ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ: "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"
проект по обж (старшая группа)
Задачи: - сформировать у детей практические навыки адекватного поведения в различных ситуациях дорожного движения через внедрение проектного метода деятельности; - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по привитию ребенку приемов безопасного поведения в дорожно-транспортной среде города; - включить родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию навыков безопасного поведения дошкольников в дорожных ситуациях; - формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. - укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Долгосрочный проект на тему: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма | 125.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32»
Автор проекта:
О.А. Несмеянова, учитель-логопед
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
1.2. Аннотация проекта
1.3. Этапы реализации проекта
1.4. План работы по реализации проекта
2. Приложения
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность проблемы
обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный ГИБДД, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: игры вблизи дорог, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них, неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии самыми эффективными методами.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Однако дошкольники – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
П.Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.
Обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с малышом всегда находятся родители, воспитатели детского сада. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.
Содержание образовательной области «Безопасность», которая включает в себя раздел «Дорожная безопасность»:
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников определенной возрастной категории;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Одним из направлений работы по разделу «Дорожная безопасность» является: формирование здорового образа жизни, профилактика дорожно-транспортного травматизма и привитие детям навыка травмобезопасного поведения на улицах города.
В целом в нашем МБДОУ, накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ, здоровья сбережения детей и их безопасности. В основном с воспитанниками проводятся занятия, соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий, поэтому нами в тесном сотрудничестве с родителями был создан коллективный проект по теме: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и создание безопасной среды в дошкольном учреждении».
1.2. Аннотация проекта
Данный проект написан для воспитанников дошкольного возраста (5-6 лет), который позволит сформировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде на дорогах города.
Проект разработан на один год с учетом нормативно-правовой базы:
1. Закон РФ об образовании.
2. Концепция дошкольного воспитания.
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Конституция РФ.
5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности (внедрение проектного метода деятельности на каждом возрастном этапе), наряду с системой работы ДОУ по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения. Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
Тип проекта
По составу участников: групповой
По срокам реализации: долгосрочный (один год).
По целевой установке: самовоспитания
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- учитель-логопед,
- воспитатели групп
Цель проекта: предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма, закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения. создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.
Задачи:
- сформировать у детей практические навыки адекватного поведения в различных ситуациях дорожного движения через внедрение проектного метода деятельности;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по привитию ребенку приемов безопасного поведения в дорожно-транспортной среде города;
- включить родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию навыков безопасного поведения дошкольников в дорожных ситуациях;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы воспитательно-образовательной работы;
- налаживание систематического взаимодействия МАДОУ и ГИБДД.
Предполагаемый результат:
Образовательный:
- - расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- - сформирован навык спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде города, самостоятельность, ответственности в действиях на дороге, умение предвидеть опасные ситуации и избегать их;
Воспитательный:
- сформирована культура поведения у детей и родителей в процессе работы над проектом;
- привиты начальные навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- - сформировано сознательное отношение к своим и чужим поступкам;
- - развито отрицательное отношение к нарушениям ПДД.
Работа по реализации проекта ведётся в трёх направлениях, это:
- Работа с воспитанниками:
- диагностика (определение уровня сформированности навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде);
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- организованные формы обучения на занятиях;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- реализацию программы « Безопасность»;
- экскурсии и наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- игра;
- развлечения;
- Работа с родителями
- анкетирование;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- консультации;
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- родительские собрания;
- совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
- изучение опыта семейного воспитания «Воспитание грамотного пешехода»;
- выставка рисунков, плакатов по ПДД;
- Работа с педагогами:
- Консультации для педагогов по проблеме;
- Выставка игровых и дидактических пособий;
- Презентация материалов для родителей;
- Выпуск листовок “Зеленый огонек”;
- Научно-методическое обеспечение педагогов;
- Разработка критериев, диагностических карт для детей по ПДД;
Ресурсное обеспечение:
1. Уголок «Дорожного движения».
2. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
3. Методический инструментарий.
4. Макеты улиц.
Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
1.3. Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание работы | Срок |
1 | 2 | 3 |
I.Подготовительный Цель: определить основные направления работы. Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам формирования навыков обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду. | Изучение нормативно-правовой базы Тестирование
Анкетирование родителей по проблеме
Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге | октябрь 2019
октябрь 2019
ноябрь 2019
декабрь2019
|
II. Организационный
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека. Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу; создать необходимые условия (мотивационные, организационные, нормативно-правовые, программно-методические, информационные, материально-технические) для профилактики детского травматизма. | Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности
Обеспечение условий для реализации проекта.
| январь 2020
В ходе реализации проекта
Январь 2020
|
III. Основной (практический) Цель: провести мероприятия проекта по профилактике детского дорожного травматизма. Задачи: подбор инновационных методов работы по организации профилактики детского дорожного травматизма; повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики детского травматизма; использование активных форм организации детей. | Внедрение в образовательный процесс эффективных методик обучения детей безопасному поведению на дороге. Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ
“Родительский всеобуч” (просвещение родителей по вопросам ПДД) Реализация комплексной программы «Безопасность» | январь-март 2020
январь-март 2020
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта |
IV. Аналитический Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта. Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы. | Анализ и обработка промежуточных результатов по реализации проекта
Анализ и обработка результатов по реализации проекта.
Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем | Март 2020
Апрель 2020
Апрель 2020 |
V. Заключительный Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада, обеспечивающихбезопасность жизнедеятельности человека. Задачи: представить опыт. | Презентация проекта
| Май 2020
|
2.4. План работы по реализации проекта
№ | Содержание мероприятий | Ответственный | Срок исполнения |
I. Учебно – методическое обеспечение | |||
1 | Приобретение методической литературы, плакатов по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения | Учитель-логопед | В течение года |
2 | Пополнение «Дорожной библиотеки», подбор литературы, наглядных и дидактических пособий, игр, информационных документов по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма | Учитель-логопед | Февраль 2020 |
3 | Пополнение каталога пословиц и поговорок «Азбука безопасности», картотеки «Дети и дорога» | Учитель-логопед | В течение года |
4 | Изготовление дорожных знаков | Воспитатели | В течение года |
5 | Пополнение и обновление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение», «Город – транспорт» по Правилам дорожного движения | Воспитатели | В течение года |
II. Организационная работа | |||
1 | Консультация по теме «Дорожно-транспортный травматизм» | Учитель-логопед | Сентябрь |
2
| Консультация «Нормативно – правовая база по Правилам дорожного движения» | Учитель-логопед | Сентябрь |
3 | Оформление стенда «Азбука безопасности» | Учитель-логопед | сентябрь |
III. Работа с педагогическими работниками | |||
1
1.1 | Работа с воспитателями:
Консультация «Меры профилактики дорожно-транспортных происшествий во время сопровождения воспитанников при их передвижении пешком и на транспортных средствах» | Учитель-логопед | В ходе реализации проекта
|
1.2
| Консультация «Типичные ошибки при обучении детей ПДД» | Учитель-логопед | Октябрь |
2 | Оформление выставок методической литературы и пособий: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» | Учитель-логопед
| Январь |
3 | Викторина «Школа светофорных наук» для родителей | Учитель-логопед | Ноябрь |
IV. Работа с родителями | |||
1 | Анкетирование «Грамотный пешеход». | Учитель-логопед | Сентябрь, февраль |
2 | Оформление папок-передвижек по безопасности движения: «Дорожные важности» «Будьте внимательны на улице» «Наши лучшие друзья – правила движения» «Научите ребенка различать дорожные знаки» | Учитель-логопед | В течение года |
3
| Консультации для родителей: «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге» «Когда начинать рассказывать ребенку о дорожных опасностях» «Что читать детям по ПДД» «Я и мой ребенок на улицах города» «Будьте бдительны на улицах города»
«Научите ребенка различать дорожные знаки» «Мой путь в школу» «Правила дорожного движения» «Правила поведения при сезонных изменениях погоды» «Поездка детей в санаторий»: - выполнение правил личной безопасности; - посадка, поведение в транспорте, выход из автобуса. «Советы родителям будущих первоклассников от ГИБДД» | Учитель-логопед | В течение года |
4 | Выпуск листовок, буклетов для родителей: «Дорожная азбука» «Будь примером в соблюдении правил дорожного движения» «Родителям и детям о ПДД» «Три закона пешехода на дороге» «Поведение взрослых на улице – пример для малышей» «Водитель-дорога- дети» «Как научить ребенка безопасному поведению на улице» «Правила безопасного поведения на проезжей части» «Ребенок и автомобиль» Фотомонтаж «Я – пешеход» | Учитель-логопед | В течение года
|
5 | Совместное изготовление макетов «Наша улица», «Улицы, по которым мы ходим», атрибутов к подвижным и сюжетно-ролевым играм | Учитель-логопед, члены родительского комитета | В течение года |
6 | Изучение опыта работы семей | Учитель-логопед | В течение года |
7 | День открытых дверей «Изучаем вместе с детьми правила дорожного движения» - показ занятий, развлечений | Учитель-логопед | ноябрь |
8 | Организация выставки «Дружим с улицей» | Учитель-логопед | апрель |
V. Работа с воспитанниками | |||
1 | Организация изучения Правил дорожного движения с воспитанниками согласно образовательной программы | Учитель-логопед | В течение года |
2 | Проведение бесед: «Знаки вокруг нас» «Твой приятель – светофор» «Зачем нужны дорожные знаки» «Наш город» «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад» «Мы – пассажиры» «Мы – пешеходы» «Красный, желтый, зеленый» «Основные части улицы» «Правила поведения в общественном транспорте» «Транспорт» «Улица» «Светофор» «Транспорт на нашей улице» «Мы в автобусе» «Пешеходный переход» «Наши верные друзья – светофоры» «Дорога не место для игр» | Учитель-логопед
Учитель-логопед | В течение года
В течение года |
3 | Проведение с воспитанниками развлечений | Учитель-логопед | ноябрь
|
4 | Развлечение: - тематическое развлечение «Ходи по улице с умом»;
|
Учитель-логопед
|
ноябрь
|
5 | Детское творчество с тематикой безопасного движения (рисование, лепка, конструирование) | Учитель-логопед | в течение года |
6 | Чтение художественной литературы; составление рассказов по сюжетным картинам; заучивание стихотворений по правилам дорожного движения | Учитель-логопед | в течение года |
7 | Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые,театрализованные) | Учитель-логопед | ежемесячно |
Методическая работа | |||
5 | Открытые занятия на тему: - «Прогулка с Машей» - составление рассказа по сюжетной картине «Случай на улице». | Учитель-логопед | Ноябрь-январь |
6 | Пополнение кабинета, детской литературой и наглядными пособиями | Учитель-логопед | в течение года |
7. | Подбор конспектов занятий, развлечений и досугов по правилам дорожного движения.
| Учитель-логопед | в течение года |
3. ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методическая литература и наглядные пособия:
1. Безопасность. Учебно-методическое пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста./ Н.Н. Авдеева, н.Л. Князева, Р.В. Стеркина. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004.
2. Безопасность. Рабочие тетради 1-4./ Н.Н. Авдеева, н.Л. Князева, Р.В. Стеркина. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2003.
3. Дорожная безопасность. Дидактический материал. / С.В. Вохринцева. Екатеринбург: «Страна Фантазий», 2003.
4. Три сигнала светофора./ Сост. Т.Ф.Саулина. Москва. «Мозаика-Синтез», 2009.
5. Правила – наши помощники. Демонстрационные картины с методическими рекомендациями. / А.В. Горская. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2006.
6. Дети и знаки. / Л.М. Кларина Москва, «Новая школа», 1992.
7. Дорожные знаки. / А. Тюняев. «Ин» библиотека детского сада.
8. Дорожные знаки. Набор карточек. / Москва: ЗАО «МИР подразделений, 2009.
9. Набор плакатов «Дорожная азбука». / Москва: «Кедр», 2008.
10. Правила дорожного движения дошкольникам. / С.Н. Черепанова. Москва: «Скрипторий 2003», 2008.
11. Дорожные знаки в картинках. / «Гном и Д», 2009.
12. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова. Москва: ТЦ «Сфера», 2005.
13. Основы безопасного поведения дошкольников. / О.В. Чермашенцева. Волгоград: «Учитель», 2008.
14. Ты и Дорога. Азбука безопасности для детей 6-7 лет. / Л. Радзиевская. «ОНИКС», 2008.
15. Правила дорожного движения. Нестандартные занятия. Подготовительная группа./ Н.Б. Улашенко. Волгоград: «Корифей», 2010.
16. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. Подготовительная группа. / Л.Б. Поддубная. Волгоград:«Корифей», 2009.
17. Правила дорожного движения. Разработки занятий. Старшая группа. / Л.Б. Поддубная. Волгоград: «Корифей», 2009.
18. Правила дорожного движения. Разработки занятий. Средняя группа. / Л.Б. Поддубная. Волгоград: «Корифей», 2009.
19. Правила дорожного движения. Разработки занятий. Младшая группа. / Л.Б. Поддубная. Волгоград: «Корифей», 2009.
20. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. Младшая и средняя группы. / Л.Б. Поддубная. Волгоград: «Корифей», 2010.
21. Безопасность дорожного движения. Раскладушка. / Москва: ТЦ «Сфера», 2009.
22. Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников. Комплект сюжетных картинок.
23. Газета «Добрая дорога детства»».
24. Правила дорожного движения Российской Федерации.
25. Художественная литература с тематикой дорожного движения.
26. Дидактические игры.
27. Как уберечь детей от опасности при переходе улицы.(Учебно-наглядные плакаты).
28. Методические рекомендации по предупреждению ДТТ в дошкольных учреждениях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ НА ТЕМУ:
«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ»
Тема | Формы работы | Сроки | Ответственный |
Формы и методы обучения детей поведению на улице | Консультация | сентябрь | Учитель-логопед |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ
Группа | ||
Развитие речи | Изобразительная деятельность | |
Старшая | 1.Рассматривание транспорта. 2. Сравнение транспорта 3. Беседа с рассматриванием иллюстраций «О правилах дорожного движения» 4. Заучивание стихотворений 5.Чтение, перессказ, составление рассказов о правилах дорожного движения. 6.Беседа с решением проблемных ситуаций. | 1. Аппликация «Транспорт», «Вырежи и наклей любой вид транспорта» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
« Я И МОЙ РЕБЕНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ПРОСИМ ВАС ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ( Нужное подчеркнуть)
АНКЕТА ПОМОЖЕТ УЗНАТЬ, МОГУТ ЛИ ВАШИ ДЕТИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА И ЗНАКОМЫ ЛИ ОНИ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
1. Ваш ребенок знает:
· название города, в котором живет; свой домашний адрес: название улицы, номер дома и квартиры, а также номер телефона;
· название улицы, номер дома, квартиры, телефона;
· домашний адрес, но не полностью.
2. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:
· пешком;
· на транспорте.
3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:
· переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке;
· переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.
4. Кто научил ребенка соблюдать правила?
· детский сад;
· родители;
· бабушка, дедушка.
5. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?
· ежедневно;
· иногда;
· очень редко;
· не говорим на эту тему;
· другие ответы.
6. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может рассказать, что они обозначают?
· да;
· нет;
· затрудняюсь ответить.
7. Как Ваш ребенок ведет себя в общественном транспорте?
· спокойно стоит на остановке;
· садится вместе со взрослым в автобус;
· не шумит;
· если есть возможность – садится на свободное сиденье;
· не высовывается из окна;
· не сорит в автобусе.
8. Соблюдаете ли Вы сами правила движения?
· всегда соблюдаю;
· не всегда;
· не соблюдаю.
9. Нарушаете ли Вы правила, когда идете с ребенком?
· нет;
· иногда бывает, когда спешим;
· не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.
10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:
· будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;
· будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;
· неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице
могут только родители.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Экспресс-тест для родителей.
Цель: Определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям.
Необходимо выбрать наиболее предпочтительное решение из двух вариантов; А и В:
1. А – Ребенок должен знать, какие службы экстренной помощи вызвать при ДТП. Б – Ребенку это не нужно, с ним всегда взрослый.
2. А – Необходимы беседы родителей о том, что играть на дороге опасно. Б – Правилам дорожного движения должны обучать в детском саду.
3 А – Нельзя оставлять детей без присмотра в машинах. Б – Нужно доверять детям, приучать к самостоятельности.
4 А – Знакомить детей с различными произведениями литературы, в которых изложены дорожные ситуации. Б – Дети смотрят в основном телевизионные передачи, и сами черпают знания о ПДД.
Ключ к тесту: Если предпочтение отдается варианту: А – вы сообщаете ребенку определенные знания, умения о выполнении правил дорожного движения Б - вы не осознаете своей роли в предупреждении дорожно-транспортных происшествий с вашими детьми
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Вопросник для воспитателей по обучению детей правилам дорожного движения.
Цель: выявить знания воспитателей по обучению и воспитанию детей правилам дорожного движения.
1. Ф.И.О. педагога
_____________________________________________________________
2. Стаж работы педагога
________________________________________________________
3. Перечислите основные методы обучения и воспитания детей правилам дорожного движения
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
4. Перечислите основные формы проведений занятий по правилам дорожного движения
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
5. Укажите, словесные методы обучения правилам дорожного движения
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
6. Допишите методы и приемы развития и активизации познавательной и учебной деятельности: объяснение, поисковые вопросы
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
7. Назовите наглядные основные методы обучения, которые используются при обучении правилам дорожного движения
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
МОНИТОРИНГ
Старшая группа.
Качество знаний о правилах дорожного движения:
- Знает, кого называют пешеходом и почему:
-ответь, кого называют пешеходом и почему?
- Знает, где безопасно переходить дорогу:
-как ты думаешь, где безопасно переходить дорогу?
- Знает, что такое дорожные ловушки, ориентируется в них, может заметить скрытую опасность:
-расскажи, что такое дорожная ловушка, почему она так называется? Как в нее не попасть?
- Знает, что обозначает каждый сигнал светофора для пешехода, для водителя:
-расскажи, что обозначает каждый сигнал светофора для пешехода, а для
водителя?
- Знает, почему нельзя ходить толпой по тротуару:
-как ты думаешь, что произойдет, если ходить толпой по тротуару?
- Знает и называет различные виды транспортных средств по способу передвижения и функционально:
-скажи, как различают транспорт по способу передвижения, приведи примеры. Как различают транспорт в зависимости от того, что на нем перевозят, приведи примеры.
Качество умений и навыков культуры поведения в дорожно-транспортной среде города:
- Правильно переходит дорогу (в положенном месте) и в соответствии со световыми сигналами светофора, может предвидеть скрытую опасность и правильно на нее среагировать:
- опрос родителей, наблюдения в игровой деятельности.
- Свободно ориентируется в помещении, на участке детского сада, и в прилегающей к детскому саду местности:
- опрос родителей, наблюдения в совместной деятельности, экскурсиях.
- Правильно действует в подвижных играх, быстро реагирует на сигнал воспитателя:
-наблюдения в игровой деятельности.
4. Сформирована культура поведения в общественном транспорте, на улице,
делает замечания взрослым и сверстникам, нарушающим правила
поведения:
- наблюдения в игровой деятельности, опрос родителей.
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Подбери слова”
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Учитель-логопед называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
- Наземный транспорт
- Воздушный транспорт
- Предупреждающие знаки
- Запрещающие знаки
- Знаки сервиса
- Сигналы светофора
- Действия человека /Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп./
Методика для детей старшего дошкольного возраста “Продолжи предложение”
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
- Пешеходы всегда должны двигаться…….
- Я никогда не нарушаю………
- Светофор состоит из……..
- Я знаю, что знаки бывают……..
- Я помню случай, когда на дороге…….
- Плохо, когда взрослые…..
- Регулировщик, это человек, который…..
- Пассажирам автобуса запрещается…….
- Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Дорожная история”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов. При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.
Оценка результатов: “отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе. “хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные. “плохо” - ребенок не сумел придумать историю.
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Запомни рисунок”.
Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.
Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8 предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."
Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий......
Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...
Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма
Консультация для родителей...
проект "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ"
Проект, направленный на создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положит...
«По предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей, рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Чаще всего сами дети являются причиной дорожно-транспортных происшествий. А ответ простой: дорожное происшествие означ...
Акция «Безопасные каникулы» в преддверии весенних каникул, с целью снижения дорожно-транспортных происшествий и профилактики детского дорожно- транспортного травматизма»
Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны. Ребенок не только осваивает элементарные правила дорожно...