Конспект логопедического занятия по коррекции общего недоразвития речи "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Данное занятие способствует профилактике дисграфии через упражнения по актуализации и закреплению знаний по лексической теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_-_kopiya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №154»
КОНСПЕКТ
фронтального логопедического занятия
по коррекции общего недоразвития речи в подготовительной к школе группе
Тема занятия: «Зимующие птицы»
Выполнила воспитатель
МБДОУ «Детский сад №154»
Ленинского района
Канакова Елена Валерьевна
г. Нижний Новгород 2014г.
Цель: профилактика дисграфии через упражнения по актуализации и закреплению знаний по лексичекой теме.Задачи
Коррекционно-развивающие:
- Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- Совершенствование грамматического строя речи )образование форм творительного падежа и употребление предлогов).
- Согласование числительных с существительными.
- Совершенствование зрительного и слухового внимания
- Совершенствование мелкой и обшей моторики.
- Развитие мышления и памяти.
Образовательные:
- Расширение и активизация словаря по теме “Зимующие птицы”.
- Развитие общеречевых навыков.
- Обогащение лексики родственными словами.
- Развитие творческого воображения.
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к природе родного края, к птицам.
- Воспитание отзывчивости.
- Умение работать в коллективе.
Оборудование: картинки для упражнений на слоговой анализ, наглядный материал для упражнения на звуковой анализ, кедровые орехи,, карточки с силуэтами птиц, предметные картинки с изображением воробьев, схемы предложений, карточки с изображением схем предлогов.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
Сегодня первый день зимы, 1 декабря и я вас приглашаю на прогулку в парк. Аудиозапись
- Закройте глаза и представьте, что вы очутились в парке. Небо укрыли серые тучи, снежинки кружатся в воздухе. Тишина. Березы в белых шапках склонили головы, загрустили ели. Вы слышите: “Шум, хлопанье крыльев и голоса. Это птицы слетелись на березу!” (Аудиозапись голосов птиц).
- Голоса, каких птиц вы узнали?
- Я узнал голоса вороны и воробья.
- А, я узнала голос голубя и сороки
- А я снегиря, совы.
- Какие это птицы?
- Это зимующие птицы.
2. Слоговой анализ.
В парке открыта “птичья столовая”, я предлагаю вам разделить птиц по кормушкам. Если в названии зимующей городской птицы 2 слога, то вы отнесете птицу к кормушке, на которой сидят две птицы, если же в названии зимующей городской птицы 3 слога, то вы отнесете ее к кормушке, на которой сидят 3 птицы. Но будьте внимательны и осторожны, на ветвях березы сидят гости из леса, не спугните их.
ВО – РО - БЕЙ | ГО - ЛУБЬ |
- Назовите птиц, которые остались на березе?
- На березе остались сова, дятел, сорока – это лесные птицы.
3. Звуковой анализ.
Аудиозапись.
- Вы слышите, вьюга воет, снежинки кружатся в воздухе. Нам пора возвращаться в детский сад.
- Ребята посмотрите ветер перепутал названия лесных птиц и теперь дятел, сова и сорока не смогут вернуться домой. Нам нужно помочь лесным друзьям. Поместите справа от звуковой схемы изображение птицы.
- Рома, название какой птицы соответствует первая схема?
Сколько гласных звуков в слове “СОВА”? Назови гласные звуки.
- Алина, вторая схема соответствует названию какой птицы.
Сколько твердых согласных в слове “СОРОКА”? Назови их.
- Кирилл, третья схема соответствует названию какой птицы?
Сколько мягких согласных в слове “ДЯТЕЛ”. Назови их.
4. Развитие мелкой моторики.
- Как, вы думаете, чем птицы питаются зимой в лесу?
Мы угостим лесных друзей кедровыми орехами (на столах стоит угощение для птиц (тарелочки с семенами, семечками, кедровыми орехами) дети поочередно то правой, то левой рукой выбирают кедровые орехи).
5. Развитие зрительного внимания.
- Ветер утих все вокруг белым-бело, птицы могут вернуться в лес, а мы их проводим. Возьмите карточки с силуэтами птиц, глазками найдите сороку, сову, дятла. Выберите один из трех силуэтов, ту птицу, которую вы хотите проводить и обведите ее простым карандашом.
- А сейчас мы вернемся в парк на поляну, к березе. Мальчики посадят своих птиц на березу, а девочки под березу.
6. Физминутка.
“Снеговик”
Давай дружок смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
7. Согласование числительного с существительным.
А вот и воробьиная стайка подлетела, подойдем поближе и посчитаем воробьев в стайке
- Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
- Как вы думаете, что воробьи искали на поляне под снегом?
- Воробьи голодны, а в парке открыта птичья столовая, накормим воробьев.
Дети проходят за столы.
- Составление предложений по опорной схеме.
-
- Где сидит воробей?
- Воробей сидит в кормушке, на кормушке, под кормушкой, перед кормушкой, за кормушкой, у кормушки, над кормушкой.
Воробей
Кормушка
Вся стайка собралась у кормушки!
9. Подбор родственных слов.
- Подберите родственные слова к слову “Кормушка”.
Дети подбирают слова.
10. Образование форм творительного падежа.
- Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила кормушку с лакомством для птиц. Сегодня на прогулке вы угостите птиц. Посмотрите на корм и скажите кому что?
Ответы детей:
- Я угощу синицу семечками.
- Я угощу воробья крошками.
- Я угощу снегиря ягодами.
- Я угощу голубя булкой.
11. Возвращение детей в детский сад.
12. Итог занятия.
13. Окончание занятия
Анализ занятия:
При планировании занятия были поставлены цели: образовательные, воспитательные и личные.
Реализуя образовательные цели, я чётко выполняла программные задачи занятия. На мой взгляд, все дети справились с предлагаемыми заданиями.
В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения. Каждая часть занятия выполняет свою определённую цель. В занятии мной сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.
На мой взгляд, дети хорошо справились с согаслование числительных с сущестивтельным и звуковом анализе слов.Не вызвало трудностей у них составление предложений. Я считаю, что лексический запас у детей достаточный. Однако необходимо продолжать упражнять детей в составлении сложно-подчинённых предложений, так как данная работа актуальна для старшего дошкольного возраста и эти умения будут востребованы в школе.
Считаю, что вызвало трудность у детей задание, направленное на составление правильного предложения из предложенных слов, но вероятно это из-за того, что не достаточно чётко сформулировано задание, отсюда – затруднения у детей.
Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использованный мною комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми лексико-грамматических категорий.
Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных
приёмов, используемых в логопедии, мною были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опиралось на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала, подобранного в соответствии с возрастными особенностями детей, биоэнергопластика. Широко использовались дидактические игры и упражнения.
На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки, слайды). Как необходимый элемент логопедического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (выкладывание снеговиков, сбор картинки, биоэнергопластика, составление схемы предложения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по коррекции ОНР в средней группе детского сада. Тема "Огород.Овощи"
Конспектлогопедического занятияпо коррекции ОНРв средней группе детского сада Тема «Огород. Овощи». Цель Прове...
Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи «Профессии»
Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи«Профессии»...
Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Вы...
Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста ...
Итоговое логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет)Тема :"Занимательные приключения на таинственном острове".
Конспект итогового открытого логопедического занятия для детей подготовительного к школе возраста с общим недоразвитием речи....
Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи с использованием методики В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет».
Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий....
Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...