Педагогический проект "Сочиняем сказку"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на формирование умения сочинять сказки, используя карточки - картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический проект "Сочиняем сказку" | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Лесовичок»
Педагогический проект
«Сочиняем вместе»
Разработчики проекта:
Воспитатель I кв. категории
Воронцова Надежда Сергеевна
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели
Сроки реализации проекта:
1месяц (ноябрь)
География проекта:
Архангельская обл. г.Новодвинск
Новодвинск
2015 год
Содержание проекта
«Сочиняем вместе»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Сухомлинский
Актуальность.
Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребенок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка.
Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, — это особая реальность мира чувств. Она раскрывает рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности, и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним.
К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность- это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Дети знакомятся со множеством разнообразных сказок, но ещё больше, чем узнавать известные сказки, они обожают сочинять свои.
А взрослые только рады этому, ведь сочинительство – это школа мышления, способ развития речи, воображения, эмоций и многого другого. Юный автор может проиграть собственные проблемы, а также учится децентрации, помогающей встать над обстоятельствами, учитывать разные точки зрения.
Творческое рассказывание строится на особой психологической основе- детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказки необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.
Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития. Это же подтверждают результаты мониторинга. На начало года низкий уровень развития речи наблюдается у 40% воспитанников и лишь у 6% наблюдался высокий уровень владения речевыми умениями. Анализ мониторинга, так же показал, что особую трудность для детей представляет собой оформление контекстного высказывания.
Занимаясь сочинительской деятельностью, нами были выявлены дефекты, «клиповое сознание». То есть, у сочинённых детьми сказок, нет структуры истории, противоречия не замечаются; вектор действий меняется спонтанно, нелогично. Действия персонажей не связаны друг с другом, и появление новых персонажей не мотивированно (как в компьютерных играх). Нет ориентации на слушателей, есть только взаимодействие с карточками. И в результате: нет истории как таковой, есть лишь обрывки фантазий.
Родители, как самые главные наставники для детей, понимают значение сочинительства сказок, но как показало анкетирование, не знают многих приёмов используемых при сочинительстве сказок и не умеют пользоваться известными.
Таким образом, выявив противоречие между тем, что уметь сочинять сказки необходимо как родителям, так и детям и тем, что ни те не другие не владеют этим умением в полной мере, у нас возникла идея создать с детьми и родителями библиотеку книг собственного сочинения.
Разрешая возникшее противоречие, мы поставили перед собой цель:
Формировать умение сочинять сказки, используя карточки - картинки.
Задачи:
- Познакомить с дидактическим приёмом - использование карточек с изображением, для сочинения сказок.
- Формировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, определять его место и время прохождения.
- Развивать умение логически завершать какой – либо рассказ.
- Подвести к коллективному сочинению сказки.
- Развивать связную речь детей, работать над ее выразительностью.
- Способствовать развитию словаря, формированию грамматического строя речи.
- Развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать.
- Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Проект рассчитан на участников: родители, дети, воспитатель.
Тип проекта: педагогический.
По числу участников проекта: групповой
По продолжительности: краткосрочный – 1 месяц
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По методам доминирующим в проекте: практико – ориентированные
Образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Действия
Направленные на среду | Направленные на детей | Направленные на родителей |
Пополнить центр развития речи настольно – печатными играми по теме «Творческое рассказывание» («В стране котландии», «Поиграем в сказку», «Развиваем воображение» и др.). Оформить в центре книги выставку «Волшебные сказки» | Проводить различные игры на развитие воображения. В НОД давать задания на изменение рассказа, сказки, истории, героев в соответствии с сюжетом. Способствовать активизации словаря детей через составление описательных характеристик героев, событий. | Объяснить значение умения сочинять сказки. Привлечь к созданию библиотеки сказок, собственного сочинения. |
Календарный план выполнения проекта.
Этапы реализации проекта. Сроки реализации. | Содержание | Ответственные (участники) | Прогнозируемый результат | |
Подготовительный этап 1 неделя | 2.11-9.11 | Подбор методической литературы, разработка совместной деятельности, иллюстрированного материала; пособий, атрибутов для дидактической, игровой, театрализованной деятельности. | Воспитатель Воронцова Н.С. (воспитатель) | Систематизирован материал методической литературы. Подготовлен материал, пособия, атрибуты. |
Консультации для родителей «Сочиняем сказки с детьми». (С использованием ИКТ) | Воспитатель Воронцова Н.С. (родители, воспитатель) | Родители в теории познакомились с дидактическим методом – использование картинок при сочинении сказок. | ||
Технологический этап 2 недели | 9.11-16.11 16.11-23.11 | Оформление выставки книг «Волшебные сказки» | Воспитатель Воронцова Н.С. (родители, воспитатель) | Дети наглядно познакомятся с разнообразием книг – волшебных сказок. Рассмотрят иллюстрации героев, ситуаций, волшебных предметов книг. |
Знакомство детей с волшебными сказками по программе «Детство». | Воспитатель Воронцова Н.С. (дети, воспитатель) | Дети познакомились со сказками: «Василиса Прекрасная», «Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо», «Семь Симеонов», «Снегурочка», «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Финист – Ясный сокол», «Заколдованная королевна», «Жар птица и Василиса Царевна». | ||
Участие в выставке детских рисунков на тему: «Русские сказки глазами детей» (ДДТ) | Дети проявят себя творчески в рисунках, вспомнят героев сказок. | |||
Беседа с детьми на тему: “Как начинаются волшебные сказки”. | Дети знают, что такое зачин сказки и умеют самостоятельно подбирать слова к началу сказки. | |||
Посещение детской библиотеки - мероприятие на тему «Волшебная сказка – какая она?» | Дети познакомились со структурой волшебной сказки, с её неизменными атрибутами. | |||
Проведение совместной деятельности «Вижу сказку» (с применением нетрадиционной техники - кляксография) | Дети учатся видеть в пятнах сказочных героев, волшебные предметы и др. | |||
Проведение дидактических игр: «Закончи сказку», «Подбери картинки к сказке», «Волшебный предмет», «Измени героя». | Дети умеют продолжать начатую сказку и выстраивать её в логическую цепочку соответственно структуре волшебной сказки. Дети умеют придумывать волшебство к любому предложенному предмету. Дети умеют наделять отрицательными качествами положительного героя и наоборот. | |||
Проведение открытого мероприятия для родителей: совместная деятельность - коллективное сочинение сказки с использованием картинок. | Дети учатся слушать и слышать друг друга; сочинять сказку вместе при помощи картинок. Родители на практике видят как использовать картинки при сочинении сказок. | |||
Завершающий этап 1 неделя | 23.11-30.11 | Изготовление приглашений на игру «Сочиним сказку вместе». | Воспитатель Воронцова Н.С. (дети, воспитатель) | Изготовлены приглашения на игру. Дети заинтересованы в том, чтобы родители пришли на мероприятие. |
Подготовка пособий, оформление презентации к мероприятию; продумывание оформления зала. | Воспитатель Воронцова Н.С. (дети, воспитатель) | Готовы пособия необходимые к проведению мероприятия. Дети нарисовали придуманных героев, воспитатель знает, чем дополнить оформление зала. | ||
Проведение игры для родителей и детей «Сочиним сказку вместе» | Воспитатель Воронцова Н.С. (дети, родители, воспитатель) | Родители на практике научились сочинять сказку вместе с детьми, используя картинки, как дидактический метод. Дети получили удовольствие от общения с родителями и показали на практике свои умения сочинять сказки. |
Для успешной реализации проекта мы использовали методы:
Словесный – устные консультации, беседы, объяснение, чтение, рассказ, словесные игры.
Наглядный – оформление папок-передвижек для родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций, книг, карточек для игры, атрибутов сказок. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.
Практический – дидактические игры по обучению детей сочинительству, коллективное сочинение, изготовление приглашений, оформление зала
В завершающем этапе мы планируем получить такие результаты:
Дети: получат новые знания (научатся сочинять сказки, используя различные приёмы), проявят себя творчески в процессе сочинительства и продуктивной деятельности.
Оценивая эффективность в работе с детьми, мы провели:
- Открытое мероприятие для родителей – совместная деятельность «Сказочники».
- Игра для родителей и детей «Сочиним сказку вместе»
Родители: получат новые знания о том, как сочинять сказки, используя картинки, получат эмоциональный отклик от взаимодействия с детьми в процессе игры.
Оценивая эффективность в работе с родителями, мы провели:
- Анкетирование «Сочиняем вместе».
Нами были созданы условия по реализации проекта.
- Кадровые ресурсы: педагоги группы
- Материально – технические ресурсы: ИКТ
фотоаппарат
магнитофон
- Информационные ресурсы: папки-передвижки
чтение, рассказ сказок
просмотр видео отрывка НОД
интернет ресурсы (страница в Контакте)
- Финансовые ресурсы: материальная база ДУ
Смета проекта.
№ | Материалы | Кол-во | Стоимость |
1. | Настольно-печатные игры | 2-3 | 400р. |
3. | Белый картон | 1 | 50р. |
5. | Гуашь | 1 | 80р. |
6. | Кисти | 15 | 200р. |
8. | Фотографии | 15 | 80р. |
9. | Альбом для рисования (25л.) | 1 | 40р. |
Всего: | 850руб. |
При реализации данного проекта возможны следующие риски:
Риски | Меры по их устранению |
Неисправность ИКТ при показе презентаций для детей средствами PowerPoint. | Приготовить наглядный материал по содержанию презентаций. |
Работники детской библиотеки отказали в проведении мероприятия с детьми | Разработать проведение НОД на тему «Волшебная сказка – какая она?» |
Малая посещаемость при проведении игры «Сочиним сказку вместе» | Продумать игру в малых группах детей и родителей. |
В перспективе мы планируем продолжить работу по теме проекта и оформлять книжки – самоделки придуманных сказок как в ДОО, так и с родителями. А так же инсценировать одну из сказок и показать малышам (родители будут готовить костюмы).
Возможность распространения проекта.
- Презентация проекта на педсовете в ДОО.
- Участие в интернет конкурсах по проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Сказка в гости к нам спешит" для детей младшего возраста"
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувств...
Консультация для родителей "Психолого-педагогическое значение сказки"
Психолого-педагогическое значение сказки...
Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
Педагогический проект "Сказка за сказкой"
Педагогический проектпо развитию речина тему: «Сказка за сказкой»во второй младшей группы...
Психолого-педагогический проект «Сказка учит, сказка лечит...»
Актуальность: Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче ...
Педагогический проект "Сказка за сказкой "
Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Театрализованная игра является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в ранне...