Перспективный план по применению педагогической технологии развития коммуникативных умений
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Борисова Татьяна Ивановна
Развитие коммуникативных умений  у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. С этой целью мы разработали  педагогическую технологию развития коммуникативных умений на основе педагогической технологии «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности» Т.А. Гайворонской и В.А. Деркунской. 
Задачи  :
1. Способствовать развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
2. Развивать способность понимать собеседника;
3. Учить использовать в своей речи «вежливые слова»; замечать состояние другого человека, воспитывать умение приходить ему на помощь.
Был составлен перспективный план работы с детьми по развитию коммуникативных умений. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedtehnologiya.docx21.39 КБ
Файл pro_dunyu.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный  план по применению педагогической технологии развития коммуникативных умений

Месяц

Вторник

        Пятница

1

2

3

Первый этап технологии – организация диагностики

Январь

Цель: изучение развития  коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Второй этап технологии – активного обогащения

Февраль

1. Беседа – диалог: «Мы идем в театр»

1. Активизировать творческие проявления детей.
2. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового.

1. Игра: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

1. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость).
2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

1

2

3

2. Игра: «Попробуем измениться»

1. Развивать способность понимать собеседника.
2. Продолжать знакомить детей с понятиями «мимика», «жест».

3. «Рифмованные движения»

1. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия.
2. Развивать умение передавать эмоциональное состояние.

2. «Словесное комментирование» - сказка  «Зайка – зазнайка»

1. Учить доводить до детей замысел сказки.
2. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).

Февраль

1. Кукольный спектакль: «Три медведя»  
1.Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
2. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями.
3. Активизировать в речи детей образные выражения.  
2. Игрушки, народные игры и  забавы
1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей.
2. Расширять кругозор в историко – географическом развитии детей.
3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию артистических данных.
4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности.

1. «Театральные профессии»
1. Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.
2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.
3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.


2. Пантомимы: «Сон», «Испуг», «Печаль», «Радость», «Хвастовство»
1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
2. Учить передавать ритмизацией движения героя.

Февраль

1. Теневой театр: «Маша и медведь»

1. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой.
2. Самостоятельно обыгрывать.

1. Психогимнастика

 1. Учить детей угадывать по
выразительному исполнению
сказочных героев (злой принц,
Аленушка) их эмоциональные
состояния.
2. Развивать умение переключаться
с одного образа на другой.

2. Драматизация 
сказки: «Теремок»
1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.

1

2

3

2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
3. Формировать дружеские взаимоотношения.

Третий этап технологии

Март

1. Изготовление масок и костюмов по сказке: «Рукавичка»
1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке.
2. Развивать творчество, фантазию, выдумку.
3. Воспитывать уважение к старшим.
2. Разгадывание кроссворда: «Театральные профессии»
1. Расширять кругозор детей.
2. Закреплять знания о различных театральных профессиях.
3. Развивать у детей память.

1. Развлечение  «На бабушкином подворье» для детей младших групп

1. Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.

2. Активизировать познавательный интерес к театру.

3. Воспитывать у детей «зрительскую культуру».

Март

1. Просмотр видеокассеты по сказке: «Двенадцать месяцев»
1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев.
2. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.
3. Совершенствовать умение детей давать характеристику героям.
 2. Рисование по сказке «Двенадцать месяцев».
1. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи взаимосвязи между создаваемыми образами.
2. Развивать фантазию, творчество.

1. Упражнения на ритмизацию: «Движения героев сказки»
1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.
2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния.
2. Настольный театр по сказке: «Рукавичка»
1. Привлечь детей и родителей к изготовлению героев из пластилина, папье-маше, ткани.
2. Совершенствовать умение драматизировать сказку.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1

2

3

Март

1. Театрализованная игра «Друг всегда придет на помощь»
1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.
2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.
3. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

2. Развлечение «Про Дуню и Ваню» для детей младших групп

1. Музыкальная сказка для родителей: «Айболит и воробей»
1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке.
2. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.
3. Развивать умение выразительно передавать образы персонажей сказки.

Март

1. Игра-викторина: «Мы любим сказки»
1. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев.
2. Учить реализовывать свой творческий потенциал.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

1. Чтение татарской сказки «Медведь и лиса»

1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев.
2. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.

Четвертый этап технологии

Апрель

1. Игра-драматизация «Сорока-белобока» для детей младших групп

1. Закреплять умение  использовать в своей речи потешки, песенки, загадки, скороговорки.

2. Развивать  у детей коммуникативные способности: умение вести диалог, следить за речью партнеров, эмоционально исполнять взятую на себя роль.

1. Игра-драматизация по сказке «Морозко».

1. Учить детей понимать, что очень важно дослушать и выслушать партнера, а также видеть, что чувствует партнер.

Апрель

1.Игра-драматизация по татарской народной сказке «Гульчечек»

1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.
2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

1

2

3

3. Формировать дружеские взаимоотношения.

Апрель

Индивидуальные, подгрупповые и групповые взаимодействия с детьми

Цель: развитие коммуникативных умений у старших дошкольников

Задачи:

1. Создание условий для поддержания интереса дошкольников к театрализованной деятельности.

2. Активизация коммуникативного опыта.

3. Закрепление опыта самостоятельной театрализованной деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Конспект развлечения  «Про Дуню и Ваню»

для детей младшей группы

Цель: прививать у детей любовь к устному народному творчеству, родному языку. Развивать коммуникативные умения. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание слушать и самостоятельно читать потешки, пестушки, прибаутки.

Словарная работа: выглянет, гребешок, маслена, шелкова, голосисто, крапивушка, вволюшку, досыта, буренушка, пойло, рожок, бодаются, у лозочки, поскакивают, гусыньки, луженька, покрякивают, дубровка, помыкивают, конички, горочка, побрыкивают, колоколнышко.

Материал: ширма кукольного театра, декорации, куклы Дуня и Ваня, игрушки: петушок, корова, козлик

Ход развлечения:

Жили-были Дуня и Ваня. У них была корова Красавка, козлик Еремей, да петушок – золотой гребешок.

Как только солнце выглянет, петушок начинает громко кукарекать.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка!

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Утром, выгоняя коровушку из хлева, Дуня напевала:

Уж как я ль мою коровушку

                                 люблю!

Уж как я ль то ей крапивушку

                                нажну!

Кушай вволюшку, коровушка

                                     моя!

Ешь ты досыта буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку

                                 люблю!

Сытна пойла я коровушке

                                 налью,

Что б сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка

                                 дала.

Ваня, гнал коровушку на лужок пастись, травку шелковую щипать. Пригнав коровушку, звал пастушка:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок.

Рано утром на заре

Гони стадо к реке.

Овечки в речке умываются,

Барашки в овражке бодаются,

Козочки у лозочки поскакивают,

Гусыньки в луженьке покрякивают,

Коровки у дубровки помыкивают,

Конички у горочки побрыкивают.

А Дуня выпускала козлика в поле, привязывала к березке и напевала:

Привяжу я козлика

К белой березке,

Привяжу рогатого

К белой березке.

- Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся!

Белая березка,

- Стой, не качайся!

Закончив все дела Дуня и Ваня выходили на улицу поиграть, себя показать.

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки.

Вдруг налетела туча, и пошел дождик. Давайте поможем Дуне и Ване и попросим, чтобы дождик кончился:

Дождик-дождик,

Хватит лить,

Малых детушек

Мочить!

Молодцы, ребятки, помогли Ване и Дуне: кончился дождик. А теперь

давайте позовем солнышко:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Выглянуло на небе солнышко, появилась радуга.

Радуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка –

Колоколнышка!

Не заметили дети, как и ночь пришла. Вернулась из стада коровушка, напоив их молоком. Козлик вернулся с поля, прилег отдохнуть. Петушок

взлетел на жердочку.

Ночь пришла,

Темноту привела;

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уж поздно сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай…

Использованная литература:

  1. Иванова, Н.  Фольклор в развитии игрового творчества /Н.Иванова, Г.Кривошеева, Г. Панова  //Ребенок в детском саду. 2005. - № 2. -  С. 41 – 45.
  2. Детская литература /Под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.: Просвещение, 1999. С. 11 – 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста  в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок".  В работе описаны этапы педагогической...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений. Тема: Развитие общения и коммуникативных умений.

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений.Тема: Развитие общения и коммуникативных умений. Цели: - Изучение разных стилей общения- Развитие базисных коммуника...

Актуальность и применение техники эффективного общения "я-сообщение" в развитии коммуникативных умений и навыков детей младшего дошкольного возраста

      Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского,  А.Н. Леонтьева, является основой развития челов...

Педагогическая технология "Развитие исполнительских умений старших дошкольников в музыкально-дидактических играх"

Педагогическая технология "Развитие исполнительских умений старших дошкольников в музыкально-дидактических играх"...