Планирование работы по профилактике звукопроизношения у воспитанников 1, 2 младшей группы
методическая разработка (развитие речи, младшая группа) на тему
Планирование работы по профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возратса состоит из следующих разделов: изучаемый звук, развитие артикуляционной моторики, работа по формированию просодической стороны речи, развитие мелкой моторики, речевая зарядка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы по профилактике звукопроизношения у воспитанников 1- 2-ой младшей группы (3-4 года)
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
[А] Картинка символ «Девочка укачивает куклу» Символ |
Цель: выполнять игровое движение, имитирующее открывание клюва у птенчика; активизировать мышцы нижней челюсти. Оборудование: игрушечная птичка с открывающимся клювом. Ход игры: Птенчик весело летал, Птенчик клювик открывал. Вот так, вот так Птенчик клювик открывал. Выполнять движения в соответствии с текстом
Кушать птенчики хотят, Маму ждут, но не шумят, Ротик на замок закрыт. Очень тихо все сидят! Мама зернышко несет. Открывайте шире рот. |
Оснащение: клубок из толстых ниток для вязания, короткая и длинная нитки. Ход игры: Отмотайте у клубка с нитками для вязания длинную нитку, не отрывая от клубка. -Какая нитка?» (Длинная.) Затем таким же образом обследовать короткую ниточку, спросив у детей о ее длине. -Нитка волшебная и она любит петь. Если мы проведем пальчиками по длинной нитке, то она будет долго петь: «А-А-А-А-А-А», а если по короткой ниточке — песенка будет коротенькой: «A-A» |
Цель: произносить звук [А] в прямом слоге «ап»; попеременно двигать указательный и средний пальцы ведущей руки по горизонтальной плоскости (столу); понимать и употреблять существительные, обозначающие части тела: «Ноги», понимать и использовать в речи глаголы настоящего времени: «идет», «бежит» Оснащение: стол. Ход игры: Маня важно так шагает, (указательный и средний пальцы шагают по столу) Далеко? Сама не знает, (шагают попеременно) По дорожке: «Топ-топ», (шагают) Через кочки — ап. (прыгают — одновременное движение сразу двумя пальцами) | Стихи Напоили мишку чаем, А теперь его качаем, Бай-бай-бай-бай! Спать пора. К нам пришла собачка. Умная собачка, С детками играет, Очень громко лает: -Ав-ав-ав |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
[У] Картинка символ «Волк воет» Символ. |
Цель: вытягивать губы вперед ,делать «дудочку», Оснащение: игрушечная дудочка; предметная картинка с ее изображением; сюжетная картинка (пастушок, играющий на дудочке). Ход игры: Я на дудочке играю: «У-у-у, у-у» Всех коровок собираю: «У-у-у! У-у-у!» Вы идите все за мной: «У-у-у! У-у-у!» Скоро мы придем домой: «У-у-у-у»
Я на дудочке играю, Всех детишек забавляю: «У-у-у-у»..
Цель: вытягивать губы вперед, «как хобот у слона»; удерживать губы в этом положении несколько секунд; Оснащение: ширма, слон. Ход игры: На слоненка погляжу, Губы хоботком сложу, На слоненка погляжу, Губы трубочкой сложу. |
Цель: продолжает развитие правильного ротового (длительного и направленного) выдоха. Оснащение: вырезанные из тонкой бумаги листочки желтого и красного цветов. Ход игры: Стали листики кружиться, Тихо на землю ложиться, Покрывая покрывалом Сквер у нашего окна. Предложите детям сдуть листочки со стола на пол.
Пароход гудит: ( У-У-У ) |
Цель: правильно и четко произносить звук [У] в звукоподражаниях, словах-восклицаниях. Ход игры: Поезд мчится и шипит, И колесами стучит: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу Я стучу, стучу, стучу, Всех на дачу докачу». ( дети идут друг за другом, положив обе руки на плечи впереди идущего).
Самолет летит, как птица, В синем небе серебрится. А мотор гудит: «У-у-у, Я пилоту помогу!» |
(фланелеграф или кукольный театр.) На полянке Возле елки Ходят-бродят злые волки Морды задирают Страшно завывают: «У-у-у».
Цель: отчетливо и по возможности долго произносить звук [У]; активизировать в речи слова: «паровоз», «везу», «бегу», «тороплюсь»; следить за согласованием слов в предложении. Оснащение: игрушечный паровозик. Ход игры: Паровозик: «У-у-у! Я бегу к кому, к кому? К Ванечке да Манечке, Я везу им яблочки! У-у-у, у-у-у! Тороплюсь, бегу, бегу Задержаться не могу!» Прочтите рифмовку еще раз, попросив детей помочь вам гудеть, как паровозик |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
[О] Картинка символ «Зубы болят» |
Цель: выполнять движения по подражанию, активизирует мышцы губ. Оснащение: игрушечная машинка, зеркало. Ход игры: предложите ребенку покатать машинку. Обратите внимание на ее колеса. -Какой формы колеса? (Круглые.) - Сделайте свои губки такими же круглыми как колеса у машинки. Предложите детям шепотом произнести звук [О] и посмотреть в зеркало на свои губы, которые стали круглыми и очень похожими на колеса. |
Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Оснащение: картинка «Свечка с огоньком» Ход. Подуть на свечку так, чтобы огонек «затанцевал». При этом плечи не поднимаются, щеки не надуваются, дуть необходимо долго, вдох через нос, выдох через рот |
Цель: четко произносить звук [О] в звукоподражании; сопровождать чтение стихотворения взрослым показом движений руками по тексту Оснащение: предметная картинка (папа в сапожищах, мама в сапогах, ребенок в сапожках). Ход игры: Повторение рифмовки, сопровождая движениями Папа в сапожищах: ТОП-ТОП-ТОП! Мамочка в сапожках: Шлеп-шлеп-шлеп. А я детка – крошка, В маленьких сапожках Быстро по дорожке: Топ - топ-топ-топ! |
Цель: выполнять действия в соответствии с текстом, закреплять правильное, четкое произнесение звука [О] в звукоподражаниях. Ход игры: прочтите потешку, выполняя действия по ее содержанию Как у наших у ребят (дети стоят по кругу, топают ногами, приговаривают четко, не торопясь) Ножки весело стучат: «Топ, топ, топ». Мы народ удаленький Хоть и очень маленький. А устанут ножки, Хлопаем в ладошки: «Оп-оп-оп-оп Хлопаем, стараемся Вот как получается. |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
[И] Картинка символ «Ослик» Символ |
Цель: укреплять мышцы губ; улыбаться, показывая зубки и не напрягая губы. Оснащение: счетные палочки, образец заборчика. Ход игры: предложите детям выложить заборчик из палочек. Попросите ребенка «построить заборчик» — поставить верхние зубы на нижнюю губу. Мы построили забор, Чтобы не пробрался вор Игра «Кукла Таня» Цель: внятно, громко, протяжно произносить изолированно звук [И]. Оснащение: кукла Таня и картинка с ее изображением. Ход игры: Солнышко проснулось, Щечки коснулось. Таня потянулась, Солнцу улыбнулась: «И-И» Обратите внимание на громкость и протяжность произнесения, следите за тем, чтобы ребенок произносил звукоподражание на одном выдохе. |
Цель: продолжать развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот. Оснащение: травка, вырезанная из тонкой зеленой папиросной бумаги, ромашка, сделанная из нескольких материалов (серединка из пробки, листочки — из тонкой папиросной бумаги); букашка (сделана также из двух материалов — туловище из пробки, крылышки из тонкой бумаги). Ход игры: Дует в поле ветерок, На крошечку букашку На травку, на ромашку, И на цветочек кашку. Предложите детям поиграть. Скажите, что они будет ветерками и полетят в поле. Поясните, что ветерки будут дуть не торопясь, сложив губки трубочкой, не надувая щек. |
Ослик бегал по дорожке, У него устали ножки. Ослик попросил овса, Закричал: «И-а, и-а!» |
Цель: правильно произносить звук [И], активизировать в речи Оснащение: игрушки — ослик, картинка Ход игры: Ослик наш такой упрямый – Не идет не в бок, не прямо. Он решил, что может петь. Хвост трубой и ну реветь: «И-и-а-а» |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
Звук М Картинки символы «Корова мычит» «Теленок мычит» | Игра «Птенчики хотят есть» Цель: активизировать работу нижней челюсти, открывать и закрывать рот, закрывать губами зубы, не выпячивать вперед нижнюю челюсть. Оснащение: игрушечная мама-птичка и маленькая игрушечная птичка — птенчик. Ход игры: Мама птенчика любила, Зернышки ему носила. Мама детке говорила: «Ротик шире открывай Ешь скорей и закрывай
М – нам губы звук смыкает! Звуку голос помогает. Если голос есть – мычанье, Если нет – тогда молчанье |
Цель: развивать плавный длительный выдох; активизировать мышцы губ Оснащение: карточки с картинками, спрятавшимися за тонкой, разрезанной на полоски бумагой. Ход: - Угадайте, кто спрятался? -Подуйте -Плечи не поднимайте, щеки не надувайте, воздух через носик набирайте, выдыхайте длительно, плавно, через рот |
Усложнение: игру проведите еще раз, заменив игрушки на другие: на козу с козленком (звукоподражание «М-М-М-МЭ»), на кошку с котенком (звукоподражание «М-М-М-Мяу!»). |
Цель: произносить звукоподражания правильно, четко и внятно, произносить звукоподражания громко и тихо, соотносить их с игрушкой. Оснащение: игрушечная корова с теленком, картинки с их изображением; «Чудесный мешочек». Ход игры: -Корова и теленок разговаривают на своем языке — мычат. Теленок маленький, и он мычит тоненьким голоском, вот так: «М-у-у-у». А мама-корова — большая, и она мычит грубым голосом, вот так: «М-У-У-У!» Вот коровка: «МУ-У, МУ-У-У!» Вторит ей теленок, Маленький ребенок: «Му-у-у, му-у-у!» |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
Звук П | Игра «Двери хлопают во тьме» Цель: легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их размыкать выходящей струей воздуха. Ход игры: вспомните с детьми , что на улице холодно и часто завывает вьюга, вот так: «У-у-у». Когда ветер дует, в домах могут хлопать двери вот так: «П-п-п». Ветер сильно задувает, Тучи в небе разгоняет. Двери хлопают во тьме. Вам не страшно в темноте? «Ну, я хоть и маленький, Но зато удаленький!» «Липкие губки» «Мышка» | Игра «Пароход» Цель: легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их размыкать выходящей струей воздуха. Оснащение: налитая в таз вода, бумажный пароходик. Ход игры: Пароход плывет по речке, В небо выпустив колечки. Предложите ребенку дуть на пароход, произнося звук [П].
| Игра «Баба шла, шла, шла» Цель: выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать выделенные слова, четко, правильно выговаривая звук [П]. Ход игры: Баба шла, шла, шла, Пирожок нашла. Села, поела И опять пошла. Попляши! Попляши! Твои ножки хороши! Вот так, вот сяк, И вот этак, и вот так! Вот как ножки хороши! Попляши, попляши! | Игра «Загудел паровоз и вагончики повез» Цель: при помощи взрослого, вызывающего звук [П], внятно произнести этот звук. Оснащение: игрушечный паровоз с вагончиками. Ход игры: Вот стоит паровоз. Он стоит и гудит «У-у-у, я тебя прокачу. Ты садись, милый мой, Мы поедем с тобой» «П-п-п, п-п-п» — Так колеса стучат, Прокатить тебя хотят. |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
Звук Б [Б,Б'] Картинки символы «Большой барабан» «Маленький барабан |
«Б-бу-бу!»- Бурчалка кричит Целый день она ворчит
Цель: укреплять арт.и голосовой аппарат; четко и правильно произносить звук [Б] в слоге Оснащение: две дудочки — большая и маленькая. Ход игры: - Это дудочки. Голоса у дудочек разные — у большой дудки голос грубый, вот такой: «БУ-БУ », а у маленькой дудочки тоненький — вот такой: «Бу-бу». -Закройте глаза.(убрать обе дудки). -Откроет глаза К нам мышка прибегала, Обе дудочки украла. Нужно мышку обмануть. Чтобы дудочки вернуть, Нужно дудочки позвать, И придут они опять. -Большую дудочку нужно звать так: „БУ-БУ" (громко)». -Когда будете звать маленькую дудочку, произносите тихо. |
Цель: правильно и четко произносить звук [Б] в отдельных звукоподражаниях; произносить звукоподражание громко и тихо. Оснащение: две игрушечные машины — большая и маленькая; картинки с их изображением. Ход игры: -Это машины. Машины едут по дороге (Поставьте перед едущей по дороге машиной игрушечную корову ) -Что же теперь делать?» (Нужно посигналить «БИ-И-И-И, БИ-И-И-И».) -Сигналы у машин разные (у большой машины — сигнал грубый, вот такой: «БИ-И-И-И, БИ-И-И-И», а у маленькой машинки голосок-сигнал тоненький, вот такой: «Б-и-и-и, б-и-и-и»). Машина по дороге Бежит, бежит, бежит. Машина очень громко Сигналит, как кричит: «БИ-БИ-БИ! Ой-ой-ой! На дороге ты не стой!» |
Цель: выполнять движения в соответствии с текстом, закреплять правильное произношение звука [Б] в звукоподражании. Оснащение: кукла. Ход игры: -Поиграем с куклой. Спрячем куклу нашу, (взрослый идет и прячет куклу за спину) Спрячем куклу Машу. Ваня (Таня...) куклу найдет И укачивать начнет: (покачивать куклу, имитируя укладывание «Бай-бай-бай». ее спать) | Игра «Вместе с нами повторяй» Цель: правильно и четко произносить звук [Б] ([БЬ]), дифференцировать громкость произношения Оснащение: игрушечный барабан, машина, барашек, ширма. Ход игры: «Угадай-ка» Что же это, угадай? Вместе с нами повторяй: По дороге едет, Едет и гудит: — Ты с дороги, мишка, Быстро уходи, БИ-БИ-БИ! С рожками баран, Он тебя пугает, Песни распевает: — БЕ да БЕ Не хочу идти к теБЕ! Это круглый ба-ра-БАН, Он не вреден, но упрям. И твердит упрямо он: — БОМ-БОМ-БОМ и БОМ-БОМ-БОМ!
Ба, ба, ба, ба, ба, ба ,ба ! |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
Звук Х |
Слоненок кашляет:«Кха-кха» Простудился вчера.
Веселится детвора И смеется : ха-ха-ха |
Цель: продолжит развивать умение сочетать произнесение звука: началом выдоха, разовьет умение многократно произносить звук «Х-х-х» на одном выдохе. Оснащение: сюжетная картинка (девочка в зимней одежде, согревающая дыханием свои ручки). Ход игры: Рассматривание картинки -Будем учиться согревать ручки на морозе. 1.Дуй на ручки и произноси Х_-Х-Х 2. Попросите ребенка повторить звук несколько раз на одном выдохе. 3. Покажите ребенку, как нужно это делать. 4. Прочтите рифмовку: Ох как холодно зимой! Не хочу идти домой! Нужно ручки мне согреть. Подышать: «Х-Х-Х!» — И отогреть. Игру повторите 2-3 раза. | Игра «Зайка умывается» Цель: выполнять действия в соответствии с текстом, договаривать выделенные в тексте слова, закрепляя правильное и четкое произношение звука [X]. Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с детьми действия в соответствии с текстом: Белый зайка умывается, (потираем одну ручку о другую) Видно, в гости собирается, Вытер носик, вымыл хвостик, (моем «лапкой» перечисляемые части тела) Вымыл ухо, вытер сухо.
Цель: имитировать все движения Хомы, повторять выделенные слова в тексте вместе со взрослым. Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с детьми действия в соответствии с текстом: Хома рано просыпается, Чистит мех и умывается. Ходит гордо он по хатке У Хомы - все в порядке. |
Хохотушки Жили-были две подружки Хохотушки, веселушки: «Хи-хи-хи да ха-ха-ха» — Как увидят петуха! Ох, Ваня-простота, Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород. |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
Звук К Картинки символы «Сильный дождик» «Мелкий дождик» |
Цель: поднимать спинку языка, производить арт. движения языком по подражанию. Ход игры: Язычок, который живет во рту-домике, был ужасным проказником. Он любил... А что он любил, я вам расскажу, а вы послушайте и посмотрите. Непослушный язычок, В домике он прыг да скок, В потолочек он стучит, Шалит, деток веселит! Сначала язычок стучал в потолок своего домика тихо «К-К-К» (давайте вместе постучим в потолок тихо). Потом язычок совсем расшалился и стал стучать громко: Г-Г-Г» (предложите постучать тихо). Ротик-домик очень расстроился из-за такого поведения язычка и решил закрыть двери (сомкнуть губы).
Мама кашляет: «К-К-К»
А кукушка на суку Целый день кричит: «ку-ку!» |
Цель: выдувать воздух толчком, проверять правильность выполнения дыхания, прикладывая ладонь тыльной стороной к губам для ощущения выдыхаемой струи воздуха. Оснащение: вырезанная из цветного картона рукавичка, снежинка, вырезанная из тонкой белой бумаги и прикрепленная на тонкой нитке. Ход игры: Прямо на снежинку Дует, дует ветер. Падает снежинка В беленький сугроб Ей в сугробе скучно Маленькой одной. Вот сейчас подуем — И летят — Ой, ой Ведь лежать в сугробе Веселей вдвоем! Предложите ребенку сдуть снежинку с рукавички, произнося звук [К]. |
Цель: закреплять правильное и четкое произношение звука в звукоподражаниях, имитировать движения петуха и курочки. Оснащение: шапочки петуха и курицы. Ход игры: Ку-ка-ре-ку! Выходите, курочки, Собирайте крошки, Много здесь есть мушек, На моей дорожке. (курочки машут крыльями, произносят «ко-ко-ко»,, ходят и клюют крошки)
Котик точит коготки Очень острые они (пальцы скребут по коленям) А потом играет- Мячик догоняет ( стучать ладонями по бедрам) | Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора — Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А наш Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!
Коленька хороший, Коленька пригожий На коня садился, Конь под ним бодрился
Цель: работа над темпом речи (учить переходить от медленного темпа речи к быстрому). Капля раз, капля два, Капли медленно сперва Кап, кап, кап,кап.(дети медленно хлопают) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять - Кап, кап, кап,кап.(хлопки учащаются) Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем.(дети «держат» зонтик). |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
Звук Г Картинки символы «Гусь гогочет» «Гусята гогочут» |
Цель: поднимать спинку языка, производить арт. движения языком по подражанию. Ход игры: Язычок, который живет во рту-домике, был ужасным проказником. Он любил... А что он любил, я вам расскажу, а вы послушайте и посмотрите. Непослушный язычок, В домике он прыг да скок, В потолочек он стучит, Шалит, деток веселит! Сначала язычок стучал в потолок своего домика тихо «К-К-К» (давайте вместе постучим в потолок тихо). Потом язычок совсем расшалился и стал стучать громко: Г-Г-Г» (предложите постучать тихо). Ротик-домик очень расстроился из-за такого поведения язычка и решил закрыть двери (сомкнуть губы). | Игра «Мы на пруд пойдем» Цель: продолжать развивать речевое дыхание, произносить 3-4 слога на одном выдохе. Оснащение: игрушки гусь, гусенок. Ход игры: -Как гогочет гусь, гусенок. Уберите игрушки -Позовите маму-гусыню, громко произнося: «Га-га-га». Появившаяся мама-гусыня громко произносит: «ГА-ГА-ГА». -Почему мама-гусыня так рассердилась? -Потому что гусенок потерялся». -Повторяйте на одном выдохе звукоподражания: «Га-га-га»: Мы на пруд сейчас пойдем. Плавать вместе там начнем. Буду я гусенка звать: — Га-га-га! Чтоб не смел он уплывать: — Га-га-га! | Игра «Гуси» Цель: выполнять движения в соответствии с текстом игры, четко и правильно произносить в словах звук [Г]. Оснащение: шапочки гусей и лисы. Ход игры: Выберете ведущего. На ведущего наденьте шапочку лисы. Предложите детям встать к нему лицом. Выполняйте движения, соответствующие тексту игры-потешки: — Гуси, гуси, я вас съем! — Подожди, лиса, не кушай. Нашу песенку послушай! — Га-га-га! Га-га-га! — Надоело слушать вас! Всех я съем сейчас! | Игра «Утром» Цель: продолжать закреплять умение правильного произношения звука [Г] в слогах. Оснащение: игрушечные (или нарисованные) животные. Ход игры: Показ игрушек: лошадь, курица, голубь, рыбка. -Как «говорят» животные. Вот лошадка на лугу: И-го-го, и-го-го! Курочка-несушка: Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Голуби под крышей: Гуль-гуль-гуль Ну а рыбка в море – Ни гу-гу При повторном чтении попросите детей договаривать выделенные звукоподражания. Га-га-га! Гогочет гусь — Я семьей своей горжусь! На гусят и на гусыню Все гляжу Не нагляжусь! (Н. Костырев) |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
Звук Ф «Греем замерзшие ладошки» «Дети смеются» |
произнесении звука [Ф] — показывать верхние зубки, приподнимая верхнюю губу. Оснащение: картинка с изображенным ровным и высоким забором. Ход игры: Посмотри скорей во двор — Появился там забор. Наш забор не простой, Ровный он и большой. -Постройте забор и спрячьте за ним язычок. Показ: 1) открой рот; 2) поставь зубки вот так (верхние зубы на нижнюю губу. Ребенок не должен закусывать и втягивать губу в рот). Обязательно полюбуйтесь в зеркало на красивый заборчик, сделанный из зубок.
Прикусывание нижней губы верхними зубами. Грозная собака- Настоящая кусака.
| Игра «Кораблик» Цель: продолжать развивать умение сочетать произнесение звук с началом выдоха, произносить многократно звук [Ф]; активизировать губы. Оснащение: бумажный кораблик (или пароход). Ход игры: Налейте в небольшой таз теплую воду. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах... Попросите ребенка так подуть на кораблик, чтобы он поплыл плавно. Скажите, что дуть он должен не торопясь, долго, губы сложить вот так — покажите, как при произнесении звука [Ф]. Скажите: «А теперь ветер стал дуть порывами и корабль поплыл по-другому» (дуем, многократно произнося звук [Ф-Ф-Ф]). Упражнение повторите 2-3 раза. «Ветер» Ветер по лесу летал- ф-ф-ф-ф (качать поднятыми вверх руками) И с деревьями играл - ф-ф-ф | Потешка В чистом поле дуб стоит (руки вверху, пальцы раздвинуты) Филин на дубу сидит (руки на пояс, качать головой направо, налево) У него такой вот нос (показ) Филин пухом весь оброс. (руки на пояс, поднять и опустить плечи)
Цель: понимать и выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, произносить изолированно звук [Ф]. Оснащение: сюжетная картинка Ход игры: возьмитесь за руки Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой Оставайся такой. Пузырь лопнул, Дети отходят друг от друга, произнося звук [Ф]. |
Цель: четко и правильно произносить изолированно звук [Ф]. Оснащение: игрушечный еж. Ход игры: покажите ребенку ежа. Рассмотрите его, выделите части тела и назовите их. Скажите, что еж умеет фыркать. Произнесите звук [Ф] изолированно. Прочтите рифмовку. Попросите детей договаривать в рифмовке выделенные звукоподражания (сопряженно, отраженно). К нам пришел сердитый еж — «Ф-ф-ф». На кого он так похож — «Ф-ф-ф»? Словно чайник он кипит — «Ф-ф-ф». Уходить нам всем велит— «Ф-ф-ф»! |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
Звук Д «Воздушный шар лопнул» «Мяч лопнул» | Игра «Вкусное варенье» Цель: уточнять движения органов арт. аппарата, поднимать широкий язык на верхнюю губу, облизывать губу широким языком производя движения вверх-вниз. Оснащение: варенье, игрушечный медвежонок. Ход игры: Я веселый медвежонок, С детства я сластена. Я варенье обожаю, Язычком его лакаю! -Оближем губку, как будто на ней вкусное варенье Делайте движения широким языком по верхней губе вверх-вниз. Следите, чтоб ребенок не втягивал губу внутрь рта, не помогал нижней челюстью, а слизывал все языком.
Мы построить дом хотим, Работу язычкам дадим. Молоточки мы возьмем, Дружно гвоздики забьем, «Д» - легко произнеси. Голосочек подключи | Игра «Дятел» Цель: развивать целенаправленный выдох, проговаривание звуков на одном выдохе. Оснащение: картинка – дятел. Ход. Дятел на суку сидит, Домик он себе долбит: д-д-д | Дятел. Он на дереве сидит, Клювом кору он долбит. (имитация движений) В красной шапке С цепкими лапками (имитация движений) | Звукоподражание Заиграла дудочка – Ду-ду-ду Дудочка – погудочка- Ду-ду-ду Весело играет – Ду-ду-ду Деток созывает – Ду-ду-ду! Чистоговорки Да-да-да, в ручейке бежит вода. Ду-ду-ду, за водой сейчас пойду Ды-ды-ды, принесу домой воды Стихи. Вдоль по улице иду я И в большую дудку дую: — Ду-ду-ду да ду-ду-ду! Я по улице иду! (В. Митейкин) Потешки Аи, лады, лады, лады, Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Ладушки, лады, Не политы сады. Недосуг нам поливать: Надо в ладушки играть. |
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие общей и мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. |
Звук Т |
Цель: делать плавный и длительный выдох, произносить на одном выдохе звукоподражание «так-тук». Оснащение: кукла Таня, молоточек, снежинка. Ход игры: -Кукла Таня спит. Ей пора просыпаться. Давай потихоньку постучим молоточком и скажем: „Тук-тук!"» -Таня просыпается и говорит: Кто так тихо тут стучал? Кто Танюшке спать не дал? Неужели молоток, Тихо так стучать он смог?
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот, производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад. Наш язык – игрушка. Веселая болтушка. |
- на выдохе произнести:т-т-т-т. -Т-т-т –стучит пулемет, Неприятель не пройдет |
Цель: активизирует произвольное внимание, выполоть движения по тексту, по инструкции, совершенствует моторику; проговаривать выделенные слова со звуком [Т]. Ход игры: прочтите рифмовку. Предложите детям выполнять движения по тексту. Тома хлопать так умеет, Своих ножек не жалеет, Так-так-так-так, Топ-топ-топ-топ! Своих ручек не жалеет, Ручками хлопает, Так-так-так-так! Так-так-так-так! Тома топать так умеет, Ножками топает — Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ! |
Тили-тили-тили-бом, Воробей идет пешком, Мастерит он дудочку, Дудочку-погудочку. Пошел кот под мосток, Поймал рыбку за хвосток. То ли съесть по пути, То ли Оленьке снести? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей второй младшей группы
Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей второй младшей группы...
Годовое планирование работы кружка « Умелые ручки» для детей первой младшей группы. Художественно – эстетическая деятельность.
В помощь педагогам работающим на первой младшей группе...
Перспективное планирование работы с родителями на год во второй младшей группе
Представлено перспективное планирование работы с родителями на год (включая летние месяцы) во второй младшей группе. Данный материал может помочь коллегам при составлении своего перспективного планиро...
Перспективное планирование работ по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе
Перспективное планированиеработ по нравственно-патриотическомувоспитанию во второй младшей группе...
Планирование работы по организации элементарного экспериментирования во 2 младшей группе «Капельки»
Совместное и индивидуальное элементарноеэкспериментирование по месяцам на год....
Опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников первой младшей группы.
Опыт работы по адаптации детей младшей группы....
Примерный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников Вторая младшая группа (3 - 4 года)
В каждом детском саду ведется работа по взаимодействю с родителями (законными представителями).Предлагаю примерный план взаимодействия с семьями воспитанников младшей группы....