Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_v_skazku.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

1. Связная речь:

  • Учить детей сочинять нелепицы про козла и лису;
  • Помочь придумать другую концовку к сказке “Лиса и козел”, используя условные заместители для обозначения персонажей;
  • Знакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
  • Учит озаглавливать, выделяя смысл каждой части;
  • Знакомить с жанровой особенностью сказок: приемом тройственности;
  • Развивать умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц.

2. Грамматика:

  • Знакомить с термином “предложение”;
  • Упражнять в построение предложения, замене слов в предложении.

3. Словарь:

  • Учить подбирать образные выражения к придуманным героям (зайцу, мышке);
  • Подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, браниться).

4. Звуковая культура речи:

  • Добиваться четкого произношения слов, включая звук (з), в скороговорки про козла
    (Девочка везла на возу козленка, козла и козу);
  • Упражнять в произнесении скороговорки в медленном и быстром темпе;

5. Развивать воображение, мышление и творческую активность. Воспитывать интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к народным сказкам, красоте родного языка.

Словарная работа: горюет; зазеваться; бранится; зачин; середина; концовка; сказочники; норушка; попрыгайчик; зайчик – побегайчик; длиннохвостый; короткохвостый; небылица; предложение; слово; звук.

Предшествующая работа воспитателя:

  • Разработка и составление конспекта.
  • Подбор художественного слова (р.н.с. “Лиса и козел”); скороговорка; стихотворение “В мире много сказок”
  • Музыкальный материал к зтюдам психогимнастики на выражении отдельных эмоциональных состояний.
  • Подбор музыкальных произведений:
  • Изучение литературы:
  • Бородич А.М “Методика развития речи детей”.
  • Ворошина “Обучение творческому рассказыванию” / Д/В № 2 1991 г.
  • Васильева М.А “Программа воспитания и обучения в детском саду”.
  • Вераксы Н.Е “От рождения до школы”.
  • Габова Р.И “Методика обучению пересказа детей старшего дошкольного возраста”.
  • Короткова Э.П.“Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию”.
  • Леушина А.М “Развитие связной речи у дошкольников”.
  • “Развитие речи детей дошкольного возраста”/ Под. ред. Ф.А.Сохина.
  • Смольникова Н.Г. “Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников”.
  • Селиверстов В.И “Речевые игры детей дошкольников”.
  • Ушакова О.С.“Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду”.
  • Ушаковой О.С. “Занятия по развитию речи в детском саду”.
  • Ушаковой О.С. “Развитие речи и творчества дошкольников”
  • “Хрестоматия для дошкольников”. / Под ред.Л.М Гурович; Л.Б Береговая.
  • Чисякова М.И “Психогимнастика”.
  • Шорохова О.А. “Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста”.
  • Эльконин Д.Б. “Развитие речи дошкольного возраста”.

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение и пересказ р.н.с. “Лиса и козел” с использованием условных заместителей персонажей сказки.
  • Проведение игры-драматизации р.н.с. “Лиса и козел”
  • Проведение пантомимических этюдов по содержанию литературного текста.
  • Проведение дидактических игр “История в картинках”, “Длинная история”, “Что сначала, что потом”, “Составь рассказ по картинке”, “Сложи и расскажи”, “Знаешь ли ты сказку?”, “Занимательное путешествие”, “Речевые кубы”
  • Дыхательная гимнастика “Дровосеки”, “Пильщики”, “Петушок”, “Насосы”, “Дифференцированный носовой и ротовой выдох”.
  • Артикуляционная гимнастика “В гостях у бабушки с дедушкой”.
  • Проведение речевых игр “Исправь ошибку”, “Живые слова”, “Это правда или нет”, “Когда это бывает”, “Наоборот”, “Игра в художники”, “Подбери картинку к выражению”, “Распутай небылицу”, “Фантазеры”, “Опиши предмет”, “Скажи точнее”, “Кто больше увидит”, “Рассказ Незнайки”.
  • Индивидуальная работа: 
    продолжать работу по развитию связной монологической речи старших дошкольников, охватывая разные стороны речевого развития:
    1. Связная речь: построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок, придумывание небылиц.
    2. Словарь: уделять особое внимание правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
        Осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности.
    3. Грамматика: конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.
    4. Звуковая культура речи: выразительное интонирование, четкая артикуляция.

Индивидуальная работа: подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению сказки; добиваться правильных и полных ответов; обратить внимание па правильное произнесение окончаний в словах; добиваться при рассказывании сказки выразительного исполнения диалогов действующих лиц; использовании разных типов предложений; добиваться отчетливого произнесения скороговорки в разном темпе.

Структура:

1. Сюрпризный момент “Встреча со сказочницой” (30 с.).
2. Дыхательная гимнастика (1 мин.).
3. Полет на ковре самолете. Художественное слово (стихотворение “В мире много сказок”). (1,5 мин.)
4. Беседа и составление схемы сказки (4мин.).
5. Придумывание концовки сказки (5 мин.).
6. Психогимнастика “Пантомимические этюды” (2 мин.).
7. Придумывание небылиц про героев сказки. Игра “Замени слово” (5 мин.).
8. Произнесение скороговорки в разном темпе.(2 мин.).
9. Прощание со сказкой. Подведение итогов. (1 мин.).
10. Прощание с детьми. Полет на ковре-самолете (30 с.).

Оборудование:

  1. Модели животных – 2шт. (лиса, козел).
  2. Модель колодца – 1шт.
  3. Модели елок, дерева – 3шт.
  4. Модели пеньков – 2шт.
  5. Фланелеграф.
  6. Мольберт.
  7. Схемы упражнений на дыхание – 2 шт.
  8. Схемы медленного и быстрого темпа – 2 шт.
  9. Схемы колодца – 3 шт.
  10. Фигуры-заместители персонажей сказки – 6 шт.
  11. Ковер-самолет.
  12. Костюм сказочницы Василисы.
  13. Магнитофон.

Организация детей:

http://festival.1september.ru/articles/605681/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/605681/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/605681/img3.gif

(Дети заходят в музыкальный зал.)

(Воспитатель, нарядившись сказочницей, встречает детей у дверей).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сказочница Василиса из волшебной страны сказок. Рада приветствовать вас мои юные друзья! А вы любите сказки? (Ответы детей.) Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие на ковре-самолете. Нужно подготовиться к полету, выполним упражнения на дыхание.

(Воспитатель на мольберте показывает схемы упражнений.)

Воспитатель: Упражнения выполняем по три раза. 
Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.
Затем глубокий вдох носом и выдох носом.

Воспитатель: Перед вами ковер-самолет, садитесь на него и полетим.

(Дети садятся на ковер.)

Воспитатель: Вот теперь все готовы! Отправляемся в полет.

(Звучит спокойная мелодия.)

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться
Ваша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостю заходи.

Воспитатель: Вот мы и прилетели в сказочную страну. Проходите гости дорогие.

Посмотрите как красиво кругом!

(Подходим вместе с детьми к поляне, где видим изображение козла и лисы, которая выглядывает из колодца.)

Как вы, думаете в какую сказку мы попали с вами?

Дети: “Лиса и козел”.

Воспитатель: Молодцы, ребята сразу догадались, в какую сказку мы попали. О чем это сказка?

Дети: О хитрости и глупости. Лиса хитрая, козел глупый. Лиса его обманула, перехитрила.

Воспитатель: Чему учит эта сказка?

(Дети высказываются.)

Воспитатель: К этой сказке подходит пословица: “Век живи, век учись”.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, отдохните после полета.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Какие слова в сказке вам больше всего понравились? /ответы детей/.

Воспитатель: Послушайте, какое интересное слово “горюет”. Как можно сказать по другому?

Дети: Печалится, грустит.

Воспитатель: Бранится…

Дети: Ругаться.

Воспитатель: На ворон зазеваться…

Дети: Быть невнимательным.

Воспитатель: Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Начало в сказке называется зачином. Какое название можно придумать к ее началу?

Дети: Лиса в колодце.

Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?

Дети: Глупый козел в колодце.

Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к концовке?

Дети: Спасение козла.

(Воспитатель предлагает фланелеграф, разделенный на три части, на каждой из них схематично изображен колодец.)

Воспитатель: Дима поставь необходимые в каждой части сказки фигурки-заместители, обозначающие героев сказки (лиса – оранжевый круг, козел – серый вытянутый треугольник, хозяин – черный прямоугольник).

Воспитатель: Ребята, кто придумывает сказки?

Дети: Сказочники.

Воспитатель: Давайте поиграем в сказочников, придумаем другую концовку сказки “Лиса и козел”,но так, чтобы козел встретился с другими героями: зайцем, мышкой и мальчиком Петей.

Воспитатель: Как в сказках называют зайчика?

Дети: Зайчик – побегайчик, попрыгайчик.

Воспитатель: Какой зайчик?

Дети: Серенький, длинноухий, короткохвостый.

(Воспитатель одновременно показывает фигуры-заместители новых персонажей:
мышка – серый маленький треугольник с волнистой чертой;
заяц – белый перевернутый треугольник; Петя – синий прямоугольник).

Воспитатель: Как в сказках называют мышку?

Дети: Норушка.

Воспитатель: Какими словами можно сказать про мышку, какая она?

Дети: Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком.

Воспитатель: Фигурки для новых героев сказки мы с вами подобрали

(Фигурки – заместители старых персонажей на фланелеграфе воспитатель убирает.)

Воспитатель: Вспомните, в сказках важные события всегда происходят трижды, только в третий раз герою везет. Так и будет в нашей сказке. Концовка должна быть веселой, интересной, короткой и законченной.

(Дети сочиняют, выкладывая на фланелеграфе фигурки – заместители. Заслушиваются 2–3 новых концовок сказки “Лиса и козел”.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, конец сказки у каждого получился веселым, забавным и интересным. Вы настоящие сказочники!

Воспитатель: Приглашаю вас на ковер-самолет немного отдохнуть и поиграть. Давайте, изобразим героев сказки.

(Звучит музыка.)

(Пантомимические этюды “Злость”, “Горе”, “Радость”, “Глупость”, “Хитрость”. Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.)

Воспитатель: Персонаж сердиться: скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняем вниз;
Радуется: улыбаемся, покачиваем головой, выполняем пружинку;
Горюет: подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза, вздергиваем брови под углом, опускаем голову;
Глупый козел: сделайте удивленные, круглые глаза; перешагивание с ноги на ногу;
Хитрая лиса: прищуриваем глаза, делаем повороты туловищем.

Воспитатель: Поиграли, повеселились, садимся на стульчики. Ребята, что можно придумывать кроме сказок, рассказов.

Дети: Частушки, загадки, стихи, небылицы, путаницы, нелепицы.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличаются небылицы от сказки?

Дети: У сказки есть зачин, середина, концовка, а небылица состоит из одного предложения.

Воспитатель: Игра в сказочников продолжается. Давайте придумаем небылицы про героев сказки.

(Ответы детей.)

Сколько слов в предложении? Кто хочет быть словом?

(Вызываю по желанию детей, называя их по словам.)

Воспитатель: Ребята, как можно распутать нелепицу?

Дети: Надо заменить слова?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Замени слово”. Какие слова здесь можно заменить?

(Ребенок назвавший новое слово, меняется местами с другим ребенком.)

Воспитатель: Что получилось, какое предложение?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте придумаем другую нелепицу про лису. Как ее можно распутать? Какие слова можно заменить.

Воспитатель: Ребята, вы настоящие сказочники! Столько интересных небылиц придумали. Понравилось вам придумывать небылицы?

Дети: Да!

Воспитатель: Послушайте скороговорку: “Девочка везла на возу козленка, козла и козу”. Какой звук чаще встречается в этой скороговорке?

Дети: (з).

Воспитатель: Произнесем скороговорку в быстром и медленном темпе. Внимательно смотрим на схемы.

(Воспитатель показывает схему с изображением самолета – дети произносят скороговорку в быстром темпе; воспитатель показывает схему с изображением черепахи – дети произносят ее медленно.)

Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке закончилось. Понравилось ли вам игра в сказочников?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы все были прилежными учениками и справились со всеми заданиями. Придумали интересные, веселые концовки и сочинили забавные небылицы про героев сказки. Чтобы вы запомнили это путешествие, я хотела бы вам подарить одного из героев сказки – мышонка. Пусть эта частичка сказки сохранится у вас на долгую память.

(Воспитатель раздает мышат каждому ребенку.)

Воспитатель: Пора возвращаться домой. Садитесь поудобнее на ковер-самолет. 
Мне очень понравилось с вами путешествовать.
Приятно было с вами пообщаться. Большое спасибо.

В добрый путь мои юные друзья. До свидания! До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой образовательной деятельности по развитию когнитивных процессов для детей старшего дошкольного возраста

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый«этаж» за...

Конспект образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

Конспект образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраст...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»

Данный материал будет интересен для воспитателей дошкольных групп общеразвивающей направленности, а так же для воспитателей,  работающих с детьми с нарушением речевого развития.  Содержание ...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект непрерывно – образовательной деятельности  по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формиро...