятий: 2 раза в неделю в виде игр, бесед, инсценировок, по 10-15 минут для младшего возраста и по 15-20 минут для среднего возраста.
Программа по профилактике звукопроизношения реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
Предполагаемый результат:
- развитие артикуляционной и мелкой моторикой;
- сформированность просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция);
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти речевым слухом;
- сформированным фонематическим восприятием;
- способность ориентироваться в пространстве;
- адекватная самооценка;
- уверенность в себе, проявление активности в деятельности.
Программа базируется на следующих основополагающих принципах:
- принцип развивающего образования;
- принцип единства воспитания и обучения;
- принцип комплексно-тематического планирования, для обеспечения интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, адекватности возрасту форм работы с детьми, решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- принцип уважения прав личности;
- принцип компетентностного подхода (формирование необходимых знаний и навыков, лично-ценностного отношения к деятельности и продуктам ее реализации, развитие самостоятельности, творчества, способности решать новые задачи в новых ситуациях);
- партнерство с родителями как полноценными участниками образовательного процесса;
- приоритет активных методов обучения;
- создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей познавательные и игровые потребности современного дошкольника.
Работу по профилактике звукопроизношения проводится по нескольким направлениям:
1. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
2. Развитие просодической стороны речи.
3. Развитие артикуляционного аппарата.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
5. Уточнение звука или его вызывание по подражанию.
6. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.
В младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом. Любая игра многофункциональна и реализует разные цели. С целью профилактики звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста был разработан перспективный план игр и упражнений состоящий из 4 блоков. Каждый блок направлен на решение нескольких задач
1 блок - игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.
2 блок - игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).
Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.
3 блок - игры и упражнения на развитие фонематического слуха и мелкой моторики.
В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
4 блок - игры и упражнения на развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.
Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма и чтения у школьников в обучении. В основе формирования базисных учебных навыков (чтение, письмо, счет) находятся зрительно -, акустико-, тактильно-, и кинестетико-пространственный и временные представления, а также зрительно- и слухомоторные координации.
В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.
В процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, воспитанник хорошо ориентируется в пространстве.
Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемые речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей.
Занятия с картинками "Мои первые слова", "Мои первые предложения", "Занимаемся вместе", рассматривание тематических альбомов "Игрушки", "Посуда", стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.
Важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр - драматизаций и развлечений.
Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.
Учебно – тематический план / 1-ый год обучения
Данный раздел предназначен для детей с 3-4-его возраста обучения.
№ раздела | Название раздела | Форма занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Звуки | Комплексное занятие | 16 | 4 | 12 |
1 | Развитие артикуляционной моторики | Комплексное занятие | 14 | 3 | 11 |
2 | Формирование просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Комплексное занятие | 14 | 3 | 11 |
3 | Развитие фонематического слуха и мелкой моторики | Комплексное занятие | 14 | 3 | 11 |
4 | Развитие пространственного ориентирования | Комплексное занятие | 14 | 3 | 11 |
Итого: 72 ч.
Учебно – тематический план / 2-ой год обучения
Данный раздел предназначен для детей с 4-5-ти летнего возраста обучения.
№ раздела | Название раздела | Форма занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Звуки | Комплексное занятие | 20 | 6 | 14 |
2 | Развитие артикуляционной моторики | Комплексное занятие | 13 | 3 | 10 |
3 | Формирование просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Комплексное занятие | 13 | 3 | 10 |
4 | Развитие фонематического слуха и мелкой моторики | Комплексное занятие | 13 | 3 | 10 |
5 | Развитие пространственного ориентирования | Комплексное занятие | 13 | 3 | 10 |
Итого: 72 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по профилактике звукопроизношения у воспитанников 1, 2 младшей группы
Планирование работы по профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возратса состоит из следующих разделов: изучаемый звук, развитие артикуляционной моторики, работа по формир...
Консультация для воспитателей МБДОУ.«Профилактика звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».
Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе,...
Долгосрочный проект учителя логопеда по работе над коррекцией звукопроизношения с детьми подготовительной группы.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ: "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"
Задачи: - сформировать у детей практические навыки адекватного поведения в различных ситуациях дорожного движения через внедрение проектного метода деятельности; - повысить уровень профессиональной ко...
Долгосрочный проект по изучению дошкольниками ПДД и профилактике детского травматизма «Добрый светофор»
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....
Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...