Конспект логопедического занятия по коррекции общего недоразвития речи "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Канакова Елена Валерьевна

Данное занятие способствует профилактике дисграфии через упражнения по актуализации и закреплению знаний по лексической теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №154»

КОНСПЕКТ

фронтального логопедического занятия

по коррекции общего недоразвития речи в подготовительной к школе группе

Тема занятия: «Зимующие птицы»

 Выполнила  воспитатель

МБДОУ «Детский сад №154»

 Ленинского района

Канакова Елена Валерьевна

г. Нижний Новгород 2014г.


Цель: профилактика дисграфии через упражнения по актуализации и закреплению знаний по лексичекой теме.

Задачи

Коррекционно-развивающие: 

  1. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  2. Совершенствование грамматического строя речи )образование форм творительного падежа и употребление предлогов).
  3. Согласование числительных с существительными.
  4. Совершенствование зрительного и слухового внимания
  5. Совершенствование мелкой и обшей моторики.
  6. Развитие мышления и памяти.

Образовательные: 

  1. Расширение и активизация словаря по теме “Зимующие птицы”.
  2. Развитие общеречевых навыков.
  3. Обогащение лексики родственными словами.
  4. Развитие творческого воображения.

Воспитательные: 

  1. Воспитание бережного отношения к природе родного края, к птицам.
  2. Воспитание отзывчивости.
  3. Умение работать в коллективе.

Оборудование: картинки для упражнений на слоговой анализ, наглядный материал для упражнения на звуковой анализ, кедровые орехи,, карточки с силуэтами птиц, предметные картинки с изображением воробьев, схемы предложений, карточки с изображением схем предлогов.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Приветствие.

Сегодня первый день зимы, 1 декабря и я вас приглашаю на прогулку в парк. Аудиозапись

- Закройте глаза и представьте, что вы очутились в парке. Небо укрыли серые тучи, снежинки кружатся в воздухе. Тишина. Березы в белых шапках склонили головы, загрустили ели. Вы слышите: “Шум, хлопанье крыльев и голоса. Это птицы слетелись на березу!” (Аудиозапись голосов птиц).

- Голоса, каких птиц вы узнали?

- Я узнал голоса вороны и воробья.

- А, я узнала голос голубя и сороки

- А я снегиря, совы.

- Какие это птицы?

- Это зимующие птицы.

2. Слоговой анализ.

В парке открыта “птичья столовая”, я предлагаю вам разделить птиц по кормушкам. Если в названии зимующей городской птицы 2 слога, то вы отнесете птицу к кормушке, на которой сидят две птицы, если же в названии зимующей городской птицы 3 слога, то вы отнесете ее к кормушке, на которой сидят 3 птицы. Но будьте внимательны и осторожны, на ветвях березы сидят гости из леса, не спугните их.

http://festival.1september.ru/articles/502427/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/502427/img2.gif

ВО – РО - БЕЙ
СИ – НИ - ЦА

ГО - ЛУБЬ
СНЕ – ГИРЬ

- Назовите птиц, которые остались на березе?

- На березе остались сова, дятел, сорока – это лесные птицы.

3. Звуковой анализ.

Аудиозапись.

- Вы слышите, вьюга воет, снежинки кружатся в воздухе. Нам пора возвращаться в детский сад.

- Ребята посмотрите ветер перепутал названия лесных птиц и теперь дятел, сова и сорока не смогут вернуться домой. Нам нужно помочь лесным друзьям. Поместите справа от звуковой схемы изображение птицы.

- Рома, название какой птицы соответствует первая схема?

http://festival.1september.ru/articles/502427/img3.gif

Сколько гласных звуков в слове “СОВА”? Назови гласные звуки.

- Алина, вторая схема соответствует названию какой птицы.

http://festival.1september.ru/articles/502427/img4.gif

Сколько твердых согласных в слове “СОРОКА”? Назови их.

- Кирилл, третья схема соответствует названию какой птицы?

http://festival.1september.ru/articles/502427/img5.gif

Сколько мягких согласных в слове “ДЯТЕЛ”. Назови их.

4. Развитие мелкой моторики.

- Как, вы думаете, чем птицы питаются зимой в лесу?

Мы угостим лесных друзей кедровыми орехами (на столах стоит угощение для птиц (тарелочки с семенами, семечками, кедровыми орехами) дети поочередно то правой, то левой рукой выбирают кедровые орехи).

5. Развитие зрительного внимания.

- Ветер утих все вокруг белым-бело, птицы могут вернуться в лес, а мы их проводим. Возьмите карточки с силуэтами птиц, глазками найдите сороку, сову, дятла. Выберите один из трех силуэтов, ту птицу, которую вы хотите проводить и обведите ее простым карандашом.

- А сейчас мы вернемся в парк на поляну, к березе. Мальчики посадят своих птиц на березу, а девочки под березу.

6. Физминутка.

“Снеговик”

Давай дружок смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.

7. Согласование числительного с существительным.

А вот и воробьиная стайка подлетела, подойдем поближе и посчитаем воробьев в стайке

- Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.

-

- Как вы думаете, что воробьи искали на поляне под снегом?

- Воробьи голодны, а в парке открыта птичья столовая, накормим воробьев.

Дети проходят за столы.

  1. Составление предложений по опорной схеме.

   -

- Где сидит воробей?

- Воробей сидит в кормушке, на кормушке, под кормушкой, перед кормушкой, за кормушкой, у кормушки, над кормушкой.

Воробей             img10.gif (158 bytes)                               

Кормушка http://festival.1september.ru/articles/502427/img11.gif

Вся стайка собралась у кормушки!

9. Подбор родственных слов.

- Подберите родственные слова к слову “Кормушка”.

Дети подбирают слова.

10. Образование форм творительного падежа.

- Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила кормушку с лакомством для птиц. Сегодня на прогулке вы угостите птиц. Посмотрите на корм и скажите кому что?

Ответы детей:

- Я угощу синицу семечками.

- Я угощу воробья крошками.

- Я угощу снегиря ягодами.

- Я угощу голубя булкой.

11. Возвращение детей в детский сад.

12. Итог занятия.

13. Окончание занятия

Анализ занятия:

При планировании занятия были поставлены цели: образовательные, воспитательные и личные.

 Реализуя образовательные цели,  я чётко выполняла программные задачи занятия. На мой взгляд, все дети справились с предлагаемыми заданиями.

В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения.  Каждая часть занятия   выполняет свою определённую цель. В   занятии мной сделан акцент  на упражняемость, подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.

На мой взгляд, дети хорошо справились с согаслование числительных с сущестивтельным и звуковом анализе слов.Не вызвало трудностей у них составление предложений. Я считаю, что лексический запас у детей достаточный. Однако необходимо продолжать упражнять детей в составлении сложно-подчинённых предложений,  так как данная работа актуальна для старшего дошкольного возраста и эти умения будут востребованы в школе.

Считаю, что вызвало трудность у детей  задание, направленное на составление правильного предложения из предложенных слов, но вероятно это из-за того, что не достаточно  чётко сформулировано задание, отсюда – затруднения у детей.

Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использованный мною комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми лексико-грамматических категорий.

Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных

приёмов, используемых в логопедии, мною были отобраны следующие:  образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опиралось  на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала, подобранного в соответствии с возрастными особенностями детей,  биоэнергопластика. Широко использовались  дидактические игры и упражнения.

На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы:  слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки, слайды). Как необходимый элемент логопедического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (выкладывание снеговиков, сбор картинки, биоэнергопластика, составление схемы предложения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции ОНР в средней группе детского сада. Тема "Огород.Овощи"

Конспектлогопедического  занятияпо   коррекции ОНРв средней группе детского сада      Тема «Огород. Овощи».     Цель  Прове...

Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи «Профессии»

Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи«Профессии»...

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Вы...

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста ...

Итоговое логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет)Тема :"Занимательные приключения на таинственном острове".

Конспект  итогового  открытого логопедического занятия для детей  подготовительного к школе возраста  с общим недоразвитием речи....

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи с использованием методики В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет».

Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий....

Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...