Конспект НОД Образовательная деятельность - развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гильмутянова Юлия Валерьевна

Тема "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 «СКАЗКА»

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе

Образовательная область – развитие речи

Тема: «Осень»

                            Подготовила: воспитатель

                                                                   Гильмутянова Ю.В

г. Нефтекамск 2014 г.

Конспект образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе на тему «Осень»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель.

Интегративные цели:

 Закрепить знания детей о времени года - осень.

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени.
  2. Уточнить названия осенних месяцев.
  3. Уточнить и закрепить знания о подготовке диких животных к зиме осенью.

Развивающие задачи:

 1. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

 2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Развивать эмоциональную сферу детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

2. Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы.

3. Воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности.

Формы работы с детьми: художественное слово, загадки,  рассматривание картин детьми, вопросы детям, ответы детей, обобщение ответов детей, чтение стихотворения Ивана Бунина «Листопад»,  физминутка «Медведь», игры, слушание музыки.

Словарная работа:  бабье лето, цветной ковер,  поздняя осень - серебряная, румянец осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени; игра «Подбери предмет к признакам»; наблюдения за живой природой на прогулке; наблюдения за деревьями на территории ДОУ; рассматривание иллюстраций о лесе, показ презентации «Как дикие животные готовятся к зиме».

Материал и оборудование :  гелиевые шарики, коробочка в виде книги,  осенние листочки (дубовые, рябиновые, березовые, кленовые, картины: «Золотая осень», «Деревья: дуб, рябина, береза,  клен», 4 корзинки, мяч.

Средство ТСО: аудиозапись звуков осеннего леса, ветра, дождя, песня « Наступила осень».

Ход проведения:

 Организационный момент:

 «Друг на друга посмотрели,

 Крепко за руки взялись.

 Влево-вправо повернулись,

 И друг другу улыбнулись»

  Сюрпризный момент: (играет мелодичная музыка)

 В : Интересно, откуда льется такая чудесная мелодия? - вношу необыкновенный воздушный  шар, привязанный к коробочке в виде книжки.

 В:-Ребята, посмотрите какая большая красивая книга. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней.

 -Не открывается, наверно надо сказать волшебные слова. Кто из вас знает волшебные слова?

 3. Речевая разминка (дети говорят волшебные слова-пожалуйста, ахалай-махалай, абра-кадабра, РЕКС-ПЕКС, ПОЖАЛУЙСТА и др.) - коробочка-книжка открывается.

В: - РЕБЯТА, А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ЛЕЖИТ В ЭТОЙ ВОЛШЕБНОЙ КНИГЕ?

- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

В:  А ЗДЕСЬ ЗАГАДКИ:

Листья желтые летят,

 Падают, кружатся,

 И под ноги просто так

 Как ковер ложатся!

 Что за желтый снегопад?

 Это просто ...

 (Листопад )

Мочит поле, лес и луг,

 Город, дом и всё вокруг!

 Облаков и туч он вождь,

 Ты же знаешь, это - ...(Дождь)

Летит, а не птица,

 Воет, а не зверь.

 (Ветер)

 

Дни стали короче,

 Длинней стали ночи,

 Кто скажет, кто знает,

 Когда это бывает?

 (Осенью)

В:- Ребята, давайте с вами закроем глаза и послушаем звуки природы, что вы слышите?  (аудиозапись «звуки природы»)

Дети:  шум ветра, шелест листьев, шум дождя.

В:- В какое время года можно услышать эти звуки, что они вам напоминают?

Дети: Осень.

- Да, ребятки это осень. Послушайте, как Иван Бунин пишет об осени

ЛИСТОПАД

 (отрывок)

Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

 Блестят в лазури голубой,

 Как вышки, елочки темнеют,

 А между кленами синеют

 То там, то здесь в листве сквозной

 Просветы в небо, что оконца.

 Лес пахнет дубом и сосной,

 За лето высох он от солнца,

 И Осень тихою вдовой

 Вступает в пестрый терем свой.

В:Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети. Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

В: А какие осенние месяцы вы знаете?

Д: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В: - А как называют осень в сентябре и почему?

Д:  Сентябрь это Ранняя осень.  Первый месяц осени, начало осени. Потому что еще стоят теплые, солнечные деньки. Особенно в начале месяца.  а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов. И листья на деревьях только начинают желтеть.

В. Это бархатный месяц, румянец осени. Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Д: Золотая осень. Золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. Земля покрыта цветным ковром. Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай).

В Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети. «Ворота зимы», Поздняя осень. Деревья голые листочки опали, пропали насекомые, идет снег, дни стали короче, не слышно пение птиц. Опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края,

В Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети. В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

В: осень бывает разная: ранняя, золотая и поздняя. Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Посмотрите сколько листочков прилетело к нам в группу.

В: А сейчас мы с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с разных деревьев. А вы отгадаете с какого дерева и какого цвета ваш листик. Я сейчас покажу вам дерево. И кто считает, что его листочек именно с этого дерева  подходят и вешают листочки на это дерево. «Раз, два, три. Листочки к дереву неси»

В: Молодцы, ребятки. Скажите, ребята кто живет в нашем башкирском лесу, кто любит душистый мед.  (медведь)

А сейчас мы с вами немного отдохнем. Представим что медведи. (идем на коврик)

 Физминутка «Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит

 От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

 Находит в дуплах мед

 И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)

 Облизывает лапу

 Сластена косолапый,

 А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)

 Медведя прогоняют.

 А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)

 Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

 Бредет лесной дорогой

 Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)

 Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)

 И пчелок вспоминает.

В: Не зря мы вспомнили про медведя.

Д: Скоро придет зима, выпадет много снега. Конечно животные тоже готовятся к зиме. Одни  укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы (медведь), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки мышки). Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

В: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где зимует?»  Я буду называть дикого животного, а вы называть, как он готовится к зиме, и где зимует.

Медведь, волк, мышь, белка, заяц, лиса, ёжик, рысь,  лягушки  (змеи, жабы)

 В: Давайте с вами превратимся в лесных зверей

1-2-3 вокруг себя обернись

И в лесных зверюшек превратись.

- В: О чем мы с вами говорили? Теперь вы знаете, что осень-красавица бывает разная.

Давайте назовем,  какая и когда она бывает. Играли в игру «Раз-два-три. Листочки к дереву неси», «Кто, где зимует».  Какая игра вам больше всего понравилась?

Как готовятся деревья осенью к зиме (сбрасывают листья и засыпают) А животные?

Художники изображают осеннюю пору разноцветными красками, поэты пишут замечательные стихотворения про осень, а музыканты сочиняют музыку и песни про осень. А сейчас присаживайтесь на коврик. И мы послушаем прекрасную песню  «Наступила Осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).Образовательная сфера[1]: речевое развитие.Форма организации: фр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие речи через театрализованную деятельность с элементами художественного творчества (лепка)

Программное содержание: повторить содержание русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Булатова; помочь запомнить сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя, вовлекать дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие р...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи»для детей младшей группы «Мишутка»

расширять, обобщать знания и представления детей об особенностях внешнего вида, поведения и жизни зимой зайца....

Конспект организованной образовательной деятельности (Развитие речи)

Данное занятие является итоговым по развитию речи во второй младшей группе. Занятие соответствует ФГОС....